Мобилизация Европы
Кому это надо?
Естественно, первыми клиентами мобильной коммерции должны стать активные пользователи мобильных телефонов. Поэтому с самого начала необходимо помнить о том, что сотовую связь использует прежде всего молодежь: 70% взрослого населения Англии в возрасте до 35 лет имеют сотовый телефон, и рынок близок к насыщению. Не менее важен и доход потенциального клиента: доля владельцев мобильных телефонов среди обеспеченных людей вдвое выше, чем аналогичный показатель среди представителей малоимущих слоев населения. Не последнюю роль играет и профессиональный состав “мобильных” абонентов: примерно треть составляют рабочие технических профессий – электрики, водители, ремонтные рабочие: мобильный телефон стал неотъемлемой частью их трудовой деятельности. Это надо учесть разработчикам приложений, поскольку рынок online-услуг для ПК, к примеру, всегда ориентировался на людей с высоким доходом и предлагал клиентам финансовые услуги, новости, электронную почту и образовательные возможности для детей. Работники физического труда более склонны к развлечениям, например, заметную часть свободных денег они тратят на платное телевидение. Поэтому и мобильные услуги, предлагаемые им, должны прежде всего ориентироваться на спорт, заказ музыки и кинофильмов.
Стоит принимать во внимание и место оказания услуг. Как показывают опросы, во Франции владельцы мобильных телефонов прежде всего заинтересованы в услугах мобильного банкинга, а в Германии – в мобильном общении путем коротких сообщений.
Несмотря на все сложности и сомнения, интерес к идее мобильной коммерции и новым мобильным услугам резко растет: в сентябре 1999 г. только четверть английских владельцев сотовых телефонов проявляли к ней интерес, а уже к маю 2000 г. эта цифра выросла до 68%. В Германии за тот же период произошел рост с 34 до 68%, а во Франции – с 40 до 61%.
Более всего популярна мобильность у молодежи. В трех крупнейших европейских странах от 55 до 60% взрослых, заинтересованных в мобильных услугах, – моложе 35 лет, хотя в количественном отношении эта группа представляет лишь треть взрослого населения. А тех, кому за 65 лет, среди “поклонников мобильности” всего 5% (20% населения по количеству). Интересно, что нет четко выделенной группы по уровню доходов. Это необычно, потому что всегда в высокотехнологичных услугах заинтересованы небедные люди – их пользовательские потребности выше среднестатистических, и они готовы платить за их удовлетворение. В случае мобильной коммерции ее распространение будет сильно зависеть не столько от уровня доходов, сколько от индивидуальных склонностей каждого человека: пользователи будут принимать услуги “в любом месте и в любое время” только в том случае, если те будут отвечать вполне конкретным запросам.
В ходе недавнего опроса, проведенного экспертами Gartner Group, были получены интересные результаты о готовности потребителей платить за различные мобильные услуги:
• гороскопы – 9% опрошенных;
• результаты лотерей – 8%;
• заказ билетов в кино – 61%;
• заказ билетов на концерты, в театры и на другие мероприятия – 64%;
• заказ столика в ресторане – 43%;
• информация о пробках на дорогах – 49%;
• спортивные результаты – 24%;
• новости – 25%;
• банкинг – 44%;
• операции с акциями – 33%;
• загрузка музыки – 28%.
Как показало исследование специалистов Forrester Research, мобильные каналы проведения транзакций являются востребованными, и дело только за тем, чтобы обеспечить их безопасность.
Аналитики прогнозируют, что в 2005 г. MasterCard International и Visa International инвестируют в развитие систем мобильных платежей в Европе несколько миллиардов евро, в то же время Swisscom и SEB считают, что общий объем инвестиций в эту сферу достигнет 35 млрд. евро для телекоммуникационных компаний и 25 млрд. – для банков.
Как заявили специалисты Forrester в июне 2001 г., самая реалистичная модель выглядит следующим образом: три оператора и три банка инвестируют в каждой отдельной стране, а три кредитные компании инвестируют в рамках всей Европы, то общий объем инвестиций достигнет 3,3 млрд. евро, что превышает уровень прибыли в 3,2 млрд., рассчитанный на 2005 г.
Некоторые страны, такие, например, как Испания, по мнению аналитиков, не будут принимать активного участия в развитии мобильных платежей, поскольку у них наблюдается слишком слабая конкуренция между операторами мобильной связи. Для успешного применения мобильных решений необходимо соответствующее окружение. Как показывает исследование Forrester, большинство пользователей (60%) положительно относятся к мобильным платежам, предоставляемым банками или совместными усилиями банков и телекоммуникационных компаний.
Несмотря на несколько поверхностное представление пользователей о существующих технологиях, исследование показало, что имеется определенный спрос на услуги мобильной коммерции, и он постоянно растет. Среди препятствий, которые мешают его развитию, можно выделить безопасность – 42% компаний не готовы предложить своим клиентам мобильные каналы из-за сомнений по поводу их надежности. Главной движущей силой мобильной коммерции большинство респондентов назвали улучшенный клиентский сервис и новые выходы на рынок. Вместе с тем большинство опрошенных считают, что безопасность передачи информации будет усилена с приходом на рынок новых устройств, сетей и протоколов.
Немного скепсиса
Есть и более скептические оценки. По данным Jupiter Media Metrix – американской аналитической компании, занимающейся исследованиями в области Интернета, к 2006 г. услугами мобильной передачи данных будет пользоваться около 40% американцев, однако на мобильную коммерцию они будут тратить только 4 млрд. долл., что составляет всего 2% от общих онлайновых расходов.
Многие винят в медленном развитии мобильной коммерции недостаточно развитые технологии и устройства, но так ли это на самом деле? Согласно исследованиям аналитиков, лишь 7% опрошенных готовы оплачивать товары и услуги непосредственно с мобильных телефонов. Показатель не такой уж высокий, однако есть и хорошие новости: эксперты Jupiter Media Metrix считают, что данные, передаваемые по беспроводным сетям, могут оказывать влияние на динамику покупок, совершаемых через Интернет и через традиционные магазины.
По мнению аналитиков, мобильным устройствам следует отвести определенную часть транзакционного процесса, но не всю сделку от начала и до конца. Так, например, пользователи могут использовать свои сотовые телефоны для поиска и сравнения цен на различные товары и услуги. Еще одна возможность использования мобильной связи заключается в распространении коротких текстовых сообщений, уведомляющих потребителя о том, что цена на товар опустилась ниже определенного предела, и он может его приобрести одним нажатием на кнопку.
Специалисты Jupiter заявляют, что прямая мобильная коммерция является не более чем мифом, однако не воспользоваться возможностями беспроводного информационного пространства в целях укрепления бизнеса было бы ошибкой. Ключевым моментом на данном этапе является консолидация образовательного элемента. Так, например, когда потребитель заказывает билеты у авиакомпании, ее сотрудник должен предложить ему присылать на мобильный телефон SMS-сообщения о задержках рейсов или скидках на билеты.
При этом провайдеры связи должны обратить внимание на стоимость эфирного времени, поскольку именно этот показатель является критичным для большинства потребителей и заставляет их отказываться от использования возможностей m-commerce. Провайдеры должны взимать обычную плату за каждую минуту эфирного времени, а по некоторым услугам, возможно, и за байты информации. Однако комиссионные должны использоваться только в случае последующего проведения мобильной транзакции.
Естественно, мобильная коммерция не наберет большого веса в ближайшее время и не составит значимой конкуренции электронной торговле. Однако m-commerce также будет развиваться, и в 2005 г. доходы на мобильном рынке составят, как уже отмечалось, 2,1 млрд. долл. – достаточно большие деньги, чтобы их игнорировать.
В целом, как считают аналитики Yankee Group, для того чтобы мечты о 3G стали реальностью, в течение ближайших пяти лет европейским операторам необходимо затратить на строительство сетей третьего поколения примерно 274 млрд. долл.
По данным исследований консалтинговой компании Frost&Sullivan, опросившей IT-руководителей 120 крупных фирм, 40 из которых представляли страны Азии, технология Bluetooth не вызывает восторга в серьезных бизнес-кругах, и ее перспективы все еще под вопросом. Особую озабоченность вызывает угроза безопасности информации, передаваемой в эфир Bluetooth-модулями. Другие недостатки, по мнению опрошенных, заключаются в возможной несовместимости устройств в сети и влиянии внешних помех. Правда, несмотря на пессимистические результаты опроса, Frost&Sullivan считает, что Bluetooth окажет значительное влияние на индустрию телекоммуникаций. Внедрение этой технологии в ПК и мобильные телефоны увеличит доход от продажи Bluetooth-устройств с 2 млрд. долл. в текущем году до 333 млрд. долл. в 2006г. Поставки модулей Bluetooth за этот период возрастут с 4,2 млн. до 1 млрд. штук. По данным опроса American Management Systems, более 60% европейских провайдеров услуг мобильной связи отмечают ограниченность развития мобильной коммерции изза нехватки прибыльных бизнес-моделей и рыночных возможностей. Более 75% опрошенных прогнозируют, что этот род деятельности обеспечит им не более 10% от валового дохода компании. Свыше 70% обеспокоены тем, что скорости в 3G-сетях окажутся невысокими, а 60% сомневаются в качестве и доступности для пользователей мобильных телефонов третьего поколения.
Развитие мобильной коммерции сильно ограничивает отсутствие понастоящему прибыльных бизнес-моделей |
Исследование, проведенное сиднейской компанией APT Strategies Pty Ltd., показало низкую популярность в Австралии таких услуг мобильной связи, как SMS-сообщения и доступ в Интернет с WAP-телефонов. 42% австралийских абонентов мобильной связи вообще не знают, что WAP существует. Только 55% понимают, чем отличается SMS от WAP.
В целом, как считают аналитики Yankee Group, для того чтобы мечты о 3G стали реальностью, в течение ближайших пяти лет европейским операторам необходимо затратить на строительство сетей третьего поколения примерно 274 млрд. долл. По мнению специалистов, широкое распространение в Европе и Северной Америке 3G-услуги получат не раньше конца 2004 г.
GPRS без WAP
На фоне запаздывания 3G роль катализатора развития рынка решений для мобильной коммерции многие эксперты возлагают на мобильные сети поколения 2,5G, или GPRS. Одно из основных преимуществ технологии GPRS заключается в том, что она позволяет пользователю быть “всегда на связи”, а информации – обновляться мгновенно. С ее помощью абоненты смогут постоянно иметь в своих PDA актуальные данные и не запрашивать каждый раз их обновления. Перспективы роста скорости передачи данных и расширения полосы пропускания также пробуждают во многих компаниях интерес к мобильной коммерции.
“Для операторов мобильной связи, производителей терминалов и поставщиков контента сети GPRS предоставляют уникальную возможность обучить абонентов и подготовить их к приходу услуг сетей третьего поколения 3G, – считает Джон Стренд, глава консалтинговой компании Strand Consult. – Кроме того, технология GPRS является стратегическим и эффективным первым шагом к возвращению колоссальных инвестиций, сделанных в 3G”. Однако при этом он предостерегает многих европейских мобильных операторов от попыток возродить неудачное внедрение WAP при помощи GPRS, чтобы поправить свой имидж, пошатнувшийся от провала введения WAP-услуг в GSM-сетях. По мнению Джона Стренда, они спешат сделать это и повторяют прежнюю ошибку – недостаточную подготовку при выводе технологии на рынок.
“Как было и в случае с WAP по сетям GSM, пока еще нет качественного контента, а поэтому нет заметного роста востребованности мобильных услуг, – отмечает глава Strand Consult. – Налицо явный дисбаланс: по данным Insight Research Corporation, большинство современных мобильных телефонов снабжены WAP-технологиями, и менее процента Интернет-сайтов имеют WAP-аналог”.
В свою очередь, другие аналитики высказывают осторожный оптимизм по поводу будущего мобильных услуг через сети 2,5G: “После введения услуг “всегда на связи” нас ожидает смена пользовательских привычек, – отмечает Марк Блауерс из The Buttler Group. – Но все это заработает в полную силу, когда появится GPRS-роуминг по всей Европе, а до тех пор компаниям надо серьезно подумать об эффективном внедрении мобильной коммерции и выводе ее на прибыльность в ограниченных рамках нынешней инфраструктуры”. Для большинства европейцев сегодня это означает – на базе сетей GSM.
Надо быть проще, возможно, даже глупее... Сегодня ряд компаний стремится доказать, что прибыль могут приносить и самые простые, но полезные пользовательские приложения на базе уже существующих сетей GSM. В качестве одного из примеров здесь может рассматриваться опыт немецкой компании paybox, работающей при поддержке Deutsche Bank (подробнее о бизнесе paybox читайте в “ПЛАС” №1/2002). paybox предоставляет своим клиентам возможность расплачиваться за покупки и услуги, например, за обед в ресторане, при помощи своего мобильного телефона. При этом деньги списываются непосредственно с банковского счета абонента.
Хотя большинство современных мобильных телефонов снабжены WAPтехнологиями, WAP-аналог имеют менее одного процента Интернетсайтов |
“Немаловажное преимущество наших услуг состоит в том, что мы предлагаем их уже сегодня, – подчеркивает Вихо Бирк, директор отдела потребительских товаров paybox. – Естественно, мы планируем предоставлять и более продвинутые услуги при помощи GPRS, но пока они дойдут до потребителя, пока терминалы GSM сменятся на трубки нового поколения, пройдет определенное время. Нам же необходимо иметь возможность удовлетворять потребности клиентов сегодня и сейчас”. В настоящий момент paybox предоставляет свои услуги в сфере мобильной коммерции в Германии, Австрии, Испании, Швеции и Великобритании и планирует активно распространять свою деятельность и дальше – по всей территории Европы.
По мнению некоторых экспертов, проведение платежных транзакций – отнюдь не единственное приложение мобильной коммерции для потребительского рынка, которое может стать популярным. Так, например, в аэропорту Амстердама Schiphol 40 миллионам ежегодно проходящих через него пассажиров предлагаются самые разные мобильные услуги: они могут зарегистрироваться через Интернет и получать на территории аэропорта на свой мобильный компьютер всю информацию о смене времени вылета, номере ворот выхода на посадку и т.п. Кроме того, пассажиры могут заказать себе авиабилеты, номер в гостинице, арендовать автомобиль или вызвать такси.
Аналитики указывают и на перспективность услуг, связанных с определением местонахождения абонента, особенно в перспективе постоянного нахождения “всегда на связи” в сетях GPRS. “Комбинация персонализации услуг в сочетании с локализацией пользователя способна породить целый спектр совершенно новых сервисов, – отмечает Лен Моррис, представитель компании Accenture, ответственный за развитие мобильной коммерции в Европе. – Думаю, что уже в этом году мы увидим первую волну таких услуг в Европе”.
Итак, можно с уверенностью заключить: сегодня участникам зарождающегося рынка мобильных услуг необходимо учесть, что потребители не должны и не будут заботиться о технологиях, которые используют их мобильные устройства, поскольку для развития m-commerce критична прежде всего востребованность предлагаемых услуг. Что же касается величины рыночного потенциала, то в соответствии с оценками IDC – аналитической компании, располагающей штатом из более 700 аналитиков, работающих в 43 странах мира, – обороты от предоставления мобильных сервисов (включая рекламу, спонсорство, подписку на новости) вырастут с 3,3 млрд. долл. США в 2001 г. до 44,8 млрд. долл. в 2005-м.
При этом важно помнить о том, что разработчики технологий, с невероятным энтузиазмом продвигая свои решения, на самом деле порой стараются поставить телегу впереди лошади. Гораздо целесообразнее фокусировать внимание на услугах, которые могут удовлетворить реальные потребности корпоративных и конечных пользователей здесь и сейчас, только это может привести к успеху. И уже сегодня наблюдаются несомненные признаки того, что рынок таких услуг начинает медленно, но верно расти – в этом и заключается залог их блистательного будущего.
Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 8 (78) ’2002 стр. 12