17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 327

Построение много уровневых эквайринговых систем-секрет сохранения инвестиций

Построение много уровневых эквайринговых систем-секрет сохранения инвестиций

Сегодня российский рынок POS-терминального оборудования не случайно характеризуется большинством экспертов как весьма активный сектор, стоящий на пороге интенсивного роста. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения как крупными, так и средними банками количества POS-терминальных устройств в сетях, обслуживаемых процессинговыми центрами. Необходимость поддержки тысяч разнотипных терминальных устройств, расположенных порой в разных городах, рост количества точек приема карт наряду с усложнением проектов и повышением требований к квалификации персонала привели к накоплению некой “критической массы”, переводящей процесс сопровождения устройств на качественно более сложный уровень. Ситуация усложняется еще и тем, что, как правило, в банках отсутствует четкая политика в сфере закупок оконечного оборудования. В результате разнообразных веяний, сменявших друг друга на российском рынке банковских услуг в течение нескольких последних лет, различного рода слияний и поглощений одних банков другими подавляющее большинство из них к настоящему времени успело обзавестись “пестрым” парком хостовых решений и оконечных устройств различных производителей. Очевидно, в такой ситуации каждый из них имеет весьма специфические требования к функционированию программного обеспечения. Одним из первых участников рынка, кто всерьез озаботился поиском выхода из этой ситуации, противоречивость которой все более усугубляется по мере расширения терминальных сетей, стала компания INPAS – единственный на сегодняшний день поставщик оборудования VeriFone в Россию. Компания INPAS является правопреемником Департамента транзакционных систем RRC и входит в состав RRC GROUP COMPANY. Руководство RRC GROUP COMPANY возложило на INPAS, помимо дистрибьюции оборудования VeriFone и обеспечения более гибкого реагирования на изменения требований клиентов в этом сегменте, дополнительную задачу, связанную с активизацией работы по созданию набора новых программных продуктов и решений.

VeriFone в России:  этапы большого пути.

Международная компания VeriFone является мировым лидером в производстве транзакционного оборудования. На сегодняшний день в мире установлено и используется более 9,5 млн. POS-терминалов VeriFone, что значительно превышает аналогичные показатели таких крупнейших конкурентов, как Hypercom и Ingenico. В России начало реальных продаж продукции VeriFone было положено в 1994 г. Этот этап продвижения оборудования VeriFone на российский рынок ознаменовался таким знаменательным для этого производителя событием, как установка 4-миллионного POS-терминала VeriFone в московском супермаркете “Новоарбатский”. В 1997 году компания RRC сумела устранить других дистрибьюторов и монополизировать канал поставки оборудования VeriFone.

Примечателен тот факт, что уже в 1998 г., сразу после августовского кризиса, компания RRC получила статус мастер-дистрибьютора VeriFone с правами локального офиса этой компании в России (собственного представительства в России у VeriFone нет).

Впоследствии закономерным этапом развития RRC стало ее преобразование в группу компаний с выделением трех крупных бизнес-направлений в самостоятельные структуры с собственной схемой управления и ведения бизнеса. В состав RRC GROUP COMPANY входят компании RRC Bussines Telecommunications, INLINE Technologies и INPAS, каждая из которых представляет свой собственный спектр оборудования и услуг. Как уже отмечалось, решениями в области автоматизации процесса функционирования эквайринговых систем с ноября 2000 г. занимается компания INPAS.

Всего на сегодняшний день общее число POS-терминалов, инсталлированных в России RRC и INPAS с 1994 г., составляет 36,5 тысячи устройств. С начала 2001 г., ставшего наиболее удачным, компания INPAS поставила на рынок 12 тыс. устройств. По оценке директора компании INPAS О. Шкинева, на сегодняшний день поставки компании составляют около 60% от всей инсталлированной базы. Результаты нынешнего года способны довести долю компании до 70%. При этом результаты исследования покупательского спроса показывают, что в 2002 г. уровень поставок может составить 16 тыс. терминалов. При определенных же позитивных движениях российских банков в сторону миграции на чип эта цифра способна превысить 20 тыс. устройств.

Идеология “горизонтальная”…

По словам О. Шкинева, в сегодняшней стратегии развития компании прослеживаются два самостоятельных идеологических направления, которые условно можно обозначить как горизонтальное и вертикальное.

Воплощением горизонтальной идеологии развития является создание комплексных решений для карточных проектов, включая поставку и сопровождение полного спектра транзакционного оборудования, разработку программного обеспечения для обслуживания карт с магнитной полосой и микропроцессорных карт (отдельную нишу занимает разработка программного обеспечения для EMV-проектов), а также разработку систем маршрутизации, управления сетями транзакционного оборудования и создание многоуровневых эквайринговых систем для карточных проектов. Компания INPAS разрабатывает гибкие решения, включающие оптимальный набор составляющих элементов при реализации конкретного проекта для клиента. Причем клиент самостоятельно принимает решение относительно структуры проекта, исходя из результатов диагностики эквайринговой сети. При необходимости каждое решение может быть модифицировано, что позволяет минимизировать затраты и создать экономичный проект.

…и идеология “вертикальная”

Помимо “горизонтального” направления развития деятельности INPAS, в настоящее время компания стремится активизировать свою работу и на вертикальном направлении, заключающемся в формировании многоуровневой эквайринговой сети.

В настоящее время очевидна реальная потребность интеграции большого количества разнотипного оборудования в сетях и его подключения к процессинговому центру. Задача усложняется тем, что различное оборудование, как правило, поддерживает протоколы обмена, отличающиеся от используемого банком. Независимо от того, с чего начинается построение эквайринговой сети – с зарплатных проектов, реализованных на АТМ, создания лоялти-программ для предприятий розничной торговли или автоматизации филиальной сети банков по приему пластиковых карт, – по мере ее развития расширяется клиентская база и появляются новые задачи. Для их решения необходимо создание систем, способных управлять работой большого количества разнотипного оборудования и позволяющих производить подключение доработки программного обеспечения.

POS-терминалы и АТМ – первые шаги в создании системы

Компания INPAS специализируется на поставках полного спектра транзакционного оборудования для проектов с использованием пластиковых платежных карт. В настоящее время клиентам предлагается новое поколение оборудования компании VeriFone – линейка многофункциональных POS-терминалов серии OMNI 3ХХХ. Схема работы новой линейки POS-терминалов радикально отличается от принципов работы устройств предыдущего поколения. Основа программного обеспечения модельного ряда OMNI 3ХХХ – многозадачная операционная система Verix, которая создает мультиаппликационную среду и обеспечивает одновременную работу нескольких независимых приложений на одном POS-терминале. Verix создает идеальную основу для создания приложений с дополнительными функциями, например, такими, как лояльность. Разделение приложений на аппаратном и программном уровне минимизирует или устраняет потребность повторной загрузки программного обеспечения при обновлении или изменении приложений. В модельном ряде OMNI 3ХХХ реализована последняя разработка VeriFone в области безопасности – уникальная архитектура безопасности VeriShield. Она обеспечивает безопасность эксплуатации терминала и полный контроль загружаемого в терминал программного обеспечения, предотвращая возможность несанкционированной модификации программного кода за счет реализации особенностей, составляющих основу широко обсуждаемых в последнее время общих требований к устройствам для ввода PIN-кода (PED-устройствам). Кроме того, VeriShield позволяет организовать различные схемы работы с загружаемыми вариантами приложений.

POS-терминал OMNI 3350

Многофункциональный POS-терминал OMNI 3350, уже хорошо знакомый многим российским банкам, представляет собой первый терминал нового модельного ряда, который поддерживает архитектуру безопасности VeriShield. OMNI 3350 позволяет реализовывать сложные проекты, комбинируя работу финансовых и нефинансовых приложений, а также различные программы лояльности. OMNI 3350 оснащен 32-разрядным процессором фирмы Motorola с 1 Мб ОЗУ и 2 Flash-памяти. Имеет ридеры как для магнитных, так и для микропроцессорных карт, встроенный модем со скоростью 14,4 Кбит/с, компрессией данных и коррекцией ошибок, графический дисплей и термопринтер. Принципиально важно, что уже в OMNI 3350 на программно-аппаратном уровне реализован максимально полный набор функциональных возможностей, важных для реализации EMV-проектов: Debit/Credit, MONDEX, CEPS, Stoped Value Purse.

POS-терминал OMNI 3600 GSM

Еще одним шагом к дальнейшему освоению российского рынка стал портативный терминал OMNI 3600 GSM. Терминал оснащен GSM-модемом, термопринтером с возможностью вывода графических изображений, считывателями для карт с магнитной полосой и микропроцессорных карт, 3 микромодулями SAM, большим жидкокристаллическим дисплеем и встроенным PINpad. Компактность и небольшой вес терминала дают возможность работы с ним вне офиса, не привязываясь к средствам коммуникаций, таким как телефонная линия и сеть электропитания. Благодаря этому OMNI 3600 GSM может использоваться для всех видов оплаты товаров и услуг, осуществляемых вне офиса в местах, где невозможно быстро установить аналогичное проводное оборудование. Поддерживая 24-часовую связь с хостом через GSM-модем, терминал обеспечивает проведение транзакций в любой точке земного шара в любое время.

POS-терминал OMNI 3750

OMNI 3750 – новейший представитель семейства POS-терминалов OMNI 3ХХХ – позволяет осуществлять полный спектр операций с использованием пластиковых карт с магнитной полосой и микропроцессорных карт. Терминал оснащен высокоскоростным процессором, встроенным PINpad, бесшумным термопринтером и большим графическим дисплеем, позволяющим создать интерфейс аналогичный интерфейсу АТМ. OMNI 3750 сочетает в себе мощность и возможности настольного устройства, что наряду с эргономичным дизайном, портативностью и легкостью позволяет передавать терминал клиенту для ввода PIN-кода.

От POS-терминалов к АТМ

Очевидно, что ни одна полнофункциональная многоуровневая эквайринговая сеть не может существовать отдельно от банкоматов. Причем в некоторых случаях их роль даже первична. Как известно, большинство сегодняшних зарплатных проектов в России начинаются (а часто, к сожалению, и заканчиваются) на уровне ATM. Ведь использование POS-терминалов начинается лишь тогда, когда платежная инфраструктура находит свое широкое развитие в черте города. Исходя из этого, в сентябре 2000 г. INPAS начала поставки АТМ компании Wincor Nixdorf на российский рынок. Однако, несмотря на успешность данного направления (с начала 2001 г. было продано более 30 ATM), как и в случае с VeriFone, ограничивать свою роль одной лишь дистрибьюцией продукции Wincor Nixdorf компания не намерена. По словам О. Шкинева, в ближайшие планы INPAS входит разработка системы управления банкоматами. При этом, как подчеркнул директор INPAS: “С точки зрения идеологии управления, мы не являемся приверженцами оборудования компании VeriFone или Wincor Nixdorf, поскольку любая система управления должна быть привязана к конкретному заказчику, который, как показывает практика, в большинстве случаев имеет в своей сети терминальные и банкоматные платформы различных производителей. Что же касается продукции Wincor Nixdorf, то, как только мы создадим систему управления ее банкоматами, следующим непременным этапом ее развития станет создание некой стандартной оболочки, позволяющей применять это решение к продукции других производителей ATM”.

Собственные программные разработки

Ни для кого не секрет, что одной из основных особенностей терминальных сетей в России является практически полное отсутствие стандартизации решений, используемых в хостовых системах. Использование огромного количества различных версий, разнообразных расширений коммуникационных протоколов в результате приводит к тому, что практически любой банк имеет какие-то индивидуальные особенности. Учитывая это, одним их основных принципов своей работы компания INPAS изначально выделила создание собственных программных решений, адаптированных под требования российского рынка. Поэтому все программные продукты INPAS основываются на собственных разработках, без использования “черных ящиков” зарубежных поставщиков. Подобная политика компании INPAS позволила ее клиентам реально контролировать собственные инвестиции в программные продукты, а также иметь возможность максимального сопровождения продукта и его доработок, модернизации и интеграции с другими продуктами, уже используемыми тем или иным банком.

EMV как двигатель торговли

Как известно, с октября будущего года все российские банки, являющиеся эмитентами карточек международных платежных систем Visa и Europay, должны будут полностью подготовить свои эквайринговые сети для обслуживания карт EMV-стандарта. Таким образом, им придется в срочном порядке заниматься заменой своего прежнего парка POS-терминалов, ориентируясь на продукцию, имеющую программное обеспечение, сертифицированное как минимум по Level 1. По мнению О. Шкинева, эта так называемая вторичная волна, связанная непосредственно с технологическими требованиями стандарта EMV, не только принесет с собой значительное количество дополнительных продаж, но и наглядно продемонстрирует, насколько реальным в этих условиях может стать сохранение инвестиций клиентов, о котором постоянно упоминают сегодня практически все поставщики терминального оборудования.

Ни для кого не секрет, что большинство прежних POS-терминалов окажется неспособным обслуживать чиповые карточные продукты. Их придется списывать, а стало быть, терять немалые средства, вложенные в них в свое время. Терминальному оборудованию VeriFone, поставленному INPAS, подобная участь не грозит. Дело в том, что более 24 тыс. инсталлированных здесь на сегодняшний день POS-терминалов – это модели OMNI 395 предыдущего поколения. При переходе банков, использующих эти устройства, на обслуживание карточек EMV-стандарта все они смогут “остаться в строю”, после того как будут модернизированы под прием новых продуктов благодаря небольшому “апгрейду”. Модернизация сетей производится с помощью подключения к ним PIN-клавиатуры SC-552, оснащенной считывателем для чиповых карт, и последующей перезагрузки находящихся там библиотек, специально разработанных INPAS.

Последнее обстоятельство может послужить хорошей иллюстрацией к высказыванию Олега Шкинева в отношении такой актуальной сегодня темы, как переход на чип: “EMV-миграция – это не спринтерская гонка, а достаточно продолжительная дистанция. Несмотря на большое количество поставщиков терминального оборудования, пожелавших принять участие в этом высокотехнологичном забеге, дойти до финиша смогут лишь те из них, кто уже сегодня осознает, какие средства для этого потребуются, и сможет со всей серьезностью планировать развитие EMV-проектов своих клиентов, реально гарантируя сохранность их инвестиций”.

INPAS POS Master

Программное обеспечение INPAS POS Master предназначено для организации специализированных систем управления и контроля над терминальными сетями. Оно предназначено для обслуживания сетей POS-терминалов, которые участвуют в проведении электронных платежей с использованием пластиковых карт. Актуальность этой проблемы возникла в связи со значительным увеличением за последнее время количества POS-терминальных устройств в сетях. Системы подобного уровня должны обладать широким набором функций для решения всего спектра задач, встающего перед подразделениями сопровождения POS-терминальной сети банка, в числе которых создание индивидуальной конфигурации для каждого POS-терминала обслуживаемой эквайером сети, а также локальная и удаленная загрузка программного обеспечения POS-терминала. Не меньшую актуальность имеет здесь и возможность оперативных доработок программного обеспечения, связанных с изменением параметров, логики работы, типов и условий приема платежных карт, способов авторизации и т. д. Кроме того, система должна предусматривать разграничение прав обслуживающего персонала на работу с системой.

INPAS POS Master полностью соответствует всем этим требованиям. Это решение обеспечивает подготовку на компьютере широкого набора параметров, позволяющих полностью описать функционирование POS-терминала, включая коммуникационные параметры, наборы используемых операций, протоколы обмена с хостом, наборы используемых проверок, лимиты, используемые валюты, принимаемые диапазоны карт, стоп-листы, особенности использования off-line-операций. Новые параметры могут загружаться в любой удобный для клиента момент времени при прямом либо удаленном доступе с POS-терминала на конфигурационный компьютер. Одновременно могут быть загружены и новые версии программного обеспечения.

При этом сетевая версия INPAS POS Master обеспечивает возможность одновременной работы нескольких менеджеров с общей базой данных, производя синхронизацию работы нескольких пользователей и систему разграничения доступа к информации, хранящейся в базе данных.

Интегрированная препроцессинговая система INPAS Smart Access

Как говорилось выше, воплощением “вертикальной” идеологии компании INPAS является создание многоуровневых эквайринговых систем. Немаловажную роль в этом направлении деятельности компании INPAS играет дальнейшее развитие одной из основных ее разработок – интегрированной препроцессинговой системы INPAS Smart Access, позволяющей быстро и эффективно нарастить функциональность существующего процессингового центра или создать препроцессинговую систему для банков, не имеющих собственного хостового решения. INPAS Smart Access представляет собой самостоятельный продукт, поддерживающий несколько типов терминальных протоколов и обеспечивающий преобразование данных протоколов в один или несколько других, используемых процессинговыми центрами. Первоначально INPAS начинал развитие своего проекта INPAS Smart Access для интеграции в существующую банковскую инфраструктуру оборудования VeriFone. Однако в настоящий момент спектр оборудования и программных решений для российского рынка принципиально расширен. В результате развития проекта возникла необходимость реальной интеграции с продуктами других поставщиков, включая различные модели POS-терминального оборудования, интерфейс с кассовыми аппаратами, банкоматами и другим оборудованием, которое может быть использовано в качестве рабочего места продавца или операциониста. Так, на сегодняшний день специалистами INPAS уже разработан программный интерфейс для стыковки INPAS Smart Access с хостинговыми решениями компаний Open Way, TPII и Card Tech, ведутся соответствующие переговоры с компаниями “Компас Плюс” и Tieto Konts.

Использование INPAS Smart Access позволяет решать ряд задач, ранее не свойственных процессинговым центрам. Среди них важное место занимает внедрение новых бизнес-продуктов, например, оплата через банкомат услуг операторов мобильной связи, Интернет-провайдеров, коммунальных услуг, стыковка с Интернет-системами и многое другое. При этом ведение дополнительных функций не потребует изменения уже существующей логики работы хостовой системы.

Наиболее востребованным на рынке в настоящее время модулем программного обеспечения INPAS Smart Access является INPAS Smart Access Конвертор протоколов.

INPAS Smart Access  Конвертор протоколов

Наиболее освоенным на сегодняшний день “вертикальным” направлением развития деятельности INPAS является работа с магазинами. Как известно, активное развитие крупных сетей розничной торговли на фоне обострившейся конкуренции в данном секторе бизнеса приводит к спросу на создание loyalty-программ. Создание совместно с крупными сетевыми супермаркетами программ поощрения покупательской активности дает банкам еще один действенный инструмент в борьбе за частного клиента. Однако на этом пути перед ними все чаще встают задачи по подключению к процессинговому центру различного оборудования (POS-терминалы, кассовые аппараты, различные эмуляторы POS-терминалов на компьютерах), поддерживающего протокол обмена, отличающийся от используемого банком.

Учитывая растущую актуальность данной проблемы, компанией INPAS был разработан новый модуль, предназначенный для конвертации протоколов для поддержки кассового оборудования производства IBN, IPC и Wincor Nixdorf. INPAS Smart Access Конвертор протоколов предназначен для обслуживания сетей кассовых аппаратов, POS-терминалов и другого транзакционного оборудования, обеспечивающего проведение электронных платежей с использованием пластиковых карт.

INPAS Smart Access Конвертор протоколов поддерживает несколько типов коммуникационных протоколов и обеспечивает возможность преобразования данных в один либо несколько протоколов, используемых для авторизации процессинговыми системами. Модуль позволяет одновременно обрабатывать большое количество запросов от транзакционного оборудования. При этом реальное число обрабатываемых транзакций зависит только от аппаратных ресурсов компьютера, на котором установлено программное обеспечение. INPAS Smart Access Конвертор протоколов позволяет производить сбор информации, автоматическое формирования журнала операций и выгрузку данного журнала (если это требуется процессинговому центру, обслуживающему данный терминал). Выполнение операции может происходить в автоматическом или ручном режиме, административный модуль предусматривает возможность настройки даты и времени автоматического проведения операции сверки итогов. При этом программное обеспечение предоставляет возможность автоматического использования альтернативных вариантов соединения с процессинговым центром в случае выхода из строя либо чрезмерной загрузки основного канала связи.

Секрет сохранения  инвестиций… прост

Во-первых, нужен надежный долгосрочный партнер, решения которого реально адаптированы под требования системы конкретного заказчика. Партнер, способный провести диагностику существующей системы, анализ результатов которой позволяет заложить основы дальнейшего развития системы, кастомизировать решение под конкретного клиента и принять решение о структуре проекта. Во-вторых, весь объем проводимых мероприятий ориентирован на минимизацию затрат клиента как в момент поставки решения, так и при дальнейшем обслуживании.

Таким образом, создаются максимально эффективные решения, с точки зрения функциональных возможностей системы, и минимально затратные, с точки зрения стоимости. Компания INPAS, творчески подходя к разработке подобных проектов с ориентацией на российского клиента, гарантирует реальную сохранность инвестиций.

 

 

 

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube