17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 165

VISA в России:новый офис- новые перспективы

VISA в России:новый офис- новые перспективы

Как известно, прошедший 2000 год во многом стал поворотным этапом как для развития российского рынка безналичных платежей в целом, так и для деятельности на нем международных платежных систем. Именно в этот период впервые после кризиса 1998 года начал формироваться рост доверия россиян к банкам, а следовательно, и к банковским пластиковым карточкам, выразившийся чуть позже в значительном росте количества транзакций и увеличении оборотов по пластику. Для того чтобы в полной мере оценить те изменения, которые привнес минувший год в бизнес таких гигантов пластикового рынка, как Visa и Europay, мы решили “выстрелить дуплетом”. В двух эксклюзивных интервью с главами российских представительств этих конкурирующих платежных систем, состоявшихся в разное время и в разных местах, ПЛАС предложил респондентам ответить на практически одинаковые вопросы. Как нетрудно было предугадать, в их ответах, которые мы предлагаем сегодня вашему вниманию, сходства оказалось гораздо меньше…

 

Интервью с генеральным директором представительства Visa International в России  Лу Наумовским

 ПЛАС: Ваша общая оценка российского рынка международных карточек и бизнеса Visa в России в 2000 г.? Каковы основные причины улучшения ситуации на российском рынке международных карточек в 2000 г.?

Лу Наумовский: Россия является одним из пятнадцати наиболее важных регионов для Visa. Свидетельством наших серьезных стратегических намерений в России стало открытие здесь своего представительства. Сейчас, когда Visa имеет постоянный офис в России, нам легче работать с российскими банками-членами и разрабатывать совместные программы по сотрудничеству.

Очевидно, что основной причиной развития рынка пластиковых карточек послужил общий рост стабильности российской экономики. На этом фоне растет потребительская уверенность, доверие населения к банкам и, как следствие, к пластиковым карточкам. Россияне, имеющие карточки, стали чаще тратить по ним, больше приобретать товаров и услуг в торгово-сервисной сети. Наблюдается и такая тенденция – люди стремятся приобретать карточки международных платежных систем, а не российских. Это отражается на наших объемах продаж. Одной из причин здесь можно назвать то обстоятельство, что все больше россиян отправляется за рубеж в командировки, на учебу и отдых. Карточки Visa принимают сегодня в более чем 22 млн. торговых точек, расположенных по всему миру, и это безусловное наше преимущество.

ПЛАС: Каковы основные достижения и недостатки в работе платежной системы в России в 2000 г.? Что было запланировано, но не сделано? На что были сделаны основные акценты в деятельности Visa в России?

Лу Наумовский: В 2000 г. мы сделали основной упор на открытие нашего представительства в России. Офис Visa был открыт в сентябре 2000 г., и для нас очень важно было подобрать для него квалифицированный персонал. Мы это сделали, и теперь у Visa есть профессиональный коллектив, который эффективно работает и развивает нашу деятельность в этом регионе.

После открытия представительства мы сделали акцент на реструктуризацию членской базы Visa. Visa рассмотрела показатели работы банков, в результате чего выявились банки, которые работают очень активно и всячески развивают свой бизнес, а также банки, которые по тем или иным причинам не в состоянии достигнуть заявленных в своих бизнес-планах целей.

Но Visa работает со всеми банками. Мы внимательно рассматриваем все случаи, когда банки не достигают поставленных в бизнес-плане целей, и поддерживаем те банки, которые выпускают все больше наших карточек и разрабатывают новые планы и кампании.

С теми банками, которые не могут эмитировать запланированное количество карточек, мы обсуждаем возможное решение сложившихся финансовых или технических проблем, проблем по процессингу, по блокировкам или переходу на другие системы. При этом мы всегда пытаемся им помочь.

Очень важной в 2000 г. была для нас работа в российских регионах. Мы посетили почти всех региональных принципиальных членов Visa на Урале, в Магнитогорске и Челябинске, встречались с прессой. Мы также побывали на заводах, где рабочие получают свою зарплату по карточкам Visa. Например, практически каждый работник одного из крупнейших в России металлургических предприятий – “Магнитогорского металлургического комбината” – получает свою зарплату на карточку Visa. Наши основные задачи в регионах – это повышение статуса карточек Visa, увеличение их количества, в частности, через зарплатные проекты, и расширение сети приема и обслуживания. Мы также встречались с банками, которые выразили желание переориентироваться с выпуска карточек локальных платежных систем на систему Visa.

Известно, что больше 75% всех выпущенных пластиковых карточек сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге, поэтому мы стремимся все больше вовлекать регионы в работу с нашими карточками. Мы заинтересованы в увеличении количества банков – региональных членов Visa для того, чтобы международные карточки Visa использовались по всей России.

ПЛАС: Каково было соотношение оборотов по российским карточкам Visa за рубежом и в самой России, насколько изменился этот показатель по сравнению с 1999 г.?

Лу Наумовский: В 2000 г. обороты по российским карточкам Visa за рубежом выросли на 50% и достигли суммы 277 млн. долл. США за год, что составляет 19% от общего объема оборотов по карточкам Visa, выпущенным в России (1,5 млрд. долл.). При этом в самой России обороты по карточкам Visa в 2000 г. составили почти 1,2 млрд. долл. Для сравнения: в 1999 г. общие обороты по российским карточкам Visa исчислялись суммой в 532,9 млн. долл., из которых 143,8 млн. долл. – обороты по карточкам за рубежом, и 389 млн. долл. – в России.

ПЛАС: Не могли бы вы привести некоторые статистические данные по Visa в России за 2001 г., включая объем эмиссии, число транзакций, обороты, количество мерчантов, российских банков-участников Visa?

Лу Наумовский: По состоянию на конец июня 2001 г. общее количество карточек Visa в России составило более 1,4 млн., увеличившись на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Обороты по ним достигли 2,2 млрд. долларов США, их рост составил 159%. В настоящий момент в России функционирует более 29 000 предприятий торгово-сервисной сети, принимающих карточки Visa, 150 российских банков являются членами этой платежной системы.

ПЛАС: Были ли сделаны какие-либо шаги со стороны Visa в России в плане подготовки к миграции на чип, и существует ли здесь какой-либо жесткий график? Вообще, миграция на чип в России – насколько это актуальный вопрос для российских банков?

Лу Наумовский: В 2000 г. у нас не было существенных шагов, за исключением активных переговоров с несколькими банками, которые выразили интерес к чиповым проектам, например, с Автобанком. С ним мы начали переговоры еще в августе 2000 г. Автобанк серьезно работал в этом направлении и в результате подготовил программное обеспечение и технологическое решение для операций с чиповыми карточками. Благодаря такому успешному сотрудничеству 12 июля 2001 г. прошла первая реальная транзакция по чиповой карточке Visa. Автобанк также продвигается в процессе подготовки к эмиссии чиповых карточек. Надеемся, в ближайшее время он завершит сертификацию Visa.

Сейчас некоторые банки Москвы и Санкт-Петербурга рассматривают возможность сертификации своих систем, и мы надеемся, что еще пара банков до конца 2001 г. получат сертификацию на прием чиповых карточек Visa.  Однако, по нашим прогнозам, глобальная миграционная волна начнется только в 2002 г. Банки должны приспособить свои терминалы и другое оборудование для чиповых карточек. Это задача трудоемкая и требующая серьезных капиталовложений, поэтому им потребуется некоторое время.

ПЛАС: Делалось ли что-нибудь в 2000 г. в плане внедрения карточек международных систем в России в качестве инструмента оплаты в Интернете, и что для этого осуществляется сегодня?

Лу Наумовский: В 2000 г. Visa совместно с ГУТА-банком запустила первый в своем роде проект виртуальной карточки Visa. В рамках этого проекта началась эмиссия карточек Visa E-c@rd, предназначенных для осуществления платежей в сети Интернет. В начале 2001 г. несколько других банков вышли на рынок с подобным платежным инструментом. Но пока это промежуточный продукт. В 2000 г. Visa разрешила банкам, которые сделали соответствующий запрос, использовать карточки Visa Electron для работы в Интернете. Это изменение правил Visa было направлено именно на развитие Интернет-коммерции.

ПЛАС: Что думают представители Visa о перспективах электронной коммерции в России в ближайшее время?

Лу Наумовский: Интернет-коммерция – очень важное для нас направление, ведь больше 60% всех транзакций в Интернете как в мире, так и в России совершается по карточкам Visa.  Однако будущее Интернет-коммерции определится более ясно, когда эмитенты и эквайеры станут придерживаться стандарта 3D-Secure. 

3D-Secure – это новое поколение технологий и протоколов, необходимое для электронной коммерции. Этот стандарт гарантирует повышенную защиту и безопасность, как для держателя карточки, так и для торговой точки. 3D-Secure является важным шагом в эволюционном процессе усовершенствования защиты и безопасности участников электронной коммерции. Уже прошло около пяти лет после выхода на рынок SET протокола, и 3D-Secure – это третье, если не четвертое поколение в сфере безопасности. Причем Visa обеспечивает совместимость всех стандартов Set, 3D-set и 3D-Secure.

Сегодня Российская ассоциация Visa тесно сотрудничает с банками по внедрению российских решений в области повышения безопасности электронной коммерции. Она является инициатором концепции учреждения оператора по обеспечению безопасности Интернет-транзакций (Security Operator). Сейчас Visa находится в процессе разработки концепции такого оператора. Его задачей будет маршрутизация транзакций, а также мониторинг торговых операций. Наша концепция получила одобрение от Совета директоров Visa CEMEA.  Поэтому сейчас мы разрабатываем бизнес-план и до конца 2001 г. планируем начать реальную работу по его осуществлению.

Всем банкам-эквайерам, имеющим членство в Visa, будет предложено воспользоваться услугами нашего оператора. В число его услуг войдет, например, проверка электронных магазинов (если обнаруживается некорректная торговая точка, то оператор предупреждает об этом банк). Также возможно, что оператор будет составлять черный список таких торговых точек и подозрительных карточек, который будет доступен банкам. В будущем, скорее всего, будет предложена и услуга по доставке оптового товара потребителю.

Новый оператор будет работать сопоставимо со стандартами Set, 3D-set и 3D-Secure.  В настоящее время разрабатываются его структура, организация и финансовые показатели, и, конечно, в будущем Visa дополнительно сообщит о прогрессе в этом направлении. Visa уже обсуждала вопрос о создании подобного оператора с банками-эмитентами и эквайерами, карточки которых принимаются к оплате в Интернете. И наша концепция была с интересом воспринята многими банками-участниками платежной системы. Эта инициатива, предложенная для российского рынка, в будущем может быть полезна и в международном масштабе.

Российский рынок электронной коммерции находится в процессе развития. На данном этапе нам важно, чтобы была обеспечена соответствующая безопасность для всех участников электронной коммерции. Сегодня здесь существует определенная угроза, исходящая от некорректных торговых точек, так называемых “агрегаторов”. Исходя из нашего опыта, мы заметили, что они мигрируют из тех регионов, где уже предпринимаются меры по повышению защиты, в регионы, где банки-эквайеры либо неопытны, либо просто не готовы пока бороться с “агрегаторами”. В России еще не наступил бум электронной коммерции, и у Visa сегодня есть уникальная возможность совершенствовать защиту Интернет-транзакций.

 

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube