17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 478

Сегмент C2C:когда третий не лишний

Сегмент C2C:когда третий не лишний

Олег Смородинов, эксперт компании "Рекой"



Вплоть до конца 1999г. перспективы сегмента consumer-to-consumer на рынке электронной коммерции казались аналитикам и специалистам платежной индустрии весьма туманными. Существовавшие в тот период схемы электронных денег и других инструментов платежа в виртуальном пространстве либо не пользовались популярностью, либо с технологической и организационной точек зрения не были приспособлены для осуществления платежей типа person-to-person (Р2Р).



Однако в ноябре 1999 г. в США появилась виртуальная компания PayPal, предложившая потребителям достаточно простой и надежный способ оплаты товаров и услуг на не большие суммы с использованием технологии Internet. Благодаря агрессивному маркетингу компании удалось привлечь внимание не только клиентов, но и потенциальных конкурентов. Оказалось, что несмотря на сдержанные прогнозы специа¬листов, несколько банковских и не банковских компаний весьма оптимистично смотрели на возможности ведения бизнеса в сфере онлайновых потребительских платежей и, что гораздо важнее, обладали достаточным потенциалом для выхода в этот сегмент.



Поэтому уже в начале 2000г. в США существовало 9 таких компаний, предлагающих частным пользователям Сети услуги оплаты и пере¬вода средств типа Р2Р. В настоящее время подобные услуги начали предоставлять компании десятков стран.



В целом, 2000г. смело можно назвать начальным периодом формирования сегмента С2С, ядром которого является инфраструктура обеспечения платежей person-to-person.



Структура сегмента С2С



Несмотря на "младенческий возраст" сегмента С2С, его современная структура уже включает несколько составляющих. С точки зрения типа транзакций, их можно разделить на платежные операции, связанные с покупкой товаров и услуг на онлайновых торговых площадках (главным образом на онлайновых аукционах), и на транзакции по частному переводу средств. Состав участников сегмента также неоднороден - среди них имеются банки и небанковские специализированные Internet-компании, а также Internet-подразделения "физических" компаний, традиционно работающих в сфере переводов средств частных лиц как внутри страны, так и за рубеж. Наконец, сегмент С2С открывает простор для тех, кто является сторонником анонимных платежей: пока все схемы расчетов и денежных переводов типа Р2Р в той или иной степени предусматривают необходимость аудита, однако кто знает, куда кривая вывезет?



Если попытаться составить некую "матрицу вариантов" будущей структуры сегмента С2С, то возникает достаточно большое число комбинаций (см. таблицу).



Из перечисленных выше комбинаций, по крайней мере, две являются сугубо теоретическими: банки никогда не допустят анонимных транзакций. Остальные варианты более реалистичны. В случае появления практики анонимных платежей и переводов средств вновь возникнет


проблема потенциальной угрозы электронных денег и их субститутов эффективности денежной политики и контролю над размерами денежной массы на национальном и международном уровнях. Впрочем, у регулирующих органов в настоящее время существует достаточно рычагов, с помощью которых они не допустят распространения "неучтенной" электронной наличности.


Однако, заметим, что технология анонимных платежей, в свое время разработанная компанией Mondex, до сих пор имеет своих сторонников.


И анонимный перевод средств/оплата товаров через Internet напрямую - методом "с карточки на карточку" (при оборудовании персональных компьютеров или иных средств доступа в Сеть соответствующими устройствами для загрузки карточек) еще может оказаться востребованным.



Первопроходцы



Как уже отмечалось, первой компанией, реализовавшей схему перевода средств между частными лицами с использованием технологий глобальной сети, стала американская небанковская фирма PayPal (впоследствии слившаяся с компанией X.com). Суть предложенного решения заключалось в следующем. На сайте PayPal потребитель "открывает" виртуальный счет и поручает компании "загрузить" его на определенную сумму ("загрузка" осуществляется посредством дебетования реального счета клиента в банке). Когда покупателю необходимо оплатить покупку, сделанную на виртуальном аукционе типа eBay, или перевести определенную сумму частному лицу, он отправляет в адрес компании PayPal электронную почту с указанием электронного адреса получателя и размера переводимой суммы. Эта сумма автоматически дебетуется с виртуального счета отправителя. PayPal также отправляет получателю электронную почту с уведомлением о прохождении платежа (перевода) и об открытии виртуального счета получателя, на который и "загружаются" переведенные средства. Получатель затем может самостоятельно перевести эту сумму или ее часть с виртуального счета на счет в своем банке через Internet (при условии, что банк получателя оказывает услугу Internet-банкинга), либо запросить PayPal выслать ему банковский чек на сумму платежа (перевода). Подобная схема с небольшими вариациями вплоть до настоящего времени используется практически всеми банками и небанковскими компаниями, работающими в сегменте С2С.



Сегмент C2C:когда третий не лишний - рис.1Отметим, что компания PayPal очень удачно выбрала время для выхода на рынок с решением в сфере осуществления платежей типа Р2Р. В течение 1999г. виртуальные аукционы, в которых продавцами и покупателями товаров и услуг являются частные лица, приобрели значительную популярность в США и Канаде. Поэтому эта услуга оказалась востребованной большим числом пользователей глобальной сети в Северной Америки. Кроме того, PayPal организовала мощную "раскрутку" своей      ' схемы, предлагая каждому новому клиенту 5 долл. за открытие виртуального счета и предоставляя бесплатное обслуживание этого счета.



По оценке британского издания Electronic Payments, к февралю 2001 г. компания PayPal/X.com. имела 6 млн. зарегистрированных клиентов, от¬крывших в ней виртуальные счета, и осуществляла платежи и перевод денежных средств типа Р2Р в 25 странах мира.



Доходы от ведения бизнеса компании основывались на получении комиссионных за осуществление транзакции и процентов на рынке краткосрочных кредитов при использовании флоута.



Примеру компании PayPal/X.com. быстро последовала eBay - наиболее известный в мире виртуальный аукцион, на котором активную роль в качестве покупателей и продавцов играют частные лица. Соответственно, доля транзакций типа person-to-person в общем объеме сделок этой компании была столь велика, что удобное и надежное решение в сегменте С2С было нужно eBay как воздух. В отличие от PayPal, эта компания предпочла запустить программу платежей person-to-person совместно с банком: в качестве партнера был выбран Wells Fargo. Предложенная клиентам виртуального аукциона программа под названием Billpoint фактически копировала схему PayPal. Кроме того, держатели карточек Wells Fargo могли использовать их при оплате и переводах типа person-to-person.



Нужен ли банкам сегмент С2С?



Как полагают некоторые западные аналитики, кредитно-финансовые учреждения все-таки достаточно прохладно относятся к участию в сегменте С2С. Дело в том, что, согласно имеющимся прогнозам, объем платежей типа Р2Р (и, соответственно, размер всего сегмента С2С) в ближайшие годы останется весьма незначительным по банковским меркам. Считается, например, что в США к 2005 г. суммарный объем транзакций типа Р2Р составит "всего" 4 млрд. долларов. По-видимому, многие банки опасаются, что в этом сегменте может развернуться слишком жесткая конкурентная борьба, которая приведет к серьезным убыткам участников.



Тем не менее, далеко не все кредитно-финансовые учреждения согласны с этим мнением. Крупнейшие американские банки (Citigroup/Citibank, Bank of America, Bank One, Fleet Boston, Wells Fargo) являются участниками сегмента С2С. To же самое относится и к ведущим канадским кредитно-финансовым учреждениям - услуги по осуществлению транзакций в настоящее время предоставляют CIBC, Scotiabank и Bank Financial Corporation.



Сегмент C2C:когда третий не лишний - рис.2Так, в середине 2000г. американский финансовый гигант Citigroup подписал стратегическое соглашение с онлайновой корпорацией America Online (AOL), в результате которого 25 млн. клиентов AOL получили доступ к программе платежей типа Р2Р, разработанной Citigroup. Крупнейший мировой поисковый портал . Yahoo! в тот же период образовал стратегический альянс с канадским банком Canadian Imperial Bank of Commerce (CIBC), предусматривающий разработку и внедрение финансовой системы перевода денежных средств PayDirect типа Р2Р для клиентов Yahoo!



Ведущие международные платежные ассоциации также рекомендуют своим банкам-участникам использовать решения в области платежей person-to-person. Например, ассоциация Master-Card/Europay International разработала схему оплаты/перевода средств на базе использования технологий Internet для держателей кредитных карточек Eurocard-MasterCard. С организационной точки зрения эта схема очень похожа на ту, которая используется компанией PayPal/X.com (в частности, использование электронной почты в процессе осуществления транзакции и уведомления получателя). Тем не менее, в ней есть и несколько весьма существенных отличий. Во-первых, отправитель платежа должен иметь банковский счет. Во-вторых, он должен быть держателем кредитной карточки Eurocard-MasterCard. В-третьих, контроль за транзакцией осуществляется банком.



Кроме того, в январе 2001 г. американские банки Citibank и People's Bank совместно с нью-йоркской фондовой биржей провели тестирование совершенно новой системы перевода денежных средств между частными лицами через сеть Internet. В отличие от рассмотренной выше асинхронной схемы, предполагающей разбивку транзакции на несколько составляющих и обмен электронной почтой между отправителем, получателем и провайдером платежей, испытываемая система должна позволить участникам осуществлять транзакций полностью в режиме реального времени.



Ну а что же европейские и азиатские банки?



В отличие от Северной Америки, в других частях света потребительские онлайновые аукционы пока не получили развития. Европейцев гораздо больше заботит создание эффективного механизма переводов денежных сумм как на уровне одной страны, так и на трансграничном уровне. Многие аналитики указывают на значительный объем и перспективность рынка подобных услуг. Однако до сих пор банки Евросоюза и других европейских стран не проявляют большой активности в этой сфере, полагаясь на действенность традиционных - "физических" - схем. Правда, уже упоминавшаяся разработка системы Europay International может сдвинуть дело с мертвой точки.



В пользу участия банков в сегменте С2С говорят не столько тактические (немедленное получение прибыли), сколько долгосрочные (стратегические) интересы.



Что касается финансовых учреждений Японии, Кореи, Китая, Сингапура и других стран этого региона, то они в целом весьма настороженно относятся к использованию Internet для осуществления финансовых транзакций в сегментах В2С и С2С (при этом в этом регионе существует достаточно много горизонтальных


и вертикальных торговых площадок и бирж в сегменте В2В).



Стратегия против тактики



В пользу участия банков в сегменте С2С говорят не столько тактические (немедленное получение прибыли), сколько долгосрочные (стратегические) интересы.


Небанковские Internet-компании, активно проникая в область платежей и перевода денежных средств


 


типа person-to-person, тем самым отбирают у банковских учреждений часть их клиентов. Возможно, это не самые выгодные для банков потребители. Вероятно также, что с точки зрения доходности транзакции на небольшие суммы в настоящее время невыгодны кредитно-финансовым учреждениям (существует определенная параллель между схемами "электронных кошельков" и транзакциями типа Р2Р). Однако не следует забывать, что потребители, привыкнув пользоваться услугами небанковских компаний, в дальнейшем могут отдать им предпочтение - при условии, что эти небанковские компании смогут расширить спектр предлагаемых продуктов и услуг.



Сегмент C2C:когда третий не лишний - рис.3Что, собственно говоря, и происходит. В конце 2000г. компания Рау-Pal/X.com. вышла на рынок с программой осуществления частных платежей и переводов денежных средств для владельцев сотовых телефонов. В этом году компания стала предлагать своим постоянным клиентам возможность производить оплату товаров и услуг в кредит. Тем самым из механизма расчетов изымается такой традиционно банковский инструмент, как кредитные карточки. А это уже прямая угроза банкам.



Другими словами, освоившись в сегменте С2С, такие небанковские компании наверняка будут стремиться к диверсификации своих услуг, по¬степенно "вгрызаясь" и в сферу традиционно банковских интересов. В последние годы банковские учреждения и так находятся под все усиливающимся давлением со стороны телекоммуникационных, инфомедийных, торговых и др. корпораций, пытающихся завладеть ключевыми звеньями в цепочке потребительских платежей. Поэтому банки вряд ли захотят заполучить еще одну группу конкурентов из числа участников сегмента С2С.



Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube