17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 1561

Банк Англии: история и действительность

Банк Англии: история и действительность

Как я писал в статье, посвященной ФРС США, потребность в эмиссионных банках возникла несколько веков назад. Одним из первых эмиссионных банков, который на первоначальном этапе был простым коммерческим банком с частными акционерами, а потом превратился полноценный центральный банк, был Банк Англии. История его возникновения, развития и, состояние в настоящее время, рассматривается в данной статье.

В начале XX века, понимание значения роли центрального банка для всего экономического развития стран становится всеобщим, и одним из главных выводов Международной финансовой конференции, состоявшейся в Брюсселе в 1920 году, был вывод о необходимости создания центрального банка для любой страны. Централизованная система банковского бизнеса стала считаться одним из главных элементов «…достижения высших ступеней экономического развития. Вера в желательность центральных банков стала всеобщей».

В то время века главный спор заключался в вопросе, можно ли отдавать право эмиссии множеству банков, или лучше иметь один банк, который обладал бы исключительным правом на денежную эмиссию. В течение первых десятилетий прошлого века преимущество централизованных банковских систем стало бесспорным, и институт центрального банка утвердился во всех ведущих странах с рыночной экономикой.

К концу прошлого века главным вопросом, стоящим на повестке дня был вопрос о степени независимости центрального банка. Если к началу 80-х годов прошлого века только некоторые центральные банки были независимыми и самостоятельными, например, ФРС США, Немецкий Бундесбанк или Национальный банк Швейцарии, а большинство центральных банков находилось под контролем органов исполнительной власти, в основном министерств финансов. Но скачки инфляции, в 70-е и 80-е, года которые захлестнули мир и поставили под удар саму возможность успешного развития экономики, подтолкнули к выводу, что политики и правительство не всегда оказываются успешными в проведении финансовой политики. В 1979 году в Белграде проходило ежегодное заседание руководства МВФ и Мирового Банка, инфляция в США тогда выражалась двузначным числом. Председатель Совета управляющих ФРС США, Волкер (предшественник Гринспена на этом посту), вернулся в США и после секретного совещания Комитета ФРС по операциям на открытом рынке, был принят пакет радикальных мер по борьбе с инфляцией с помощью жесткого контроля за выпуском денег. Многие центральные банки последовали этому примеру. Таким образом контроль над эмиссией стал все чаще передаваться центральным банкам, и их статус становится полностью независимым. В 1989 году Резервный Банк Новой Зеландии становится первым в этой череде получившим полную независимость. Затем многие другие банки, от Банка Англии, до Банка Мексики, стали также независимыми.

Еще 20-30 лет назад идея передачи огромной части власти в финансовой области в пользу чиновников, которые не являются выборными и обладают большой степенью независимости от любых органов законодательной и исполнительной ветви власти могла показаться смешной и фантастичной то сегодня эта идея кажется единственно правильной. Даже такие центральные банки как Банк Японии получили самостоятельность, а одним из самых независимых банков является Европейский Центральный Банк.

В настоящее время этот вывод принят всеми развитыми странами, при этом в конституционных и правовых основах деятельности центральных банков происходят изменения, необходимые для укрепления экономики при сохранении принципа независимости центральных банков и принципа разделения властей. Например, в Швеции, где существует один из самых старых центральных банков, его был изменен в 1998, данные изменения носили конституционный характер и были приняты двумя парламентами (в марте 1998 года и после выборов в ноябре 1998 года). Новый закон вступил в силу 01.01.1999 года. В Англии, где Банк Англии существует с 1694 года, в 1998 году был принят Закон «О Банке Англии 1998 года», который внес существенные изменения в конституционный порядок функционирования Банка Англии. Это некоторые примеры из свежих значительных изменений в конституционно-правовом статусе центральных банков.

Центральный банк сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства, обладая определенными властными функциями в области организации денежно-кредитного обращения. Для центрального банка характерен высокий уровень независимости от прочих государственных структур. Большей частью он подотчетен непосредственно парламенту или образованной парламентом специальной комиссии. Руководителя центрального банка назначает глава государства или парламент. Правительству же, как правило, согласно банковскому законодательству развитых стран Запада, предоставляется право подбора кандидатуры на этот высокий пост. Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества, наделенного особыми полномочиями. В большинстве случаев его капитал принадлежит государству: но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые учреждения.

Банк Англии – один из самых старых центральных банков мира. Данный институт появился в конце семнадцатого века в Англии, в результате сделки заключенной между правительством, которое испытывало острую потребность в деньгах, и группой финансистов.

Банковская система Англии 1690-х годов состояла из кредиторов-банкиров, которые предоставляли кредиты из заемных средств, и ювелиров, которые принимали золото на депозиты и затем предоставляли ссуду. В 1688 году закончилась дорогостоящая гражданская война, но вскоре началась полувековая война с Францией.

Эта война оказалась очень дорогостоящей, и в 1690-х Английское правительство обнаружило, что казна истощена и денег нет. Оказалось невозможным для правительства побудить людей покупать его облигации. Собрать налоги по более высоким ставкам также не представлялось возможности.

В 1693 году был образован комитет Палаты Общин, с целью поиска способов получить деньги для правительства. Тогда же появился шотландский финансист Паттерсон, предложивший от имени своей финансовой группы совершенно новый план правительству. В обмен на определенные привилегии со стороны государства, Паттерсон предложил создать Банк Англии, который бы выпустил новые банкноты и покрыл дефицит. Его учреждение было оформлено Законом Таннеджа, в котором среди множества других статей говорилось и о создании банка «для улучшения сбора средств и передачи казначейству 1 200 000 фунтов стерлинга». Таким образом, была заключена сделка. Сразу же после утверждения Банка Парламентом в 1694 году сам король Вильям Третий и некоторые члены Парламента стали акционерами нового банка.

Паттерсон потребовал от английского правительства присвоить новым банкнотам статус законного платежного средства. Британское правительство сначала отказало, но затем банку в 1697 году дали привилегию содержать правительственные вклады и выпускать новые ценные бумаги для оплаты правительственного долга. Вообще отношения между банком и правительством были рядом взаимных услуг. Правительство обновляло и расширяло привилегии банка и в ответ получало финансирование. В дальнейшем было принято решение что никакой другой банк не будет учрежден через принятие Парламентом специального закона и частная собственность членов корпорации (банка) была неприкосновенна вне зависимости от их действий и возможного ущерба. Такие привилегии ограниченной ответственности более не предоставлялись в течении последующих полутора веков другим банкам. В 1709 году чартер банка был пересмотрен и ему было предоставлено право на увеличение капитала. к

Банк Англии сразу же выпустил новых денег на сумму 760 000 фунтов стерлингов, которые пошли на оплату долга. Это вызвало скачок инфляции, и за два года Банк оказался совершенно неплатежеспособным, что дало определенные преимущества частным ювелирам. В 1713 году чартер банка был вновь возобновлен, и это было сделано опять в обмен на кредит правительству. В 1751 году Банку Англии было доверено управление государственным долгом. В 1764 году банк за возобновление чартера заплатил правительству в качестве вознаграждения 110 000 фунтов стерлинга. Следующий раз это произошло в 1781 году, а затем в 1800 году. Всего таких сделок к 1800 году состоялось семь.

Во второй половине XVIII века появились частные банки, выпускающие векселя. К 1793 году их насчитывалось около 400. Финансирование длившихся десятилетиями войн с Францией, начавшихся в 1790-х, привело к приостановке платежей монетами третьей частью банков Англии в 1793 году, а затем и самим Банком Англии в 1797 году. Позже к ним присоединились и остальные банки. Большинство частных банкнот прекратили существование и многие мелкие банки стали хранить свои средства в Банке Англии, что стало признаком настоящего центрального банка.

Эта приостановка длилась 24 года вплоть до завершения войны с Францией. Во время этого периода до 1821 года банкноты Банка Англии служили настоящими деньгами, до 1812 неофициально, а затем правительство объявило их законным платежным средством. К 1816 году общее число банкнот составило 24 миллиона фунтов стерлингов, увеличившись вдвое по сравнению с 1797 годом. Этот период отразился положительно на положении дел Банка Англии. Его доходы возрастали, а когда платежи возобновились в 1821 году, акции Банка упали на 16%.

В 1826 году вследствие либерализации банковского дела, корпорациям было разрешено выпускать предъявительские векселя, но эта свобода была ограничена радиусом “радиусом 65 миль от Лондона”. Таким образом, монополия Банка Англии сохранялась, а конкуренции почти не было. В 1833 году были разрешены услуги по приему депозитов. В дальнейшем местные банки, которые раньше могли обменивать свои банкноты на металлические деньги, получили право обменивать их на банкноты Банка Англии. Все эти изменения усилили позиции Банка Англии, и с этого момента он функционировал, как полноценный универсальный банк, а местные банки хранили свои резервы в Банке. Закон 1833 года признал банкноты Банка Англии законным средством платежа до тех пор, пока они могли быть свободно обменены на золото. Результатом этого стало, что другие банки хранили в Банке Англии значительную часть своих резервов, куда в случае необходимости обращались за получением банкнот, что в итоге перекладывало не него весь спрос на золото. Таким образом, Банк Англии хранил не только весь золотой резерв Англии, но и банковский резерв.

Интенсивное развитие экономики привело к тому, что в 1844 году Банк Англии получил монополию на эмиссию банкнот в законодательном порядке. Таким образом, был создан институт, который мог обеспечить более высокую стабильность денежного обращения на том этапе развития капитализма, когда происходило массовое создание новых акционерных обществ и усиленными темпами шло развитие торговли как внутри страны, так и за ее пределами. Еще обращающиеся старые банкноты были постепенно изъяты и заменены новыми, выпущенными Банком Англии. Закон 1844 года установил величину денежной массы, выраженной в банкнотах и не обеспеченной золотыми монетами или золотыми слитками, хранящимися в сейфе Банка Англии. Такая эмиссия не должна была превышать 14 000 000 фунтов стерлинга. Благодаря этому должна была быть предотвращена чрезмерная эмиссия банкнот, что способствовало бы адекватному обеспечению потребностей хозяйственной системы в денежной массе. Такое развитие привело к тому, что эмиссия банкнот стала отделяться от прочей коммерческой деятельности банка (например, предоставление кредитов под обеспечения, как земельные владения), которая постепенно сокращалась, и Банк Англии по характеру все более  походил на центральный банк. Последнюю точку в этом процессе поставила попытка в 1865 году предоставить право акционерным эмиссионным банкам, находящимся в провинции, получить за специальный налог, право на операции в Лондоне, что было запрещено ранее. Но закон, предоставляющий такое право не был принят. И в 1866 году Нэшнл Провиншиал Банк начал операции в Лондоне, пожертвовав своими эмиссионными правами.

В 1946 году предпринятая лейбористами национализация банка привела его в разряд “публичных корпораций”. Акционерный капитал был передан Казначейству, а его бывшие владельцы получили щедрую компенсацию в виде государственных облигаций, которые по сумме в четыре раза превышали номинальную стоимость акций. Банк, таким образом, не стал частью правительственного аппарата, но был уполномочен “запрашивать информацию у банкиров и давать им рекомендации”. С санкции Казначейства, Банк Англии мог “издавать директивы любому банку с целью обеспечить выполнение таких рекомендаций или просьб”. За истекшие годы (до 1976 г.), банк ни разу не воспользовался этим правом, так как все “просьбы” выполняются, по выражению одного американского банкира, с “религиозной неукоснительностью”. В результате банкротства нескольких  банков в 1973 году и последовавшего банковского кризиса, был издан Банковский Акт 1979 года, который дал Банку Англии права надзирать за операциями различных финансовых институтов, отнесенных к разряду «Признанных банков и лицензированных депозитных учреждений, которые имели право на прием средств от населения. После того как в  1984, Джон Мэттей Банк, крупный банк и важный участник Лондонского Золотого Рынка, начал испытывать серьезные трудности, в октябре 1987 года в «Акт 1979» года были внесены важные дополнения и изменения.

Банк Англии на современном этапе.

Банк Англии, как и центральные банки других стран, в настоящее время находится в центре финансовых и экономических перемен, требующих от них новых усилий по адаптации к меняющимся условиям. Это вызывает необходимость внесения принципиальных изменений в их функции, организацию и технологию, а также радикально нового подхода к межбанковской кооперации и международному сотрудничеству.

Клиентами Банка Англии являются как частные лица, так и различные институты. Банк Англии до сих пор держит счета около 8 тысяч частных лиц, но эта деятельность носит очень ограниченный характер. В основном это счета сотрудников Банка Англии, работающих в настоящее время или находящихся на пенсии. Главными клиентами являются Правительство, коммерческие банки и центральные банки других стран. Коммерческие банки держат свои счета для клиринговых операций. Правительство держит свой счет, и на этот счет приходят все налоговые поступления и осуществляются все расходы.

Многочисленные функции, которые выполняет Банк Англии можно разделить на две группы:

1.

Первая группа – функции, вытекающие из банковского статуса (депозитно-ссудные,  расчетные и эмиссионные  операции);

2.

Вторая группа - контрольные функции, с помощью которых государство осуществляет вмешательство в денежно-кредитную систему, пытаясь воздействовать на ход экономических процессов.

В этой своей роли Банк Англии выступает, опираясь и на традиции, и на правовые нормы. Разнообразные правила и процедуры, регламентирующие деятельность кредитно-банковских учреждений, установлены в порядке “ джентльменских соглашений” между этими учреждениями и Банком Англии. В последнее время появились нормативные акты регулирующие эту сферу.

Остановимся подробнее на отдельных функциях Банка Англии. Существует множество функций, но все они призваны к достижению трех главных целей. Среди них:

1.

Поддержка стоимости национальной валюты, главным образом с помощью операций на открытом рынке, согласованных с правительством, - другими словами, осуществление денежной политики и контроль над уровнем инфляции;

2.

Обеспечение стабильности финансовой системы через прямой контроль над банками и участниками финансовых рынков Сити и обеспечение устойчивой и эффективной системы платежей;

3.

Обеспечение и повышение эффективности и конкурентоспособности финансовой системы внутри страны и укрепление позиций Лондонского Сити в качестве ведущего международного финансового центра.

В Англии денежно-кредитные методы регулирования экономики остаются среди важнейших инструментов государственного монополистического вмешательства, а роль в них центрального банка особенно значительной в связи с тем, что в стране практически  отсутствуют влиятельные кредитные учреждения, принадлежащие государству.

Первой целью центрального банка является поддержание ценности национальной валюты. Денежная политика призвана способствовать стабилизации реальной стоимости денежной единицы измерения. В Великобритании денежная политика осуществляется главным образом посредством регулирования процентной ставки.

В настоящее время понятие “стабильный уровень цен” во многих странах наполняется практическим содержанием. В большинстве из них стабилизацию связывают с очень низким уровнем инфляции. В случае дестабилизации вся вина не должна списываться  на слабое управление денежной политикой или ее практическое отсутствие.  Причины, как правило, кроются гораздо  глубже. Так, в начале 70-х годов  цели краткосрочной стабилизации и ценовой стабильности пришли в противоречие под влиянием нефтяного кризиса и усиления требований профсоюзов - в этих условиях центральному банку мало, что удавалось сделать, чтобы исправить положение.

Кратковременные процентные ставки и валютная интервенция являются принципиальными инструментами монетарной политики в Великобритании. В прошлом использовались и другие инструменты. Например, в начале 1980-х  Банк Англии продал больше государственного долга, чем было необходимо для удовлетворения нужд правительства, с целью уменьшить денежную массу в обращении. Эта политика была отменена в 1985 году. Другие инструменты включали в себя введение специальных ”потолков банковского кредитования” (отменен в 1971 году); требования к банкам содержать резервы в Банке Англии  в соответствии с тем, насколько быстро росло число их вкладов (отменен в 1980 году); издание руководства по банковскому кредитованию, нацеленного на уменьшение объемов выдачи кредитов клиентам.       Одним из важнейших инструментов современной монетарной политики является резервная политика,

основанная на изменение требований центрального банка к обязательным (минимальным) резервам коммерческих банков и других кредитных институтов. Все основные орудия денежно-кредитного контроля направлены в первую очередь на регулирование величины остатков на резервных счетах кредитных учреждений в центральном банке или условий пополнения этих счетов. С 6 мая 1997 года Банк обладает оперативным правом регулирования процентных ставок. Целью данного регулирования является обеспечение ценовой стабильности (в соответствии с целевым показателем инфляции, определяемым правительством в бюджетном послании) и поддержка правительственной экономической политики, включая цели по обеспечению экономического роста и обеспечению занятости. Банк публикует  ежеквартальный отчет об инфляции. Цель обеспечения ценовой стабильности в настоящее время считается достигнутой, если индекс розничных цен примерно равен 2.5%.

Решения по процентным ставкам принимаются Банковским Комитетом по Денежной Политике. Комитет собирается ежемесячно в соответствии с определенным графиком. В собрания комитета могут принимать участие представители Казначейства. Они не имеют права голоса. Решения о процентных ставках, принятые комитетом подлежат немедленной публикации. Подлежат также публикации и протоколы заседаний Комитета. Законодательство предусматривает, что в экстремальных условиях и в течение ограниченного времени правительство может регулировать решения комитета в национальных интересах. Такое регулирование подлежит обязательному последующему одобрению Парламента.

Исторически обязательные резервы развились из необходимости для коммерческих банков всегда иметь наготове денежную наличность в виде так называемых кассовых резервовдля бесперебойного выполнения платежных обязательств по возврату депозитов вкладчикам и проведения расчетов с другими банками. Иными словами, кассовые резервы, хранившиеся коммерческими банками в центральном банке, служили  гарантийным фондом для погашения депозитов.

Регулирование центральным банком норм указанных резервов  влияет непосредственно на величину оборотных фондов коммерческих банков, а, следовательно, на их кредитно-финансовый потенциал. При увеличении нормы обязательных резервов уменьшается размер оборотных фондов банков, и наоборот.     Таким образом, центральный банк может регулировать темпы роста денежной массы, используя технику кредитных ограничений.

Важнейшей функцией Банка Англии является управление государственным долгом страны. Английское правительство расходует, как правило, больше, чем оно получает в виде налогов. Ежедневные потоки средств между правительством и рынком отражаются движениями средств на счете Национального Кредитного Фонда в Банке Англии. В случае краткосрочного дефицита этот счет может покрыть его, взяв средства в Банке Англии, а лишние средства помещаются в Банке.

Такое прямое финансирование является только краткосрочным и принципиальная роль Банка Англии, который действует от имени Казначейства, привлечь средства. Банк контролирует новый долг правительства и существующий объем долга. Тремя основными формами правительственных займов являются казначейские векселя, правительственные фондовые бумаги (известные как высоконадежные ценные бумаги) и займы на валютном рынке.

Главная цель - продать достаточное количество таких ценных бумаг каждый год, чтобы удовлетворить потребность государственного сектора в средствах для покрытия дефицита, который включает в себя не только бюджет правительства, но и бюджет местных органов власти и государственных корпораций. Когда доходы в бюджет наоборот превышают расходы (как было в Англии в конце 1980-х годах), цель -  сбалансировать бюджет с помощью покупки этих ценных бумаг, т.е. извлечения их из оборота.

Банк Англии - единственный эмиссионный институт в Англии и Уэльсе. Монеты выпускаются Королевским монетным двором от имени Казначейства, и  их выпуск не находится в компетенции Банка Англии. Вся прибыль от выпуска банкнот поступает правительству.

Банк Англии выпускает свои банкноты уже на протяжении 300 лет. Эмиссия требует больших затрат труда и немалых средств. Дизайн банкнот и их производство является задачей Банковской печатной фабрики в Эссексе. Банк не только печатает деньги, он снабжает ими через свои отделения (которых 5 - в Бристоле, Бирмингеме, Лидсе, Манчестере и Ньюкасле)

коммерческие банки по всей стране, изымает из обращения ветхие купюры      Если раньше банкноты могли быть обменены на золото, то с 1844 года эмиссия носит фидуциарный характер, т.е. правительство может выпускать в обращение любое количество денег, поместив в сейфы Банка долговые расписки. На практике размеры эмиссии диктуются не заемными потребностями правительства, а потребностями самого денежного обращения, способностью Банка Англии удовлетворить спрос на денежные знаки со стороны коммерческих банков. Поэтому лишь  сравнительно небольшая часть национального долга оседает в Эмиссионном Департаменте.

Надзор за кредитно-финансовыми учреждениями в  разных  странах отличается как сочетанием форм организации надзорной деятельности, так и самой структурой системы.  К странам,  в которых надзорная  деятельность является прерогативой исключительно центрального банка, относится и Великобритания. Законодательно ответственность Банка за банковский надзор была определена в 1979, но и до этого Банк осуществлял неформальный надзор за рядом организаций, оперирующих на лондонском рынке. Права предоставленные Банковским Актом от 1979 были дополнительно расширенны актом 1987, который – совместно с Директивами ЕС – определяет банковский надзор в настоящее время. Первоочередной целью банковского надзора является защита вкладчиков и потенциальных вкладчиков банков, оперирующих на  английском рынке. Согласно вышеупомянутого Банковского Акта 1987 года, никто не имеет права принимать депозиты от населения без предварительно разрешения Банка Англии (хотя некоторые организации, в частности кассы строительного финансирования жилья и филиалы банков из других стран-членов ЕС подлежат регулированию со стороны других регулирующих организаций). После получения разрешения, организация продолжает оставаться под постоянным надзором Банка Англии.

В настоящее время существует более 500 банков, имеющих разрешение на прием депозитов. Банк Англии осуществляет надзор практически за всеми из них. Тем не менее, существует около 100 филиалов банков других стран-членов ЕС. Надзор за такими банками осуществляется соответствующими органами страны происхождения банка.

Банкротства банка Барингз и Банк оф кредит энд коммерс интернешнл выявили слабые места в системе банковского надзора, за что Банк Англии был подвергнут острой критике со стороны лейбористов, предложивших лишить Банк функций надзора и передать их банковскому комитету, но Британская банковская ассоциация  выступила против  принятия  такой  меры, поскольку задачи  по  обеспечению стабильности финансовой системы и по осуществлению им банковского надзора тесно связаны. Проходящую в стране кампанию  по  выявлению  роли  Банка Англии в деле с банком Барингз назвали "охотой за ведьмами".  В соответствии с рекомендациями консалтинговой фирмы  "Артур  Андерсен" Банк Англии планирует реорганизовать надзорный департамент, а также активно внедрять современные технологии. В то же время представители Банка и "Артур Андерсен" подчеркивают, что нет необходимости радикального изменения философии банковского надзора в Великобритании.      Надзорные органы отныне будут систематически учитывать  риски,  с которыми сталкиваются банки. "Артур Андерсен" разработала компьютерную "модель оценки риска и инструментов надзора", которую Банк Англии планирует применять  в  дальнейшем.  Одновременно Банк планирует осуществлять постоянный внутренний контроль над качеством выполнения надзорных функций.

Фирма "Артур Андерсен" опубликовала доклад с рекомендациями Банку Англии по совершенствованию регулирования деятельности банков и финансовых компаний. Банк согласился с выводами доклада, назвав их "крупной программой изменений". В работе Банка Англии в этой области отличаются недостатки:

1.

у  надзорных  органов не хватает ресурсов для слежения за разветвленной сетью крупных банков

2.

многие  современные  финансовые конгломераты включают в себя и банки, принимающие депозиты,  и фирмы по операциям с ценными бумагами, подверженные рискам при их совершении

3.

регулирующие органы не всегда четко представляют  себе,  каким рискам подвергаются банки

4.

до недавнего времени регулирующие органы в своей работе в  основном полагались  на  суммирование  показателей.  Но выявление слабых мест в управлении и внутреннем контроле  представляется  более  важной задачей.

Изменения, о которых объявил Банк Англии, предполагают,  что в будущем он  будет больше нанимать инспекторов и экспертов в области производных финансовых инструментов.  Разрабатываются также новые  методы мониторинга банков.

Этот опыт деятельности центрального банка Англии необходимо изучать и эффективно применять в вопросах реформирования правовых основ деятельности Центрального Банк Российской Федерации.

В любой современной экономике центральный банк играет исключительно важную роль. Особенно верно это утверждение в отношении Банка Англии, в силу той исключительно важной роли, которую играет в Великобритании банковский сектор. Банк Англии формально не является независимым финансовым учреждением, Казначейство Соединенного Королевства имеет право отдавать распоряжения Банку. Но обычно Казначейство не использует это право, за исключением критических случаев или принципиальных решений о структуре Банка Англии.

В силу исторической традиции Банк Англии не стремиться к высокой степени регулирования банковской системы. Тем не менее, после каждого банковского кризиса степень вмешательства росла. Так как традиции государственного регулирования не очень глубоко укоренены в английской экономике (даже сам Банк Англии возник и длительное время развивался как частный банк), а также в силу консервативного поведения, роль Банка часто недооценивается. Однако Банк является вполне современным институтом, вероятно одним из самых профессиональных центральных банков всего мира и неплохо справляется с динамичной жизнью лондонского Сити. Данные об уровне инфляции подтверждают правильность последних изменений в статусе Банка Англии и профессионализм его руководства. Инфляция в 2000 году составила 2.7%, средняя инфляция за последние 45 лет составила 2.8%.

Долгое время в России не утихают жаркие споры по поводу степени независимости Центрального банка от Президента, Правительства и Государственной Думы. Дело не ограничивается только спорами. В Государственной Думе на протяжении нескольких месяцев постоянно обсуждаются альтернативные проекты поправок в  Закон «О Центральном банке Российской Федерации». В спорах по реформированию конституционных основ функционирования Центрального банка участвует и Правительство, которое отклонило два законопроекта осенью 2000 года, и Совет Федерации, и Президент РФ. Даже Конституционный Суд РФ оказался вовлечен в этот спор, в него поступал запрос от губернатора Тверской области Владимира Платонова о том, соответствует ли Конституции РФ, где декларируется независимость Центрального Банка РФ, действующий закон «О Центральном банке РФ». Рассмотрение этого запроса было отложено.

Изучение опыта работы Банка Англии, несомненно, полезно для улучшения работы Банка России. Вопросы о конституционно-правовых основах деятельности Центрального банка РФ, степени его независимости от правительства и парламента и формах взаимодействия с исполнительной и законодательной ветвями власти, являются очень важными для понимания пути дальнейшего реформирования экономической системы страны и системы разделения властей в России. Четкое понимание и согласие по вопросам о природе статуса Центрального банка Российской Федерации необходимо для конституционно-правового, и в целом нормативно-правового регулирования, как деятельности самого Центрального банка Российской Федерации, так и других институтов государственной власти в сфере, относящейся к компетенции Центрального банка Российской Федерации.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube