17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 145

Европейская комиссия: новый план борьбы с мошенничеством

Европейская комиссия: новый план борьбы с мошенничеством

19 февраля 2001г. Европейская Комиссия (ЕК) обнародовала "План действий, направленных на предот-вращение мошенничества" в сфере

безналичных платежей. В этом доку­менте речь, главным образом, идет о борьбе с мошеничеством при ис­пользовании платежных карточек. Из всех наиболее широко используе­мых инструментов и методов безна­личных платежей, по мнению ЕК, именно платежные карточки явля­ются наиболее привлекательными для преступников и, соответственно, являются предметом наибольшей озабоченности банков, правоохранительных органов и регулирующих инстанций в странах Евросоюза

Это не первый документ такого рода, принимаемый Еврокомиссией. Предыдущий план под названием Совместные действия по предот­вращению мошенничества и подде­лок в сфере безналичных платеж­ных средств" был составлен в 1998 г. По существу, именно с этого време­ни ЕК вплотную занялась проблема­ми карточного мошенничества в странах Евросоюза.

Принятый в 1998 г. документ ак­центировал внимание на двух аспек­тах проблемы. Во-первых, он под­черкивал необходимость унифици­рованного правового подхода к трактовке правонарушений, совер­шаемых с использованием платеж­ных карточек и к наказанию подоб­ных правонарушений во всех стра­нах Евросоюза. Во-вторых, "Совместные действия..." указывали на исключительную важность коор­динации и сотрудничества всех за­интересованных сторон в практиче­ской деятельности по предотвраще­нию и борьбе с мошенничеством в сфере платежных карточек. Доку­мент подчеркивал, что ключевую роль в практической реализации мероприятий, направленных на предотвращении преступной дея­тельности в этой сфере и, соответст­венно, основную ответственность за эффективность этих мероприятий

должны были нести сами платежные системы и их банки-участники.

Новый план образца 2001 г. также содержит тезис об ответственности платежных систем за разработку и воплощение в жизнь эффектив­ных средств и методов предотвра­щения карточного мошенничества. В плане, в частности, предполагает­ся, что ведущие ассоциации и бан­ки-участники не позднее середины 2002 г. смогут обеспечить "самый высокий уровень безопасности транзакций при осуществлении уда­ленных электронных платежей".

Еще одним общим тезисом в пла­нах Еврокомиссии 1998 и 2001 гг. яв­ляется положение об угрозе со сто­роны международных организован­ных преступных групп. По мнению Еврокомиссии, именно междуна­родное мошенничество, связанное с организованной преступностью, представляет собой наиболее серь­езную опасность для всех стран Евросоюза. По мере развития техноло­гий Интернет и усиления глобаль­ного характера рынка электронной коммерции карточное мошенниче­ство становится все более изощрен­ным и приобретает поистине гло­бальные масштабы.

Европейская Комиссия призвала участников ведущих платежных сис­тем обеспечить адекватный обмен информацией с фирмами-акцептантами в области карточного мошен­ничества. Новый план предусматри­вает проведение платежными систе­мами регулярных семинаров и учеб­ных курсов для представителей торгово-сервисных компаний, на которых должны будут рассмат­риваться практические меры по предотвращению незаконных дей­ствий с платежными карточками.

Кроме того, ЕК взяла на себя функции организатора националь­ных и международных встреч с уча­стием представителей платежныхсистем и европейских законода­тельных органов с целью выработки единых норм (по крайней мере, в странах ЕС) при трактовке пре­ступных действий в сфере карточного мошенничества и определения. состава преступления.

Принятый в феврале 2001 г. "План действий..." призывает платежные системы критически оценить свои технологии и процедуры, использу­емые в области профилактики и борьбы с карточным мошенниче­ством. Совершенно неожиданно авторы плана определили PIN-код как одно из наиболее слабых мест в со­временной системе обеспечения платежных транзакций.

ЕК также указала участникам пла­тежных систем на необходимость более полного информирования держателей карточек о состоянии проблемы карточного мошенниче­ства. "План действий..." обращается к ассоциациям потребителей с при­зывом обеспечить держателей карточек соответствующей "просве­тительской" литературой. ЕК плани­рует организовать несколько между-народных конференций и семина­ров с участием представителей потребительских ассоциаций с це­лью определения возможности сов­местных действий по предотвраще­нию карточного мошенничества. В "Плане действий..." содержится предложение об организации еди­ной для стран ЕС службы ("телефона, доверия"), которая вела бы регистра­цию случаев мошенничества, краж или утери платежных карточек держателями на территории Евросоюза.

Наконец, в новом плане обраща­ется внимание платежных систем на необходимость укрепления связей с заинтересованными сторонами за пределами ЕС в сфере предотвраще­ния карточного мошенничества -как на уровне двухсторонних меж­банковских отношений, так и на уровне известных международных организаций, как, например, ОЭСР.

Европейская Комиссия предпола­гает, что "План действий по предот­вращению мошенничества" будет действовать до конца 2003 г.

Судя по публикациям в зарубеж­ных специализированных изданиях, первые отклики представителей банковского сообщества ЕС на но­вые инициативы Европейской Ко­миссии были весьма сдержанными. Отчасти это вызвано тем, что обна­родованный "План действий..." не имеет статуса руководящего документа, обязательного к исполнению участниками европейских платеж­ных систем. Европейская Комиссия должна подготовить еще один доку­мент, касающийся проблемы мо­шенничества в сфере безналичных платежей и вынести его на обсужде­ние в Совет Европы (предполагается, что это произойдет в апреле с.г). Ес­ли он будет принят, то в этом случае банки и другие заинтересованные участники рынка карточек должны будут следовать его духу и букве.

Другое возможное объяснение достаточно прохладного отношения платежных систем к новому плану ЕК заключается в том, что европей­ские банки вообще неодобрительно относятся к вмешательству Евроко-миссии в практику банковского биз­неса вообще и карточного бизнеса в частности. В статье П.Джоунса, опубликованной в № 1 журнала ПЛАС за 2001 г. содержится перечень некоторых неудачных инициатив ЕК в сфере безналичных платежей, ко­торые, очевидно, не могли не вы­звать определенное раздражение у банков и платежных систем, функ­ционирующих на территории ЕС.

Кроме того, новый план ЕК в оче­редной раз возложил основную от­ветственность за реализацию меро­приятий по предотвращению, профилактике карточного мошен­ничества и борьбе с ним на платеж­ные системы и банки-участники -по принципу "спасение утопаю­щих - дело рук самих утопающих". Учитывая, что в "Плане действий..." в качестве основного источника кар­точного мошенничества называются международные организованные преступные группы, вряд ли можно ожидать от отдельных банков или даже платежных система эффективных действий по борьбе с международной преступностью. Пессимизм в отношении результативности этих действий основывается главным образом на «нестыковке» правовых норм в различных странах EC, не говоря уж о государствах за пределами Евросоюза. Как показывает нынешняя практика, ни банки, ни правоохранительные органы не в состоя­нии эффективно бороться с новыми видами и формами карточного мо­шенничества на глобальном рынке электронной коммерции, особенно в тех случаях, когда преступники ор­ганизуют свои "атаки" одновремен­но из нескольких стран.

Наконец, можно предположить, что отсутствие энтузиазма со сторо­ны платежных систем по отноше­нию к новым инициативам Евро­пейской Комиссии вызвано тем, что новый "План действий..." был обна­родован в тот период, когда этого меньше всего желали сами платеж­ные системы и их участники.

В течение последних полутора-двух лет ведущие платежные систе­мы убеждали держателей карточек (и, вероятно, также и самих себя), что им удалось добиться колоссального прогресса в предотвращении кар­точного мошенничества. Эти заявле­ния подтверждались соответствую­щими статистическими выкладками, которые действительно свидетельст­вовали о неуклонном падении объе­мов мошенничества в процентном отношении к общим объемам кар­точных транзакций. Фактически, к началу нового десятилетия показа­тели мошенничества по карточкам международных платежных систем находились в пределах 6-7 пунктов, то есть на самом низком за все время существования глобального карточ­ного рынка уровне. Несмотря на еже­годные абсолютные приросты объе­мов мошеннических операций (по имеющимся оценкам, в 1999г. сум­марные потери пяти крупнейших карточных платежных систем — Visa International, Europay/MasterCard In­ternational, JCB, American Express и Diners Club International - состави­ли 2,1 млрд. долл. США), проблема не выглядела настолько серьезной, что­бы вызвать пристальное внимание со стороны Европейской Комиссии или иного подобного регулирующего ор­гана. Более того, во многих развитых странах Европы (например, Нидер­ланды, Швейцария, Бельгия, Герма­ния, страны Скандинавии) карточ­ное мошенничество было фактичес­ки сведено к нулю. Там же, где мошенники действовали наиболее активно (прежде всего, Великобрита­ния), платежные системы не без ос­нования надеялись снизить остроту проблемы с введением стандартов ЕМУ и CEPS и переводом банковских карточных портфелей на микропро­цессорные технологии.

Что касается новых разновиднос­тей "высокотехнологичного" карточ­ного мошенничества, основанного на использовании Интернет, то и в этой области ситуация отнюдь не выглядела критической. Несмотря на широко освещаемые прессой слу­чаи хакерства, сопровождаемые кра­жами номеров банковских счетов и карточек, доля карточного Интер­нет-мошенничества в общем объеме мошеннических транзакций веду­щих платежных систем в 1999-2000гг. не превысила 6-7%. Основная же часть приходится на традицион­ные виды и формы мошенничества: транзакции по потерянным/украден­ным карточкам, скимминг, лож­ные/поддельные заявления на полу­чение карточек, мошенничество при размещении заказа по телефону.

Как считают представители пла­тежных систем и независимые экс­перты, в настоящее время на рынке имеется достаточное количество технологических решений и отра­ботанных процедур, способных "ук­ротить" карточное мошенничество в глобальной сети. Более того, даже при поверхностном анализе дейст­вий карточных хакеров выясняется, что в подавляющем числе случаев кражи номеров счетов или карточек стали возможными вследствие не­радивости, некомпетентности или откровенной жадности виртуальных торговцев, которые упорно пренебрегали элементарными ме­рами безопасности.

Европейские банки и платежные системы вряд ли одобрят вмешатель­ство ЕК в их практику предотвраще­ния карточного мошенничества не только потому, что это вмешательство может привести к изменениям в су­ществующих процедурах и методах отслеживания, профилактики и пре­дотвращения мошеннических тран­закций (которые платежные системы считают достаточно эффективными). Европейские кредитно-финансовые  учреждения и руководство карточных ассоциаций откровенно опаса­ются, что инициированный Евроко­миссией "План действий..." может превратиться в широкомасштабную рекламную компанию, которая неиз­бежно привлечет внимание прессы и самих держателей карточек Как раз этого-то банкам и платежным систе­мам и хочется избежать.

В период осуществления мигра­ции на микропроцессорные техно­логии и расширения использования карточных продуктов на рынке эле­ктронной коммерции основные иг­роки рынка не испытывают никако­го желания в очередной раз объяс­няться с потребителями по поводу безопасности транзакций в сети Ин­тернет. Эта тема по прежнему оста­ется весьма болезненной для участ­ников карточного бизнеса в странах ЕС, поскольку, согласно многочис­ленным опросам, большинство ев­ропейских держателей продолжает считать транзакции на рынке элек­тронной коммерции недостаточно безопасными. Реализация "Плана действий...", скорее всего, вновь вы­двинет на передний план проблему Интернет-мошенничества, что не­избежно приведет к снижению объ­емов транзакций в глобальной сети и негативно скажется на всем кар­точном бизнесе банков и платеж­ных систем в странах ЕС.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube