17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 197

Время продавать?(Перспективы национальных и локальных карточных программ в странах ЕС)

Время продавать?(Перспективы национальных и локальных карточных программ в странах ЕС)

Многие европейские банки организовали свой бизнес пластиковых карточек вокруг локальных/национальных межбанковских ассоциаций. Организация и развитие такого бизнеса потребовали от участников значительных инвестиций в национальные сети банкоматов, программы дебетовых карточек и «электронных кошельков» и продвижение собственных торговых марок на рынке. Еще больше средств было вложено в развитие инфраструктуры обслуживания карточек и доставки услуг потребителям, а также в создание межбанковских процессинговых компаний. Однако по мере приближения к следующему тысячелетию многие банковские руководители всё чаще задаются вопросом, насколько важно и оправдано существование подобных программ и процессинговых компаний с точки зрения стратегии развитии бизнеса.

Некоторые специалисты считают, что кардинальные изменения уже не за горами. Они заявляют, что эпоха локальных/национальных карточных программ подходит к концу, и европейский бизнес пластиковых карточек должен концентрироваться вокруг международных торговых марок. Введение евро приведет к резкому усилению конкурентной борьбы, и национальные рынки станут всё более открытыми. Изменения во внутренних правилах международных платежных ассоциаций, усилившаяся интервенция органов ЕС на европейских рынках пластиковых карточек, появление новых продуктов и каналов доставки услуг потребителям в сочетании с ростом давления со стороны небанковских компаний - все эти факторы оказывают дестабилизирующее влияние на развитие локальных/национальных программ.

В банковских кулуарах вопрос: «А не продать ли нам свой бизнес пластиковых карточек, пока еще не поздно?»  уже не является праздным. Некоторые эксперты склонны думать, что остается очень мало времени, чтобы присоединиться к международным ассоциациям VisaInternational, MasterCardInternational, EuropayInternational и/или набирающей всё большую силу на международных рынках компании American Express.

Таблица 1.

Межбанковские карточные программы и процессинговые компании

СтранаПрограммаПроцессор
АвстрияBankomatAPSS
БельгияBancontact

Mistercash

Banksys
ДанияDankortPBS
ФинляндияOKLuottokunta
ФранцияCBБанки/процессоры
ГерманияEdc/EurochequeCZS и B+S
ИрландияLaserPeer to Peer
ИталияPagobancomatSSB
НидерландыPINInterpay
НорвегияBank KortBBS
ПортугалияMultibancoSIBS
ИспанияTarjeta 6000CECA
Испания4 BSistema 4 B
ШвецияSparbankskortVaricus
Швейцарияec-DirectTelekurs
ВеликобританияSwitchPeer to Peer

Британские и ирландские банки стали первыми, кто приступил к реализации идеи продажи локальных карточных программ на практике. В 1992 г. межбанковский процессинговый центр Signet был продан крупной процессинговой компании FirstDataResourcesLtd. за 114 млн. фт. ст. В 1996 г. торговая марка Access была полностью выкуплена корпорацией MasterCardInternational за 40 млн. фт. ст. В 1997 г. та же корпорация купила у английского банка NatWest контрольный пакет акций программы «электронных кошельков» Mondex (за 80 млн. фт. ст.)

[2]

. Структурные изменения стали происходить и на рынках других стран. Немецкая компания CZS отделила свой карточный бизнес от других операций и продала 49% активов процессинговой компании FDR. Высказываются предположения, что испанская компания 4 B рассматривает возможность продажи своего процессингового центра.

Что стоит за продажей европейскими банками карточных программ и процессинговых компаний? Прежде всего, это потенциальная выгода от продажи. Причем не только в форме прибыли для банка в целом, но и в виде возможного продвижения по службе для конкретных менеджеров, организовавших сделку. В 15-ти европейских странах стоимость программ дебетовых карточек и «электронных кошельков» оценивается в пределах 500-700 млн. экю. Рыночная цена процессинговых компаний может быть еще более высокой - 1,5-2,5 млрд. экю. Между тем, продажа межбанковских активов не ограничивается только получением единовременного дохода. Те, кто встает на путь подобных сделок, должны принимать во внимание целый комплекс возможных позитивных и негативных последствий. Рассмотрим эти последствия более подробно.

Во-первых, зачем международным платежным ассоциациям покупать локальные программы дебетовых карточек? Существует несколько ответов на этот вопрос. Наиболее очевидный - это увеличение доли на местном рынке. В ряде стран локальные программы занимают лидирующее положение или даже являются монополиями. Поэтому всё, что нужно сделать для быстрого увеличения своего «веса» на таком рынке - это приобрести местную карточную программу и заменить логотипы на Visa, MasterCard или Europay. После того, как доминирующие позиции на местном рынке завоеваны, можно приступать к реализации долгосрочной стратегии, в частности, в отношении использования PIN-кодов, внедрения микросхем, мультифункциональных операционных систем и «электронных кошельков».  Аналогично, бизнес местных процессинговых компаний постепенно сходит на нет, внедряется стандартная инфраструктура обслуживания и обработки транзакций, повышается технологическая совместимость, сокращаются издержки и т. д. В результате на локальном рынке начинают преобладать нормы и процедуры международных платежных систем и торговых марок.

С другой стороны, сами участники платежных ассоциаций являются владельцами международных карточных программ и торговых марок. Поэтому они должны взвешенно подходить к использованию имеющихся ресурсов. Локальные программы могут исчезнуть и без всякого влияния извне. Пример тому - то, что в настоящее время происходит на рынках Испании и Португалии. С введением евро потребители будут всё больше использовать карточки в трансграничных платежах. Держатели карточек вряд ли согласятся с тем, что предприятия торгово-сервисной сети откажутся принимать к обслуживанию локальные карточки, выпущенные в других европейских странах, в то время как наличные евро уже будут иметь хождение по всему ЕС. Поэтому локальные карточные программы так или иначе вынуждены будут измениться, независимо от желания их участников.

Во-вторых, почему владельцы (держатели акций) межбанковских программ должны стремиться к продаже этих программ? Каковы положительные и отрицательные стороны такого решения?

 

Таблица 2.

Положительные и отрицательные последствия продажи локальных карточных программ для их владельцев

Положительные последствияОтрицательные последствия
Получение значительных денежных средств от продажи карточной программыПотеря контроля над локальной карточной программой и развитием платежной системы
Более высокие размеры торговых комиссий и комиссий за взаимообмен информациейПотеря вступительных взносов для участников карточной программы
Увеличение объемов трансграничных транзакцийВысокие издержки, связанные с долгосрочной перестройкой инфраструктуры
Снижение операционных издержек«Открытие дверей» для зарубежных конкурентов
Для крупных участников: возможность заниматься эквайрингом напрямуюВ ряде случаев: более слабые позиции торговой марки и продукта на рынке
Высвобождение дополнительного времени менеджеров, которое может быть использовано для разработки способов повышения конкурентоспособности банка (компании)Потенциальное вмешательство регулирующих органов
Недостаточная реализация возможностей в плане сокращения издержек

В дополнение к возможности получения значительных денежных средств, важным побудительным мотивом продажи программ дебетовых карточек является и перспектива получения более высоких торговых комиссий и комиссий за взаимообмен данными. В некоторых локальных программах дебетовых карточек комиссия за взаимообмен данными не взимается, поэтому и эмитенты, и эквайреры находятся в невыгодном положении с точки зрения их доходов. Программы международных дебетовых карточек основываются на единой согласованной структуре взаимообмена данными, причем размеры подобных комиссий по дебетовым карточкам в ряде случаев близки к аналогичным показателям по кредитным карточкам.

Торговые марки международных платежных систем хорошо известны и «раскручены» на европейских национальных рынках. В свою очередь, широкая узнаваемость и популярность международных карточек в европейских странах способствует росту трансграничных транзакций и развития трансъевропейской сети обслуживания. Таким образом, такие карточки становятся всё более привлекательными как для потребителей, так и для торгово-сервисных компаний.

Напротив, торговые марки локальных/национальных карточек, как правило, дорогостоящи с точки зрения  их продвижения на рынке. Ежегодные затраты на их рекламу оцениваются в пределах 5-9 млн. экю,  и это без учета сопутствующих управленческих издержек  и затрат на оплату персонала (которые составляют порядка 1,5-3 млн. экю в год). Однако наиболее значительные затраты приходятся на модификацию и совершенствование используемого в системе программного обеспечения, что необходимо в условиях быстро меняющейся ситуации на рынке. Участники многих локальных программ уже столкнулись c необходимостью перестройки имеющейся инфраструктуры в связи с «Проблемой 2000», предстоящим введением евро, развитием интеллектуальных технологий и появлением новых стандартов. Работа по управлению постоянно изменяющихся инфраструктурой, технологиями и наборами продуктов и услуг действительно связана со значительными затратами и рисками. В международных платежных системах централизованные изменения являются частью глобальных инициатив, общих для всех участников, и реализуются со значительно меньшими издержками и рисками для банков.

Местные банки могут использовать продажу карточной программы для достижения более эффективного контроля над эквайрингом. Наиболее крупные участники таких программ могут организовать собственную систему процессинга, авторизации и персонализации взамен централизованной.

Наконец, одной из наиболее серьезных проблем, характерных для локальных программ дебетовых карточек, является отсутствие кооперации (точнее, даже желания сотрудничать) между участниками в области разработки долгосрочной стратегии развития программы и реализации новых видов продуктов и услуг. К сожалению, во многих локальных платежных системах, функционирующих на рынках в течение длительного периода времени, единство участников отсутствует. Конкуренция пришла на смену сотрудничеству. Многие банки предпочитают продвигать на рынке широкий набор международных карточных продуктов, а не «раскручивать» локальные торговые марки.

В-третьих, помимо возможных положительных результатов от продажи локальных программ, существуют и негативные последствия. Эти последствия могут быть настолько серьезными, что требуют очень тщательной оценки.

Ключевым вопросом здесь является возможность потери контроля над развитием карточной программы и функционирования платежной системы. Международные платежные ассоциации включают в свой состав банки различных стран; внутренние правила этих ассоциаций основываются на принципе обеспечения «глобальной совместимости» участников. В результате, правила международных систем не являются настолько гибкими, чтобы учитывать в полной мере специфику каждого конкретного национального рынка. Основой же локальных программ зачастую является контроль над местным взаимообменом данными, который выступает в качестве важнейшего оборонительного средства при атаках внешних конкурентов. Кроме того, в некоторых случаях взносы за вступление в платежную систему, взимаемые с новых участников программы, составляет важную статью доходов. Очевидно, что источники этих доходов исчезнут после того, как локальная программа будет продана международной ассоциации.

Продажа национальной/локальной карточной программы также может вызвать обострение трансграничной конкуренции. Во многих случаях локальные карточные программы используют собственные, уникальные стандарты. Поэтому зарубежные эквайреры испытывают трудности с проникновением на рынок: применение принципа принятия к обслуживанию всех видов карточек наталкивается на разнородность стандартов, и приведение их в соответствие друг с другом часто требует от зарубежных эквайреров вступления в состав участников локальных карточных программ и уплаты вступительных взносов. Сворачивание локальных программ дебетовых карточек с последующей их заменой на торговые марки типа Maestro, Delta или Electron приводит к внедрению единых, общемировых стандартов и, таким образом, распахивает двери для вторжения мощных зарубежных эквайреров-«хищников».

Сами по себе международные торговые марки не являются гарантией успешного маркетинга. Эксперты полагают, что компания MasterCardInternational слишком быстро «прикрыла» программу Access после ее покупки, недооценив определенную слабость позиций торговых марок MasterCard на британском рынке. В настоящее время некоторые британские эмитенты лихорадочно ищут возможности продвижения на рынке собственных торговых марок, чтобы окончательно не проиграть в конкурентной борьбе с продуктами VisaInternational, за плечами которой находится двадцатилетний опыт маркетинга на рынке этой страны. В результате подобных действий доля ассоциации MasterCardInternational в Великобритании упала.

По целому ряду технологических параметров и характеристик эмитируемых карточных продуктов локальные программы превосходят международные аналоги. Например, уровень мошенничества во многих локальных программах ниже, чем в международных. Кроме того, карточки Maestro и Electron обслуживаются в режиме on-line и могут быть неприемлемы в странах, где практикуется «пакетная» технология обработки транзакций. Таким образом, необходимо учитывать и оценивать потенциальные потери от увеличения мошенничества и затраты, связанные с изменениями в существующей инфраструктуре.

Наконец, увеличение размеров торговых комиссий и комиссий за взаимообмен данными - это совсем не простое дело. И торгово-сервисные компании, и местные регулирующие органы могут активно вмешаться в деятельность международных карточных программ и настоять на сохранении действовавших размеров комиссий. Ко всему прочему, продажа локальной карточной программы отнюдь не всегда приводит к сокращению операционных издержек, поскольку существование местной ассоциации банков всё равно будет необходимо для осуществления ряда функций, например, сертификации терминального или иного оборудования.

Суммируя сказанное: в результате продажи локальной программы дебетовых карточек у участников появляются определенные преимущества. Однако владельцы подобных программ должны учитывать то обстоятельство, что краткосрочные выгоды в форме получения единовременного платежа от покупателя могут быть сведены на нет повышением долгосрочных издержек и потерь.

В-четвертых, обратимся к проблеме продажи межбанковской процессинговой компании. Теоретически продажа части или всей процессинговой компании выглядит достаточно простым и логичным шагом. Строго говоря, предоставление услуг информационного обеспечения не является ключевым направлением банковской деятельности. В настоящее время на рынке существует значительное число информационных и операторских компаний, стремящихся к увеличению своей доли в бизнесе пластиковых карточек. Однако для банков-владельцев процессинговых центров (как и в случае с программами дебетовых карточек) существуют и положительные, и отрицательные последствия продажи принадлежащих им активов.

Таблица 3.

 

Положительные и отрицательные последствия продажи межбанковской процессинговой компании для банков-владельцев

Положительные последствияОтрицательные последствия
Единовременное поступление

денежных средств

Потеря контроля над платежной

инфраструктурой

Доступ к новой технологииНеобходимость в заключении

новых долгосрочных договоров

Для крупных банков: возможность

организации собственного

процессинга

Потеря специфического опыта

работы на национальном рынке.

Сокращение имеющихся

ресурсов, уменьшение числа

стратегических проектов

Доступ к ресурсам и «ноу-хау»

международных информационных

компаний

Потенциальная потеря своего

места в системе эквайринга

Ускорение развития системыПотенциальная потеря связей с

потребителями вследствие

появления новых конкурентов

Снижение операционных издержекБольшие издержки и потери,

вызванные переменами

Организация собственного процессинга в крупных банках, сокращение объемов

обрабатываемых транзакций увеличивает удельные издержки мелких банков

Многие межбанковские процессинговые центры обладают дорогостоящей программно-аппаратной платформой, в развитие которой вкладывались значительные инвестиции в течение многих лет. Некоторые из этих центров используют устаревшие технологии, поэтому их продажа позволит владельцам освободиться от груза затрат на обновление оборудования и программного обспечения, передав указанные функции профессионалам из информационных компаний, предлагающим комплексные решения проблемы.

Практически у всех межбанковских процесинговых компаний имеются «долги» перед участниками локальных программ в виде запросов на поставку решений для конкретного заказчика. Многие компании недовольным низкими темпами развития и совершенствования межбанковских программ. Крупнейшие информационные компании в состоянии улучшить качество управления процессами развития и обеспечить решения быстро и с меньшими затратами. Для наиболее крупных участников продажа межбанковской карточной программы дает возможность использовать полученные средства для организации собственной системы процессинга и обеспечения «самодостаточности» с точки зрения организации карточного бизнеса.

Межбанковские процессинговые центры часто вынуждены мириться с высокими операционными издержками, особенно тогда, когда они функционируют в условиях ограниченной конкуренции на местном рынке. Новый владелец может обеспечить более низкий уровень подобных издержек и ускорить процесс развития технологий (хотя возможен и обратный результат).

Также существует риск замены одного монополиста-провайдера услуг другим монополистом. В ряде случаев своеобразной платой за выгодные условия продажи выступают высокие операционные издержки, сохраняющиеся в течение последующих пяти лет. Долгосрочные соглашения всегда зависят от подобных покупок.

В-пятых, как уже было отмечено, существует и оборотная сторона продажи межбанковских процессинговых компаний. Некоторые из негативных последствий особенно характерны для небольших стран. Межбанковские процессинговые центры в таких странах обладают уникальным опытом и ресурсами в области информационных технологий. Продажа подобных центров международным платежным системам может означать потерю специфического «ноу-хау», рабочих мест и даже экспортных возможностей.

Межбанковские процессинговые центры часто являются фокусом стратегических инициатив в области организации и развития платежных систем. Такие инициативы способны финансировать только централизованные источники, которые преследуют в большей степени национальные интересы, чем задачу получения прибыли. Напротив, частные компании, занимающиеся предоставлением услуг на рынке информационных технологий, далеки от филантропии. Многие из них не захотят рисковать и не будут финансировать стратегические направления бизнеса типа «электронных кошельков», мультивалютного эквайринга или развития услуг через сеть Internet.

Продажа процессингового центра информационной компании связана и с конкурентными рисками. У многих игроков рынка есть возможности войти в состав более крупных и мощных структур. Некоторые уже сделали это. Другие компании стали организовывать, поддерживать и контролировать новые каналы доставки услуг банковского типа потребителям. В один прекрасный день контроль доступа к таким услугам позволит им установить выгодные отношения с конкурентами из числа банков (например, в реализации программ homebanking) и небанковских компаний.

История приватизации государственной собственности дает основания утверждать, что коммерциализация может стать дорогостоящим удовольствием. Для того, чтобы выставить процессинговую компанию на тендер, часто требуются кардинальные изменения в корпоративной культуре. Связанные с этими изменениями издержки и потери также не должны быть недооценены.

Наконец, в случае, если основной целью продажи межбанковского процессингового центра является переход крупнейших участников локальной платежной системы на собственный эквайринг и процессинг, то средние и мелкие участники остаются в явном проигрыше в долгосрочном плане. По мере снижения масштабов бизнеса издержки начинают резко увеличиваться. Кроме того, в небольших странах, как правило, один крупный эквайрер обеспечивает защиту всех участников локальной программы от конкуренции со стороны внешних «хищников». В случае продажи межбанковского процессингового центра оставшиеся в стране 2-3 небольшие процессинговые компании с высокими операционными издержками становятся легкой добычей для крупных зарубежных конкурентов.

В какой степени потенциальная перестройка структуры на рынках пластиковых карточек соответствует политике ЕС в области конкуренции, действующим нормам регулирования и надзора за деятельностью платежных систем со стороны Европейского Центрального Банка? С этой точки зрения потенциальные преимущества и недостатки для карточного бизнеса выглядят следующим образом:

Таблица 4.

 

Последствия для карточного бизнеса с точки зрения факторов регулирования

ПреимуществаНедостатки
Естественное следствие введения

евро

Доминирование торговых марок

двух крупнейших международных

платежных систем

Открытие национальных рынков для

конкуренции в рамках всего ЕС

Доминирование крупнейших между-

народных банков над финансовыми

учреждениями небольших стран

Сокращение торговых комиссий для

предприятий торговли и сервиса

Потенциальная угроза образования моно

монополий на рынках карточных

услуг

Совершенствование общеевропей-

ской платежной инфраструктуры

Потенциальные возможности для

небанковских компаний контроли-

ровать платежную инфраструктуру

В целом, Европейский Центральный Банк должен будет точно определить границу между желанием поддерживать и развивать конкурентную среду на рынке платежей, с одной стороны, и необходимостью защитить интересы существующих платежных систем и обеспечить доверие потребителей банковских услуг.

Усиление конкуренции пойдет на пользу как потребителям, так и корпоративному сектору, поскольку будет способствовать совершенствованию платежной инфраструктуры и снижению цен. Что касается возможных негативных последствий, то они менее очевидны. Окажутся ли европейские держатели карточек в худшем положении, когда с рынка исчезнут локальные/национальные программы дебетовых карточек? Пострадают ли отдельные национальные рынки в случае продажи местных межбанковских процессинговых центров крупным международным компаниям-провайдерам услуг в сфере информационных технологий?

Международные платежные банковские ассоциации и программы уже являются субъектом регулирования. Для регулирующих органов наибольшие опасения, вероятно, вызывает возможный захват платежных инфраструктур небанковскими компаниями, поскольку в этой ситуации выходят из-под контроля такие важные аспекты карточного бизнеса, как целостность платежных систем, безопасность, мошенничество, система межбанковских расчетов. Регулирующие органы также могут быть озабочены сценарием развития событий на рынке, когда несколько небольших стран потеряют местные процессинговые компании, и все операции будут сосредоточены в руках одного крупного центра, находящегося за пределами этих стран.

Учитывая отмеченные выше обстоятельства, можно высказать следующие общие соображения. Для участников локальных межбанковских программ пластиковых карточек существуют определенные выгоды, возникающие в результате продажи этих программ. К числу преимуществ относятся: получение крупного единовременного платежа, высокая вероятность повышения торговых комиссий и комиссий за взаимообмен данными, внедрение общих стандартов, увеличение потока трансграничных платежей. Что касается возможных негативных последствий, то они требуют тщательного анализа. Такие последствия могут состоять в «распахивании дверей» перед крупными внешними эквайрерами-конкурентами, потере части доходов в результате отмены вступительных взносов, продвижении продуктов с менее привлекательными характеристиками, вмешательстве регулирующих органов и, самое главное, частичной или полной потере контроля над функционированием локальной платежной системы.

Схожая ситуация возникает и в случае продажи локальной межбанковской процессинговой компании. Привлекательная сторона сделки состоит в получении значительной денежной суммы и повышении качества предоставляемых услуг. Однако и в данном случае существуют определенные риски, которые включают: потерю контроля над процессом обработки платежных транзакций, замену одной процессинговой монополии на другую монополию, потерю специфических «активов» в форме накопленного на конкретном рынке опыта и «ноу-хау», потенциальное появление новых мощных конкурентов и повышение издержек (в долгосрочном плане) для средних и мелких участников локальных программ.

Итак: продавать или не продавать? По-видимому, продавать, но очень осторожно. Замечательные краткосрочные выгоды плане могут обернуться кошмаромв долгосрочном плане. Любое решение в платежном секторе, учитывающее только краткосрочные перспективе, внутренне ущербно. Поэтому, прежде чем осуществлять планы продажи карточной программы или процессинговой компании, важно подсчитать реальные размеры «добавленной стоимости», которые эта программа вносит в развитие национального банковского бизнеса. На наш взгляд, для такой оценки в наилучшей степени подходит финансовая модель денежных потоков (cashflowfinancialmodel), учитывающая десятилетний период. Основным требованием является оценка текущего уровня и состояния бизнеса и четкое определение выгод, которая данная программа приносит ее участникам (например, выгоды от замены банковских чеков и наличных платежными карточками, организация эффективной защиты от внешних «хищников», улучшение контроля, реализация новых продуктов, услуг и инициатив). После этого возможно оценить альтернативные сценарии - установление контрактных отношений с другими участниками рынка, реализация собственной стратегии развития, уход с рынка (то есть, продажу программы) - и выбрать среди них наиболее выгодный.

Если использовать подобную модель, то может оказаться, что стоимость  («ценность») локальной карточной программы или процессинговой компании оказывается значительно более высокой, чем изначально представлялось участникам или владельцам. Полученная количественная оценка «ценности» бизнеса может помочь участникам локальной программы в разработке долгосрочной стратегии и выборе правильного решения. Наиболее высокие риски связаны с тем, что продажа программы способна привести к снижению «ценности» карточного бизнеса отдельных участников. В целом, общий вывод состоит в том, что нельзя поддаваться привлекательности краткосрочных перспектив. Всегда следует думать о более отдаленном будущем, прежде чем расстаться со столь дорогостоящим бизнесом.

 

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube