17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 175

Догнать и перегнать Венгрию

  Завершая серию статей о развитии бизнеса международных карточек в России в 1998 г., в этом номере мы предприняли попытку сравнительного...
Догнать и перегнать Венгрию

 Завершая серию статей о развитии бизнеса международных карточек в России в 1998 г., в этом номере мы предприняли попытку сравнительного анализа карточных рынков нашей страны и других стран Восточной Европы. Этот анализ проведен на основе данных о карточках международных платежных ассоциаций Visa International и Europay International и инфраструктуре обслуживания таких карточек

 

.

В связи с тем, что в 1999 г. Visa International впервые предоставила данные о развитии карточного бизнеса ряда европейских стран в евро (а не в долларах США, как это делалось ранее), то в публикуемой статье эта валюта также использована при указании абсолютных и относительных стоимостных показателей, относящихся к карточному бизнесу.

 “Развивающиеся” карточные рынки: общее и особенное

В последние годы понятие “развивающиеся рынки” (emerging markets) применительно к карточному бизнесу в странах Восточной Европы стало настолько привычным, что мало кто задумывается, какие именно черты этих рынков имеются в виду  Между тем, употребляется это понятие, по крайней мере, в двух различных смыслах.

Во-первых, “развивающийся” карточный рынок рассматривается как производная от уровня развития национальной экономики и банковской сферы: в странах с относительно низкими ВВП и реальными доходами на душу населения, высокими темпами инфляции, неэффективной банковской системой, ограниченными и ненадежными телекоммуникациями не может быть развитого (по современным понятиям) рынка платежных карточек. Высокие показатели экономического роста, динамичное развитие финансового сектора, повсеместное использование сетевых технологий являются своего рода обязательными предпосылками для стабильного развития карточного бизнеса. Напротив, отсутствие таких предпосылок или резкое ухудшение индикаторов экономического роста быстро сказывается на положении дел на рынке платежных карточек, вызывая кризисные явления и деформируя структуру спроса и предложения карточных продуктов и технологий.

Во-вторых, существуют характеристики собственно карточного рынка, которые определяют его статус “развивающегося”. В количественном плане речь идет о таких показателях, как число эмитированных международных карточек, количество и объем транзакций, число торгово-сервисных точек, размеры банкоматных сетей, а также число карточек в расчете на одного жителя, число транзакций на одного держателя карточек/ коэффициент использования карточек, средняя величина оборота по одной карточке за год, число банкоматов в расчете на одну тысячу жителей (или на одну тысячу держателей карточек) и др. В качественном (структурном) плане подразумевается, что банки на “развивающихся” рынках эмитируют, главным образом, дебетовые карточки с непосредственным дебетованием счета, число транзакций и оборот в торговых точках значительно ниже, чем в банкоматах и ПВН (то есть держатели пользуются карточками, в основном для снятия наличных), “узнаваемость” международных торговых марок меньше, чем в странах с развитыми карточными рынками, общий профессиональный уровень специалистов карточного бизнеса невысок, возможности маркетинга ограничены, рынок недостаточно сегментирован и в большинстве стран еще не достиг массового уровня. Недостаточный уровень развития карточного рынка в целом означает и ограниченность “свободы маневра” эмитентов и эквайреров, небольшой набор стратегических и тактических действий на рынке.

Таблица 1

Размеры эмиссии карточек Europay и Visaв некоторых странах Восточной Европы в 1997-1998 гг.

Страна

Europay International

Visa International

Всего

Прирост,%

 

1997

1998

1997

1998

1997

1998

 

Венгрия

1061 821

1808 393

708 400

1038 406

1770 221

2846 799

60,8

Россия

877 993

1576 483

828 082

1237 196

1706 075

2813 679

64,9

Польша

679 877

1196 781

359 895

1137 810

1039 772

2334 591

124,5

Чехия

510 799

681 346

403 664

783 673

914 463

1465 019

60,2

Словакия

599 374

677 147

208 035

364 977

807 409

1042 124

29,1

Итого:

3729 864

5940 150

2508 076

4562 062

6237 940

10 502 212

68,4

Источник: Europay International, Visa International

Таблица 2

Расходы держателей карточек в некоторых странах Восточной Европы в 1997-1998 гг., млн. евро

Страна

Europay International

Visa International

Всего

Прирост,%

 

1997

1998

1997

1998

1997

1998

 

Венгрия

1 708

2 613

799

1 303

2 507

3 916

56,2

Польша

389

1 155

338

1 193

727

2 348

223,0

Чехия

672

1 018

183

782

855

1 800

110,5

Россия

511

666

896

1 052

1 407

1 718

18,1

Словакия

707

840

70

332

777

1 172

50,8

Итого:

3 987

6 292

2 286

4 662

6 273

10 954

74,6

Источник: Europay International, Visa International

Таблица 3

Макроэкономические индикаторы некоторых стран Восточной Европы, 1997-1998 гг.

Читайте также:

Страна

Население, млн. чел., 1997 г.

ВВП на душу населения, долл. США

Изменение, 1998/1997, % (+, -)

Индекс потребительских цен, в среднем за год, %

 

 

1997

1998

 

1997

1998

Россия

146,7

3037

2897

- 4,6

111,0

127,8

Венгрия

 


Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube