Догнать и перегнать Венгрию
Завершая серию статей о развитии бизнеса международных карточек в России в 1998 г., в этом номере мы предприняли попытку сравнительного анализа карточных рынков нашей страны и других стран Восточной Европы. Этот анализ проведен на основе данных о карточках международных платежных ассоциаций Visa International и Europay International и инфраструктуре обслуживания таких карточек
.
В связи с тем, что в 1999 г. Visa International впервые предоставила данные о развитии карточного бизнеса ряда европейских стран в евро (а не в долларах США, как это делалось ранее), то в публикуемой статье эта валюта также использована при указании абсолютных и относительных стоимостных показателей, относящихся к карточному бизнесу.
“Развивающиеся” карточные рынки: общее и особенное
В последние годы понятие “развивающиеся рынки” (emerging markets) применительно к карточному бизнесу в странах Восточной Европы стало настолько привычным, что мало кто задумывается, какие именно черты этих рынков имеются в виду Между тем, употребляется это понятие, по крайней мере, в двух различных смыслах.
Во-первых, “развивающийся” карточный рынок рассматривается как производная от уровня развития национальной экономики и банковской сферы: в странах с относительно низкими ВВП и реальными доходами на душу населения, высокими темпами инфляции, неэффективной банковской системой, ограниченными и ненадежными телекоммуникациями не может быть развитого (по современным понятиям) рынка платежных карточек. Высокие показатели экономического роста, динамичное развитие финансового сектора, повсеместное использование сетевых технологий являются своего рода обязательными предпосылками для стабильного развития карточного бизнеса. Напротив, отсутствие таких предпосылок или резкое ухудшение индикаторов экономического роста быстро сказывается на положении дел на рынке платежных карточек, вызывая кризисные явления и деформируя структуру спроса и предложения карточных продуктов и технологий.
Во-вторых, существуют характеристики собственно карточного рынка, которые определяют его статус “развивающегося”. В количественном плане речь идет о таких показателях, как число эмитированных международных карточек, количество и объем транзакций, число торгово-сервисных точек, размеры банкоматных сетей, а также число карточек в расчете на одного жителя, число транзакций на одного держателя карточек/ коэффициент использования карточек, средняя величина оборота по одной карточке за год, число банкоматов в расчете на одну тысячу жителей (или на одну тысячу держателей карточек) и др. В качественном (структурном) плане подразумевается, что банки на “развивающихся” рынках эмитируют, главным образом, дебетовые карточки с непосредственным дебетованием счета, число транзакций и оборот в торговых точках значительно ниже, чем в банкоматах и ПВН (то есть держатели пользуются карточками, в основном для снятия наличных), “узнаваемость” международных торговых марок меньше, чем в странах с развитыми карточными рынками, общий профессиональный уровень специалистов карточного бизнеса невысок, возможности маркетинга ограничены, рынок недостаточно сегментирован и в большинстве стран еще не достиг массового уровня. Недостаточный уровень развития карточного рынка в целом означает и ограниченность “свободы маневра” эмитентов и эквайреров, небольшой набор стратегических и тактических действий на рынке.
Таблица 1
Размеры эмиссии карточек Europay и Visaв некоторых странах Восточной Европы в 1997-1998 гг.
Страна
|
Europay International
|
Visa International
|
Всего
|
Прирост,%
| |||
|
1997
|
1998
|
1997
|
1998
|
1997
|
1998
|
|
Венгрия
|
1061 821
|
1808 393
|
708 400
|
1038 406
|
1770 221
|
2846 799
|
60,8
|
Россия
|
877 993
|
1576 483
|
828 082
|
1237 196
|
1706 075
|
2813 679
|
64,9
|
Польша
|
679 877
|
1196 781
|
359 895
|
1137 810
|
1039 772
|
2334 591
|
124,5
|
Чехия
|
510 799
|
681 346
|
403 664
|
783 673
|
914 463
|
1465 019
|
60,2
|
Словакия
|
599 374
|
677 147
|
208 035
|
364 977
|
807 409
|
1042 124
|
29,1
|
Итого:
|
3729 864
|
5940 150
|
2508 076
|
4562 062
|
6237 940
|
10 502 212
|
68,4
|
Источник: Europay International, Visa International
Таблица 2
Расходы держателей карточек в некоторых странах Восточной Европы в 1997-1998 гг., млн. евро
Страна
|
Europay International
|
Visa International
|
Всего
|
Прирост,%
| |||
|
1997
|
1998
|
1997
|
1998
|
1997
|
1998
|
|
Венгрия
|
1 708
|
2 613
|
799
|
1 303
|
2 507
|
3 916
|
56,2
|
Польша
|
389
|
1 155
|
338
|
1 193
|
727
|
2 348
|
223,0
|
Чехия
|
672
|
1 018
|
183
|
782
|
855
|
1 800
|
110,5
|
Россия
|
511
|
666
|
896
|
1 052
|
1 407
|
1 718
|
18,1
|
Словакия
|
707
|
840
|
70
|
332
|
777
|
1 172
|
50,8
|
Итого:
|
3 987
|
6 292
|
2 286
|
4 662
|
6 273
|
10 954
|
74,6
|
Источник: Europay International, Visa International
Таблица 3
Макроэкономические индикаторы некоторых стран Восточной Европы, 1997-1998 гг.
Страна
|
Население, млн. чел., 1997 г.
|
ВВП на душу населения, долл. США
|
Изменение, 1998/1997, % (+, -)
|
Индекс потребительских цен, в среднем за год, %
| ||
|
|
1997
|
1998
|
|
1997
|
1998
|
Россия
|
146,7
|
3037
|
2897
|
- 4,6
|
111,0
|
127,8
|
Венгрия
|
|