Diners, Club Russia “переводит стрелки” с 1 октября
ПЛАС: Чем замечательно событие “1
октября”?
А. Дамаскин: 1 октября 1999 г.
заканчиваются протекционистские обязательства DinersClubRussia по “неперехвату” торговых
предприятий, обслуживающих карточки DinersClub
через UCS, другими эквайрерами.
ПЛАС: В чем конкретно выражались
протекционистские меры DinersClubRussia по отношению к UCS?
А. Дамаскин: В договорах с
банками-эквайрерами, в частности, было записано, что DinersClubRussia не разрешает альтернативным
эквайрерам до 1 октября 1999 г. подписывать договоры с торговыми точками,
работающими через UCS. Согласно правилам, все
договора эквайреров с торговыми точками подлежат обязательному визированию в
компании DinersClubRussia.
Таким образом, мы полностью контролировали ситуацию, обеспечивая соблюдение
принятых на себя обязательств.
ПЛАС: Каковы
возможные последствия прекращения этого моратория для российского рынка
эквайринга?
А. Дамаскин: Это “палка о двух концах”.
Начнем с негативных последствий.
В результате окончания срока действия моратория UCS
теряет возможность контролировать рынок в плане безопасности операций по
карточкам DC. В то же время, профессионализм сотрудников UCS,
с которым они проводят обучение сотрудников торговых точек и анализ подозрительных
операций, другими эквайрерами, к сожалению, пока не достигнут. Поэтому нельзя
исключать того, что может произойти некоторый всплеск мошенничества в торговых
точках по карточкам DinersClub.
Приведу пример. Не так давно в одном из предприятий UCS
были изъяты две поддельных карточки DC. У меня пока нет
уверенности, что торговые точки альтернативных эквайреров правильно
отреагировали бы на такие карточки.
Второй момент, который не вселяет особой радости, - то,
что усиление конкуренции за одну и ту же тоговую точку может привести к
прекращению обслуживания таких карточек рядом торговых предприятий. Причины этого просты и
понятны: администрации магазина быстро надоест конкуренция
между эквайрерами. Кроме того, возможны и технологические сбои (наибольшее число
вариантов обслуживаемых карточек из альтернативных эквайреров - у Мост-банка
(4), у других эквайреров - три; следовательно, в бывшем торговом предприятии UCS,
желающим обслуживать прежний спектр карточек, придется ставить 2-й POS-терминал
или импринтер – это и может стать основной причиной путаницы).
Положительное - то, что растущая конкуренция среди
эквайреров позволит принять более адекватные условия обслуживания карточек по
рынку в целом. Торговые предприятия получают шанс выбрать наилучшие условия,
поскольку банки, выступая в роли эквайреров, в отличие от UCS,
смогут предоставлять предприятию комплексный пакет банковского обслуживания.
Другой положительный момент - то, что мы приобретаем
способных альтернативных эквайреров, которые в случае каких-либо причин
прекращения функционирования UCS смогут достаточно быстро
“освоить” сеть торговых предприятий. Как известно, UCS
не является кредитным институтом, как того требует положение №23-П. Поэтому
Центральный Банк России или другой контролирующий орган в любой момент может
приостановить деятельность UCS как эквайрера. Наличие
института альтернативных эквайреров гарантирует нас от сбоев в подобной
ситуации.
ПЛАС: Поскольку все договора на
эквайринг проходили через DinersClubRussia, компания имеет полную и исчерпывающую
информацию об уровне торговых комиссий. Не наблюдается ли “ценовой конкуренции”
между конкурентами и явного демпинга при определении размеров таких комиссий?
А. Дамаскин: Существуют
достаточно жесткие меры по контролю за “нижней планкой”. Мы проводим единую
политику по отношению ко всем эквайрерам и не разрешаем снижать комиссию ниже
3,5 % - за исключением особо оговоренных случаев.
ПЛАС: Проходят ли через DinersClubRussia договора UCS
с торговыми предприятиями?
А. Дамаскин: Нет, не проходят
ПЛАС: В таком случае, Вы не имеете
возможности контролировать, соблюдает ли это неписаное правило UCS?
А. Дамаскин: В договоре с UCS
также записано, что снижать торговую комисию ниже 3,5% запрещается. Кроме того,
договора UCS с торговыми точками в последнее время проходят через
“Славянский”, являющийся расчетным банком DinersClub в России. Банк “Славянский” подписывает их как третья
сторона (это связано с Положением
№23-П, которое требует, чтобы
функции эквайрера выполняла кредитная организация. Некоторые особо осторожные
торговые точки требуют от UCS подписания договора третьей
стороной в лице банка). Поэтому могу сказать, что пока нарушений не было.
ПЛАС: Планируете ли вы взять на
себя часть образовательных функций UCS?
А. Дамаскин:В любом случае Diners в России отвечает и за эмиссию, и за эквайринг. Нашими
клиентами в России являются и держатели карточек, и торговые точки. С клиентами
Diners как клубная система работает напрямую. Это наша политика, об этом знают
банки. поэтому мы в любой момент можем проконтролировать работу банков с нашими
клиентами - будь то держатели карточек или торговые предприятия. Если появится такая необходимость, мы будем обучать торговые предприятия, специалистов
эквайреров. По операциям выдачи наличных мы уже проводим такое обучение.