17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 196

Карточки в университетах и колледжах

Карточки в университетах и колледжах

Технологические продукты этой компании не были первыми микропроцессорными университетскими карточками. Не была компания Mondex и пионером в области многофункциональных карточек, получивших хождение на территории университетских городков. Наконец, университетские карточки этой компании, вопреки заявлениям ее работников, не были первыми продуктами этого рода, которые принимались бы предприятиями торгово-сервисной сети за пределами университетских городков.

Новаторство компании Mondex в отношении университетских карточек состоит в завидном упорстве, с которым эта компания осуществляет перебор различных составляющих технологических и функциональных схем. При осуществлении проектов компания сотрудничает с различными эмитентами (в одних случаях - это банк NatWest, в других - MidlandBank, в третьих - университетские карточки выпускаются этими банками совместно), состав держателей карточек (часть студентов - все студенты и аспиранты - учащиеся и преподавательский состав - все учащиеся и сотрудники университетов), количество и набор приложений (функций), которые карточки способны выполнять, и даже границы территорий  проведения проектов (только университетские городки, “выход” за территорию университета). Подобным упорством, помноженным на эффектность рекламной кампании, фирма Mondex значительно повысила интерес к университетским карточкам у банков и нефинансовых компаний в целом ряде стран, о чем свидетельствует увеличение числа подобных проектов в конце 1996-1997 гг.

Применительно к “университетской” деятельности Mondex отметим еще одно любопытное обстоятельство. Несмотря на то, что проекты пластиковых карточек на основе технологии Mondex осуществлялись и продолжают осуществляться во многих странах и регионах, университетские карточки этой компании до сих пор были выпущены только в Великобритании.

Первые 12 тыс. карточек на основе технологии компании Mondex были эмитированы банком NatWest для всех зарегистрированных студентов и сотрудников университета University of Exeter в октябре 1996 г. Первоначально срок действия карточек был определен до конца 1997 г., однако, в начале 1997-1998 учебного года он был продлен еще на 12 месяцев. Микропроцессорные карточки на территории этого учебного заведениязаменили традиционные университетские удостоверения личности. Они также могут быть использованы для выполнения целого набора функций - “электронного кошелька” для оплаты покупок на территории кампуса и за его пределами, обеспечения доступа в помещения, регистрации книг в университетской библиотеке, оплаты телефонных переговоров и выполнения ксерокопий. Студенческие карточки University of Exeter одновременно являются и членскими карточками Студенческого союза этого университета и используются при выборах студенческого самоуправления. В дополнение к микропроцессору, на карточках имеется и магнитная полоса - для обеспечения доступа держателей к банкоматам (наличие магнитной полосы на карточках Mondex было сохранено и в ходе проведения других университетских проектов этой компании). Загрузка карточек может осуществляться в 4 специальных банкоматах и 30 Mondex-совместимых телефонах, а также в специальных пунктах на территории университета.

Перед началом 1997-1998 учебного года администрация университета и банк NatWest провели опрос среди держателей карточек Mondex. Выяснилось, что 90% студентов и сотрудников University of Exeter положительно оценили результаты первого этапа проекта. Исполнительный директор компании Mondex UK Рон Кларк (Ron Clark) заявил, что компания была “завалена” просьбами предприятий торгово-сервисной сети, находящихся в непосредственной близости от кампуса, о предоставлении им права приема карточек Mondex для оплаты товаров и услуг. Представители британского Национального Студенческого совета (National Union of Students) также высоко оценили ход проекта в University of Exeter.

Другой пилотный университетский проект карточек Mondex также начался в октябре 1996 г. - в университете York University. Карточки эмитировал второй совладелец компании Mondex UK - банк Midland Bank. Объем эмиссии на первом этапе был ограничен 1,6 тыс. карточек, которые были распространены только среди первокурсников. На этом этапе количество функций, заложенных в карточках, было ограничено “электронным кошельком” для покупки товаров в университетских торговых точках, университетским удостоверением и читательским билетом. В начале 1997-1998 академического года было выпущено еще 5,4 тыс. карточек - для всех студентов университета York University. До конца текущего учебного года предполагается расширить возможности применения карточек: использовать их в прачечных, торговых автоматах и для оплаты ксерокопий. В новом учебном году компания Mondex UK и банк Midland Bank собираются также эмитировать карточки для профессорско-преподавательского состава и посетителей университета York University.

Третьим - и пока крупнейшим по числу эмитированных карточек Mondex - университетом стал Sheffield Hallam University, где было выпущено 23 тыс. карточек для учащихся и 3 тыс. - для сотрудников. Особенностью этого проекта является участие в нем компании Cumberland Card Care Ltd., которая гарантирует держателям университетских карточек получение скидок в ряде торгово-сервисных точек, расположенных за пределами университетского городка, в рамках программы Wonga. Более активное “подключение” к проекту компании Mondex UK ожидается во второй половине 1998 г., когда карточки Sheffield Hallem University начнут приниматься на стадионах и других спортивных сооружениях, расположенных на территории университета и за его пределами.

На первом этапе проекта в университете Nottingham University, начавшемся осенью 1997 г., карточки были выпущены для 13 тыс. студентов, зарегистрированных на полную программу обучения (full-time students). Поскольку руководство университета высказало заинтересованность в увеличении количества держателей таких карточек на территории университета, то, вероятно, в начале 1998-1999 академического года их получат все студенты и сотрудники университета. Возможно также расширение числа функций, которые в настоящее время ограничены “электронным кошельком”, удостоверением личности, членской карточкой студенческого союза и читательским билетом.

Пилотный проект университетских карточек по технологии Mondex на территории Aston University осуществляется сразу двумя банками - Midland Bank и NatWest. Объем эмиссии составил 8 тыс. карточек - для всех учащихся и работников университета. Организаторы проекта, по-видимому, постарались как можно дальше отойти от обкатанных схем университетских микропроцессорных карточек. Во-первых, в этом университете карточки Mondex пришли на смену карточек с магнитной полосой. Во-вторых, карточки с самого начала были привязаны к счетам их держателей в банке Midland Bank, и студентам было объявлено, что вся информация о транзакциях, которые они будут осуществлять с помощью карточек, станет частью их кредитной истории. В-третьих, на территории университета был организован специальный учебно-демонстрационный центр микропроцессорных карточных технологий. Наконец, в-четвертых, руководство университета, не желая останавливаться на достигнутом, заявило о своем намерении выпускать в 1998 г. карточки на базе  технологии MULTOS.

Шестой университетский проект на основе технологии Mondex планируется начать осенью 1998 г. в Шотландии - в университете University of Edinburgh. Банком-эмитентом должен стать Bank of Scotland. Руководство банка объявило о своем намерении выпустить 25 тыс. карточек для студентов и всех работников университета.

Многие аналитики увязывают активную деятельность компании Mondex UK на университетском “карточном фронте” с относительной неудачей ее проекта городских карточек в Суиндоне. Наличие проблем, связанных с технологией Mondex, недавно было признано и Р. Кларком. Он, в частности, отметил, что в ходе реализации пилотного проекта в Суиндоне компания поняла, что она находится “не в бизнесе электронных наличных, а в бизнесе, связанным с многофункциональностью карточек”. Поэтому в то время, пока компания совместно со своими владельцами отрабатывает различные вопросы в области совместимости стандартов и технологий и решает проблему расширения торгово-сервисной сети на территории Великобритании и других стран, университетские проекты служат для нее своеобразными “лабораторными” экспериментами в области многофункциональности “карточных” продуктов.

Проект университетских карточек Florida State University

Участие российских компаний в зарубежных проектах пластиковых карточек и партнерство с ведущими международными “игроками” этого рынка - пока явление исключительное. Тем более значителен тот факт, что компания АйТи стала одним из разработчиков программы SmartCampus, реализуемой на основе технологии SmartCity, которая, по мнению многих специалистов, является “прорывом” в области университетских микропроцессорных карточек.

В университете Florida State University карточки с магнитной полосой просуществовали с 1988 по 1996 г. Все это время проектом руководил университетский Технологический Центр “карточных” приложений (Card Application Technology Center), бессменно возглавляемый Биллом Норвудом (Bill Norwood). Он же стал и “идейным вдохновителем” нового проекта “смешанных” многофункциональных карточек, который до сих пор считается новаторским в этой области.

Наряду с Технологическим Центром в разработке и осуществлении проекта приняла участие необычно большая и влиятельная (для подобного рода проектов) группа компаний: “связка” из PTI и АйТи (разработка технологии SmartCity), СyberMark LLC (системная интеграция), Microsoft Corp., Netscape Communications, Hewlett-Packard (разработка стандартов и поставка компонентов), Gemplus Corp., Debitek, V-ONE (поставка программного обеспечения для приема карточек в университетской intranet-сети) и VeriFone (поставка торговых терминалов, в том числе портативных картридеров Omni 1250).

В сентябре 1996 г. было эмитировано 35 тыс. “смешанных” многофункциональных карточек с микропроцессором с объемом памяти 1 Кбайт. К концу 1997 г. количество эмитированных карточек увеличилось до 40 тыс.

Карточки FSU cards содержали 4 “электронных кошелька”: первый - резервный, второй - для осуществления покупок в торговых автоматах, использования в прачечных и изготовлении ксерокопий, третий - для покупок книг и канцелярских товаров в университетском книжном магазине, четвертый - для оплаты “комплексного” питания. Уникальность этих “электронных кошельков” состоит в том, что они не являются “взаимозаменяемыми”, то есть оплатить, например, покупку гамбургера из “кошелька”, предназначенного для оплаты книг, невозможно.

Помимо четырех “электронных кошельков”, карточки FSU cards включают в себя фактически весь известный набор приложений: ИЛ, контроль доступа в помещения и к компьютерным сетям (включая доступ к Internet и академической информации через университетскую сеть), заказ книг в библиотеках, loyalty, телефонные услуги.

Общая стоимость первоначальных вложений в инфраструктуру оценивается в 750 тыс. долларов США, стоимость одной карточки составляет около 4 долларов США.

В октябре 1997 г. несколько участников альянса SCTA объявили о начале испытаний прототипа новой карточки FSU card с дополнительным приложением в сфере электронной коммерции и мобильной связи на базе системы Personal Communication System. Это приложение позволяет держателям карточек пользоваться телефонными и пейджинговыми услугами используя модель телефона StarTAC 700 компании Motorola. Коммуникации осуществляются через сеть GSM.

Следующей особенностью проекта FSU card стало партнерство с банком SunTrust, который обеспечивает держателей университетских карточек (при условии открытия счета в банке) стандартным набором банковских услуг. На оборотной стороне карточек FSU саrd имеется магнитная полоса, по которой можно снимать наличные в банкоматах сетей SunTrust, Cirrus и Honor не только за пределами кампуса, но и страны. “Смешанные” карточки FSU сard принимаются во всех торговых точках, обслуживающих карточки с логотипами SunTrust и Honor.

Дополнительные удобства для держателей карточек создают и специально установленные на территории университета автоматические станции пополнения ЭК (Card revalue stations) двух типов: для загрузки конкретных “кошельков” путем депонирования наличных (Cash to card machines) и для пополнения “кошельков” за счет перевода средств с другого карточного счета (дебетового или кредитного).

Наконец, специфика проекта СyberMark на территории университета Florida State University состоит в возможности выпуска микропроцессорных карточек с различным объемом памяти (все карточки изготовлены компанией Gemplus). Помимо карточек с объемом памяти 1 Кбайт, проект предусматривает выпуск карточек с объемом памяти 2, 4 и 8 Кбайт (по мере перехода на стандарт EMV) - для сотрудников университета, которые наиболее часто пользуются большим количеством приложений, а также карточек с памятью GPM416 с ограниченным набором приложений и с номиналом 10, 20, 50 и 100 долларов США - для посетителей университета (поскольку на территории университета не принимаются платежи наличными). Карточка GPM416 может быть также использована факультетами для оплаты ксерокопий.

Университет Florida State University предлагает учащимся еще один тип карточки -  кредитную карточку FSU Visa card с магнитной полосой, эмитированную совместно с банком First USA. Карточки не предусматривают годовой платы за обслуживание. Держатели имеют право на 25-дневный льготный период, а начальная годовая ставка процента на просроченные кредиты составляет всего 5,9%.

Корпоративные карточки и карточки purchasing cardsв университетах и колледжах

До сих пор речь шла только об университетских карточках, предназначенных для частных лиц - учащихся и сотрудников учебных заведений. В настоящее время осуществляется целый ряд проектов университетских корпоративных карточек и карточек purchasing cards. Ряд университетов - прежде всего, североамериканских - с численностью от 25 тыс. человек по масштабам хозяйственной деятельности, объемам закупок у сторонних поставщиков и интенсивности деловых поездок не уступают средним, а то и крупным промышленным и торговым корпорациям. Поэтому вполне понятен взаимный интерес подобных высших учебных заведений и финансовых организаций к корпоративным “карточным” продуктам. Использование университетами корпоративных и purchasing карточек позволяет им достигать экономии административных расходов и транзакционных издержек, сокращать объемы “бумагооборота”, добиваться упорядочения финансовых потоков и снижения оборота наличных средств. В плане использования такого рода карточек крупные учебные заведения мало чем отличаются от промышленных и торговых фирм.

Таблица 2

Проекты корпоративных карточек и карточек purchasing cards в американских университетах в 1997 г.

Название университета

Характеристика карточек

Примечания

University of Delaware (Ньюарк)

Расчетная purchasing карточка Visa для осуществления закупок стоимостью до 5 тыс. долларов США

 

Duke University (Дернхем)

Расчетная purchasing карточка MasterCard для оплаты закупок и расходов, связанных с деловыми поездками стоимостью до 3 тыс. долларов США. Выпускается компанией GE Capital

Введена вместо корпоративной карточки компании American Express

North Carolina State University (Ралей)

Кредитная purchasing карточка Visa. Совместная карточка с банком CoreStates Bank of Delaware

 

Guilford College (Гринсборо)

Расчетные корпоративные и purchasing карточки Visa.Эмитированы компанией First Union Corp.

 

 

В качестве примера рассмотрим программу purchasing карточки престижного американского университета Duke University (Duke University Procurement Card Program), которая, фактически, объединяет в себе традиционные функции корпоративной (оплата деловых поездок и развлечений) и purchasing (оплата оборудования для офисов и оборотных средств и материалов) карточек[1].

Эмитент. Карточки выпускаются финансовой компанией GE Capital и являются продуктом ассоциации MasterCard.

Организационная структура. Реализацией проекта в рамках университета руководит специальная Служба снабжения (Procurement Services). Каждый из факультетов (колледжей), входящих в состав университета, обладает собственным субсчетом и имеет право на получение purchasing карточек в количестве, предварительно согласованном со Службой снабжения. Все расходы, связанные с использованием карточек, отражаются на факультетских субсчетах. Служба снабжения высылает выписки каждому держателю карточки в конце месяца. Выписки собираются и хранятся у административных работников факультетов, ответственных за реализацию программы. Факультеты оплачивают счета ежемесячно.

Обязанности и права держателей карточек purchasing cards

Карточка не может быть использована для оплаты личных расходов сотрудников университета.

Карточкой могут пользоваться только заранее утвержденные сотрудники университета.

Оплата по карточке может осуществляться непосредственно, при заказе по почте, с помощью телефона или факса, а также по установленным каналам через сеть Internet.

Держатели карточек обязаны хранить все торговые слипы и другие платежные документы, подтверждающие покупку. Все документы должны передаваться административному работнику факультета (колледжа), ответственному за реализацию программы.

Держатели карточек должны возвратить карточки в случае увольнения (ухода) из университета или перехода на работу на другой факультет.

Держатели карточек обязаны сообщать об утере карточки в установленном порядке.

Держатели карточек не несут персональной юридической ответственности за расчеты по карточкам. Транзакции, осуществленные по purchasing карточкам, не отражаются в личных кредитных историях их держателей.

Purchasing карточки университета Duke University не могут быть использованы для расчетов за покупку оборудования, основных средств, мебели, программного обеспечения и т. д. стоимостью более 500 долларов США за единицу (штуку),оружия и боеприпасов, наркотических средств и запрещенных препаратов (controlled substances), радиоактивных материалов, оплаты работ, выполненных частными лицами,аренды помещений и жилья сроком более 12 месяцев.

Держатели карточек имеют право осуществлять платежные транзакции в пределах  установленных лимитов (табл. 3).

Таблица 3

Лимиты расходования средств покарточкам purchasing cards университета Duke University

Типы лимитов

Закупка товаров и услуг, долларов США

Оплата командировочных расходов, долларов США

Оплата командировочных расходов и закупок, долларов США

Лимиты единичной транзакции

1 500

3 000

3 000

Дневной лимит

7 500

10 000

10 000

Лимит в месяц

20 000

20 000

20 000

Лимит количества транзакций в день

20

20

20

 

Держатель карточки не имеет права “разбивать” покупку на несколько частей, то есть он не может оплатить с помощью карточки, например, компьютер стоимостью 1,8 тыс. долларов США(разовый лимит составляет 1,5 тыс. долларов США), использовав карточку два или более раз.

Обязанности административного работника факультета

Сбор и хранение платежных документов и торговых выписок по карточкам purchasing cards.

Проверка правильности использования карточек сотрудниками факультета.

Информирование Службы снабжения об ошибках и нарушениях, допущенных при использовании карточек, и мерах, предпринятых для их устранения.

Определение количества работников, которым необходимо иметь purchasing карточки.

Сбор и отправка заявлений на выпуск/получение карточек.

“Профиль пользователя”

Реквизиты карточек и фамилии их держателей заносятся в один из трех списков (“профилей”) в зависимости от типа транзакций и специфики компаний, предоставляющих услуги университету по purchasing карточкам.

Таблица 4

“Профиль пользователя” карточек purchasing cards университетаDuke University

Профиль

Примерный перечень организаций, предоставляющих услуги университету

Перечень типовых транзакций

Деловые поездки и расходы, связанные с ними

Авиакомпании, аэропорты, компании по аренде автомобилей, прачечные, гостиницы и мотели, туристические агентства, железнодорожные и автобусные компании, такси, продовольственные магазины и универмаги, учебные организации

Покупка авиа- или железнодорожных билетов, оплата деловых обедов, оплата номеров в гостиницах, оплата участия в конференциях

Закупки товаров и услуг

Деловые услуги, прачечные, фирмы-поставщики оборудования для офисов, продовольственные магазины и универмаги, фирмы-торговые посредники и субконтракторы, аптеки, рестораны, учебные организации

Оплата услуг агентств по трудоустройству, оплата деловых обедов и участия в конференциях, расходы, связанные с уборкой помещений

Закупки и расходы, связанные с деловыми поездками

Все организации, указанные выше

Оплата всех перечисленных выше услуг и товаров

 

Врезка

Компания CyberMark LLC является совместным предприятием, организованным в 1996 г. ассоциацией Sallie Mae (ранее Student Loan Marketing Association), институтом Battelle National Institute и банком Huntington Banc.

В том же году компания приступила к реализации первых крупномасштабных проектов карточек в университете Florida State University и колледжах Ohio Dominican College и Skidmore College (табл. 1).

В марте 1997 г. подразделение Университета штата Флорида - Технологический Центр “карточных” приложений (Card Application Technology Center), возглавляемое Биллом Норвудом (Bill Norwood), вошло в состав компании CyberMark на правах стратегического партнера.

В мае 1997 г. компании CyberMark, Debitek, Inc., Gemplus Corp., Product Technologies Inc./АйТи, VeriFone, Inc., V-ONE Corp., 3G International, Inc. формально закрепили сотрудничество, достигнутое в ходе подготовки и реализации проектов микропроцессорных университетских карточек, и образовали стратегический альянс SmartCard Technology Alliance (SCTA).

По мнению участников, образование SCTA должно способствовать разработке и созданию высокотехнологичных “закрытых” систем микропроцессорных карточек с большим количеством приложений. Специфика функционирования альянса состоит в том, что его участники в ходе создания конечного продукта выполняют работу в тех областях, где их опыт и потенциал являются наиболее высокими.

Акцент на реализацию “закрытых” проектов микропроцессорных карточек был сделан на основе проведенных альянсом маркетинговых исследований, которые выявили “значительный” рынок для такого рода продуктов. Как считают участники SCTA, “закрытые” системы (типа университетских карточек) открывают для заказчиков “немедленные возможности в области бизнеса” и способствуют “пониманию возможных схем использования микропроцессорных карточек по мере развития “открытых” систем на американском рынке пластиковых карточек”.

В сентябре 1997 г. компания CyberMark вместе со своими стратегическими партнерами реализовала проекты микропроцессорных многофункциональных карточек еще в трех университетах - Villanova University, Guilford College и University of Toronto (Канада). Общее количество эмитированных карточек на территории шести университетов в этот период достигло 125 тыс., что, согласно заявлению компании, составило примерно 50% всех микропроцессорных карточек, выпущенных на территории университетских кампусов во всех странах мира. Исполнительный директор компании CyberMark Джим Грэм (Jim Graham) недавно заявил о планах компании выпустить к концу 1998 г. 1 млн. микропроцессорных карточек.

Университетские проекты, осуществленные компанией CyberMark совместно с группой Б. Норвуда и партнерами по стратегическому альянсу, имеют целый ряд общих черт. Все карточки имеют 3 ЭК, функции ИЛ, контроля доступа в помещения и компьютерные сети (включая доступ к сети Internet и академической информации через локальные сети) и возможность использования в качестве читательского билета. За университетами и колледжами оставлено право “подключения” банков или иных финансовых учреждений к проектам университетских карточек, тем самым обеспечивая держателям более широкий спектр услуг по карточкам. Так, например, поступили в колледже Guilford College, выбравшем в партнеры финансовую компанию First Union Corp. В результате карточки этого колледжа приобрели дополнительную функцию дебетовой карточки и возможность использования в банкоматах и торговых точках за пределами кампуса.

Хранение баз данных держателей и процессинг всех карточек, выпущенных компанией CyberMark в рамках указанных проектов, осуществляется в одном месте - в Технологическом Центре Б. Норвуда в штате Флорида. Однотипность используемых технологических платформ и программного обеспечения, в принципе, позволяет держателям использовать их на территории других университетов и колледжей (разумеется, лишь по ограниченному числу приложений).

Согласно оценкам Дж. Грэма, доходы компании CyberMark в 1997 г. составят 3 млн. долларов США. В 1998 г. компания планирует увеличить доходы до 10 млн. долларов США.

Оптимизм руководства CyberMark базируется не только на расширении масштабов “университетской” деятельности в области пластиковых карточек, но и на укреплении связей с банковскими и финансовыми учреждениями, заинтересованными в продвижении своих продуктов в высшие учебные заведения. В настоящее время компания имеет тесные партнерские связи с 5 банками - Huntington Banc, First Union National Bank, Barnett Bank, PNC Bank и SunTrust Bank. По мнению Б. Норвуда, партнерства с банками является одним из ключевых элементов успеха университетских проектов пластиковых карточек. (Конец врезки).

Выводы

В последние годы зарубежные университеты и колледжи всё чаще становятся местом реализации проектов пластиковых карточек, которые в качестве обязательного элемента включают в себя выполнение расчетных функций. Эти проекты носят как чисто коммерческий, так и экспериментальный характер (например, их реализация необходима для отработки схем городских, национальных и международных микропроцессорных карточек).

Крупные американские университеты, осуществляющие большой объем хозяйственных закупок у сторонних организаций и имеющие значительные расходы на деловые поездки, постепенно “втягиваются” в использование корпоративных и purchasing карточек ведущих международных ассоциаций - Visa International, MasterCard International и American Express.

Одна из наиболее ярких особенностей университетского рынка платежных карточек - это фактически уникальный характер каждого проекта. Исключением можно считать лишь проекты стратегического альянса SCTA, участники которого, по-видимому, “нащупали” плодотворный подход к решению проблемы “закрытых” систем. Во всяком случае, “дебютная” стадия проектов SCTA выглядит гораздо сильнее начала “партии” Mondex UK, у которой пока не видно никаких тактических новинок, позволяющих раскручивать технологические решения до масштабов национальных и, тем более, международных карточек.

Однако не будем забывать, что мы являемся свидетелями лишь начальной стадии университетской “игры”. Возможно, компании Mondex и ее могущественным создателям и партнерам все-таки удастся найти усиления и подобрать ключи к эффективному развертыванию “открытых” систем на базе микропроцессорных многофункциональных карточек.


Читайте также:

[1]В документах университета Duke University эта карточка называется Procurement card, что, на наш взгляд, более точно отражает выполняемые ею функции, которые совмещают корпоративную карточку и карточку purchasing card). Поскольку сама карточка является продуктом ассоциации MasterCard International и на ней имеется надпись purchasing card, мы используем в тексте именно это название.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube