Интервью с первым вице-президентом компании Diners Club Russia Андреем Дамаскиным
Наш корр. В
чем заключаются особенности стратегии компании DinersClub на российском рынке?
А. Дамаскин: Компанию DinersClub на международных рынках традиционно
отличает стремление в максимальной степени учитывать интересы местных
держателей карточек.
Франчайзинговая структура DinersClub предполагает относительную свободу
каждой франшизы в стратегии завоевания территориальных рынков, которая
базируется на знании национальных особенностей и позволяет в полной мере
соблюсти интересы клиентов как на внутреннем рынке, так и при зарубежных
поездках. Особенно это показательно для российских держателей карточек,
которые, не так давно получив больше возможностей для совершения зарубежных
поездок, периодически сталкиваются с неизвестными им особенностями других
стран, местными традициями, обычаями и т. д.
Наш корр.Что, на ваш взгляд, сдерживает выпуск пластиковых карточек и, в частности,
карточек T&E, в России?
А. Дамаскин: Среди негативных моментов, тормозящих
эмиссию T
& E карточек в России,
можно назвать следующие:
1. Высокие финансовые риски.
2. Отсутствие института кредитной истории.
3. Несовершенство законодательной базы по
пластиковым карточкам.
4. Недостаточная эффективность судебной
практики борьбы с мошенничеством.
Кроме того, продвижение
карточек DinersClub в России
тормозится из-за отсутствия у DinersClubInternational сложившейся практики выпуска карточек
через банки, использования для эмиссии практики сублицензирования, а для
эквайринга - института агентов.
Некоторые особенности
российского рынка в том или ином виде присутствуют в ряде стран, однако в
полной мере эти особенности проявляются только в России. Да и, говоря
откровенно, сама компания Diners
Club International никогда не работала в таких условиях.
Наш корр.: Каковы,
на Ваш взгляд, перспективы продвижения карточных продуктов DinersClub в России?
А. Дамаскин: У определенной категории населения
присутствует интерес не только к платежному средству, предназначенному для
управления счетом, но и к клубной карточке, которая позволяет учитывать
интересы конкретного клиента. Работа, которая ведется с каждым держателем
карточки индивидуально, не может не нравиться и не вызывать позитивного отклика
у клиентов.
Потенциал рынка для продуктов
DinersClub оценивается как довольно значительный.
При наличии дополнительных сервисных программ, предоставляемых держателям
карточек, качественной клиентской службы, партнеров по бизнесу, хорошо
понимающих этот бизнес, число карточек, эмитированных в России в ближайшие
несколько лет, может достигнуть 80 тыс.
Наш корр.: Какие
дополнительные сервисные программы для российских держателей карточек
предполагает развивать компания?
А. Дамаскин: Одна из целей, которую преследует
компания на российском рынке, - это стремление сохранить престижность карточки DinersClub. Этому способствует реализация программ
сервиса для клиентов совместно с привилегированными частными клубами
ограниченного членства. В то же время, «сервисная корзина» для держателей
карточек DinersClub включает как
эксклюзивное обслуживание (предоставление всевозможных страховок, организацию
туристических и деловых поездок, услуги телефонной связи со всем миром и т.
д.), так и медицинское обслуживание, заказ и доставку товаров и т. д. В плане
проработки возможностей создания местных программ поощрения авиапассажиров типа
frequentflyer компания участвует в реализации
совместных программ с национальными агентствами по продаже авиабилетов, а
также, учитывая особенности российских держателей карточек, сотрудничает с
российскими дисконтными компаниями.
Наш корр.: Каковы
планы компании в отношении увеличения числа банков-сублицензиатов - эмитентов
карточек DinersClub?
Какие требования предъявляет компания к потенциальным эквайрерам на российском
рынке? Кто из российских банков в настоящее время осуществляет эквайринг по карточкам DinersClub? Каковы перспективы увеличения числа
таких банков?
А. Дамаскин: Существует конкретный план развития
бизнеса в России на период с 1996 по1998 гг, утвержденный компанией DinersClubInternational. Компания DinersClubRussia его перевыполнила. В настоящее время
подписано соглашение с компанией UCS, заключены договоры на эмиссию карточек DinersClub в торговой сети с банками «Империал»,
«Славянский», Международный промышленный банк, «Российский кредит» и Менатеп, а
также на обслуживание карточек - с банками «Славянский», «Россисйкий Кредит»,
Менатеп. Ведутся переговоры с банком СБС-Агро. Нельзя исключать, что к этим
банкам вскоре может присоединиться и «Инкомбанк». Компанией DinersClubRussia заключены договоры на выдачу наличных по
карточкам DinersClubc банками «Империал», «Славянский»,
«Российский Кредит» и Менатеп. Ведется работа по подписанию аналогичных
соглашений с другими банками.
Говоря о банках-сублицензиатах,
необходимо отметить, что в настоящее время общее количество торговых точек
таких банков приближается к объему торговой сети UCS. Однако их «весовые» характеристики
выглядят гораздо скромнее по сравнению с коммерческой сетью Компании объединенных
кредитных карточек. Значительная часть оборота по карточкам DinersClub в России традиционно приходится на
гостиницы, рестораны и часть престижных магазинов. Эти платежи в основном
производятся иностранными гражданами, приезжающими в Россию. Я полагаю, что с
началом массовой эмиссии карточек российскими банками изменится не только
структура оборотов по карточкам, выпущенным в России и за рубежом, но и
структура использования таких карточек в коммерческой сети. Возрастет роль
магазинов и других торговых предприятий, уменьшится доля поступлений от
гостиниц, баров и ресторанов. Можно отметить еще один факт: часть гостиниц
уходит от UCS
и переходит на обслуживание в банки, не являющиеся совладельцами UCS.
По нашим оценкам, оборот по
карточкам DinersClub, эмитированным
российскими банками, достигнет в 1998-99 гг. уровня 40 млн. долларов США. В
последние годы оборот по зарубежным карточкам DinersClub в России устойчиво держится на уровне 30
млн. долларов США.
Говоря о структуре
платежей/операций по карточкам DinersClub в России, можно
привести следующую статистику: магазины и торговые предприятия - 46%, рестораны
- 21%, гостиницы - 8,5%, авиакомпании и турагентства - 4,5%, аренда автомашин - 1%, получение
наличных - 10%, прочие - 9%. В мире эти цифры выглядят несколько иначе.
Например, в странах Европы, Ближнего Востока, Азии оплата авиаперелетов
составляет 30%, На рестораны и автозаправочные станции приходится по 10%, на
отели - 15%.
Наш корр.: В «Финансовых известиях» за 14 октября
1997 г. сообщалось, что расчетными банками по операциям с карточками DinersClub в России являются два банка - «Империал»
и ОНЭКСИМбанк. Не могли бы Вы
прокомментировать это сообщение?
А. Дамаскин: Расчетным банком компании DinersClub по операциям в России является банк
«Империал», который был выбран на эту роль еще при образовании компании DinersClubRussia. Однако банк смог приступить к своим
обязанностям только после заклюения новго договора с UCS и образования сети
банков-сублицензиатов. В настоящее время отлажен механизм взаимоотношений
сублицензиатов с расчетным банком и платежной системой, что было непросто,
учитывая отсутствие у банка практического опыта в этой сфере деятельности. Тем
не менее, в настоящее время расчеты усепешно проводятся, и перевод их на рублевую
основу никак не сказался ни на темпах развития платежной системы в России, ни
на качестве работы с клиентами, ни на работе расчетного банка.
Наш корр.: Каковы
планы компании в отношении регионов России и региональных банков?
А. Дамаскин: В 1998 г. планируется дальнейшая
активизация деятельности DinersClub в России, при
этом центр активности будет перенесен в регионы. Особое внимание будет уделено
Дальнему Востоку. К этому региону проявляет интерес не только DinersClubRussia, но и DinersClubInternational. Перспективность других регионов будет
оцениваться в зависимости от их значения, финансового положения, наличия
банков, которые смогут принять участие в бизнесе в качестве сублицензиатов.
Наш корр.: Какие
новые мероприятия для привлечения потенциальных держателей карточек планирует
компания в будущем году? Какая роль в этих мероприятиях отводится
банкам-сублицензиатам?
А. Дамаскин: Мероприятияпо привлечению потенциальных держателей карточек в России -
дело самих банков. DinersClubRussia, безусловно, в силах организовать
проведение акций такого рода, но все это будет напоминать попытку переноски
воды в решете. Рекламная кампания DinersClubRussia должна быть направлена в основном на
решение имиджевых задач и будет своевременна и результативна только после
развертывания нашими банками собственных программ и выход на рынок своей (и
чужой) клиентуры с конкретным пакетом услуг.
Наш корр.: Как
вы можете прокомментировать отношения между компаниями DinersClubRussia и UCS в настоящее время?
А. Дамаскин: Компания UCS является основным партнером DinersClubRussia по работе с предприятиями торговли и
сервиса, и ее роль в развитии сети обслуживания карточек трудно переоценить.
Однако, к моему искреннему сожалению, в средствах массовой информации активно
поддерживается и тиражируется ошибочное мнение о том, что у UCS было «эксклюзивное» право на работу с коммерческой сетью по карточкам DinersClub в России. Предыдущий договор такого
права UCS не предоставлял.
Просто не было у них конкурентов, и поэтому никто, кроме UCS, такие права не реализовывал с
молчаливого согласия DinersClubInternational. Такое положение дел могло привести к
снижению качества обслуживания российских держателей карточек DinersClub в России. Мы постарались построить наши
взаимоотношения с клиентами компании в России по образу и подобию того, как это
делает DCI во всем мире. Это
будет способствовать установлению необходимого контроля и эффективному
управлению бизнесом компании в стране, что, в свою очередь, позволит впервые
учесть и максимально удовлетворить реальные потребности российских держателей
карточек DinersClub.
Наш корр.: Приступили
ли российские банки к эмиссии карточек DC нового образца? Какие сроки эмиссии и
приема к обслуживанию карточек старого образца установлены для России?
А. Дамаскин: Российские банки к эмиссии карточек
нового образца не приступали. По решению DinersClubInternational, карточки старого дизайна будут
находится в обращении до 31.07.99. Тем не менее это решение является
предварительным. Что будет дальше посмотрим. В любом случае, ясно одно: у DinersClub в России есть своя ниша бизнеса и есть
свой сегмент клиентуры. Нашими партнерами являются ведущие российские банки и
процессинговые компании, и у нас есть четкая, ясная и реальная программа работы
на рынке на ближайшие годыn.