17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 176

Отрытое письмо в Union Card

Отрытое письмо в Union Card

Михаил Попфалуши, начальник отдела пластиковых карточек Нижневартовского коммерческого инвестиционного банка

Мой опыт общения с системой Union Card в качестве представителя банка-эмитента и регионального расчетного банка насчитывает два года. За это время сложилось устойчивое мнение о настоящем этой системы. Хотелось бы, чтобы будущее у нее было лучше.

Начало

Начало работы с системой Union Card не вызывает опасений. Представители системы демонстрируют географию ее развития, в качестве иллюстрации приводят умопомрачительные цифры - число эмитированных карточек, внушительные обороты по ним, называют десятки и сотни работающих в Union Card банков (“Они свой выбор сделали, а Вы?”), демонстрируют источники будущих доходов банка. Подкупает дешевизна вступления в систему. Будущее безоблачно. Щемящее ожидание успеха.

Внедрение технологии

Над головой начинают сгущаться тучи. Представители системы долго не едут. Переданное программное обеспечение в полном объеме не работает. Некоторые функции реализованы только на уровне пользовательского интерфейса. Вскоре выясняется, что в системе имеет хождение несколько версий программного обеспечения “различной степени свежести”. Взамен устаревшей версии вам могут выслать новую, которая, как выясняется, к настоящему времени также устарела. Программное обеспечение банкоматов выдает противоречивые отчеты.

Нижневартовский коммерческий инновационный банк

Нижневартовский КИБ (г. Нижневартовск) был образован в 1990 г. Банк является членом системы Union Card с мая 1995 г. В ноябре 1995 г. банк приступил к эмиссии карточек, к апрелю 1996 г. было выпущено 1670 карточек (преимущественно зарплатных), к ноябрю 1996 г. - 2600 карточек. В рамках зарплатных проектов банка на территории четырех крупных предприятий города и в самом банке установлено 5 банкоматов производства компании Siemens Nixdorf. Банкоматы, установленные на предприятиях, приобрели сами предприятия, используя беспроцентный кредит, предоставленный банком.

Половина пунктов выдачи наличных, имеющихся в регионе, организована Нижневартовским КИБ.

Процессинг по карточкам банка выполняет региональный процессинговый центр “Сибирь-Юнион Кард”, который, кроме Нижневартовского КИБ, обслуживает еще два банка - КБ “Приобье” и КБ “Коммерческий Восточно-Европейский Сибирский Банк”. Все региональные и межрегиональные расчеты производятся через Нижневартовский КИБ, который с сентября 1995 г. является региональным расчетным банком системы Union Card.

В Нижневартовске практически не развита сеть предприятий торговли и сервиса, принимающих к оплате карточки Union Card. По имеющимся сведениям, развитие торгово-сервисной сети сдерживается тарифной политикой компании Union Card. Отсутствие возможности совершать операции по карточкам за пределами предприятий негативно сказывается на развитии проектов зарплатных карточек и приводит к тому, что работники предприятий (работники нефтегазового комплекса) сразу же после зачисления средств на картсчета снимают наличными основную часть этих средств.

Настоящее

Из вас начинают вить веревки. Форма заключаемых типовых договоров внутри системы такова, что отсутствует возможность предъявления рекламаций как на программное обеспечение, так и на оказываемые системой услуги. Но вы уже понесли затраты, и обратного пути нет. С вами говорят все жестче - “Мы дали вам бизнес...”, “Все работают на этих условиях...”, ”Это правила системы...”, “Вы сами выбрали нашу систему...”, “Мы не можем подстраиваться под конкретный банк...”. По сути, это безобидные реплики, если бы не ситуации, в которых они звучат.

Ситуация 1. Банкомат дал сбой. Со счета клиента списана невыданная сумма и комиссии участникам системы. Банк-владелец банкомата возместил сумму невыданных наличных, комиссию оставил себе. Система тоже оставила себе свою комиссию (считается, что система сработала). Механизм возврата средств банку не то что не работает - его просто нет.

Ситуация 2. Банкомат дал сбой. Авторизация прошла, средства на счете клиента блокированы, но деньги в банкомате не выданы. Программное обеспечение не смогло обработать сбой и снять блокировку. Средства были разблокированы лишь спустя три дня. Возмущенный клиент в другом городе...

Ситуация 3. Клиент регионального банка оплатил в Москве услуги на сумму чуть больше миллиона рублей. Средств на карточном счете клиента было недостаточно, но авторизация прошла. С регионального расчетного банка списаны средства в пользу предприятия-участника системы, обслужившего держателя карточки. Банк-эмитент отказывается возместить средства расчетному банку, так как не давал разрешения на авторизацию этой операции. В Union Card не предусмотрен рабочий механизм взыскания средств c системы в пользу расчетного банка при возникновении таких ситуаций. А должны ли возникать такие ситуации?

Ситуация 4. Региональный расчетный банк предоставляет системе право распоряжаться своим корреспондентским счетом в расчетном банке платежной системы по обязательствам банков-эмитентов региона. Система не желает облечь это право в обязательства и ответственность. Договор не подписывается более года. Все взывания к руководству системы остаются гласом вопиющего в пустыне. Вас просто не замечают.

Другие особенности

Одна из важнейших особенностей при взаимодействии с системой - это игнорирование отправленных писем, обращений, претензий и запросов. В ответ на десяток официальных обращений банка вы в лучшем случае через довольно продолжительное время получите один-другой телефонный звонок сотрудника Union Card и как редчайшее исключение - письменный ответ высокопоставленного должностного лица.

Другая особенность - полная зависимость карточного бизнеса банка от системы. Если по какой-либо причине (технические неполадки или даже шантаж) вас перестает обслуживать региональный процессинговый центр, вы, в свою очередь, теряете возможность обслуживать ваших клиентов даже в собственном банке.

Надежды

Они есть. Есть надежда, что через несколько лет компания Union Card созреет до понимания, что нельзя потребительски относиться к членам своей системы. И тогда на смену вульгарному бизнеcу придет бизнес цивилизованный.

Комментарий редакции: Публикуя этот материал, мы не ставили своей целью дискредитировать систему Union Card и предостеречь банки от взаимодействия с ней. Мы не сомневаемся, что подмеченные недостатки в той или иной степени присущи каждой российской платежной системе. Хочется верить, что это особенности периода становления, а не стиль работы с клиентами. Поэтому мы надеемся, что это письмо не останется “гласом вопиющего в пустыне” для Union Card и поможет другим российским системам по-новому взглянуть на особенности своих взаимоотношений с банками...n

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube