Мобильное приложение журнала
Google Play Apple Store
курс цб на 18.11: USD 63.8881 EUR 70.4111
криптовалют: BTC 8503.2$ ETH 183.77$
lupa
129 просмотров

Финансовая грамотность населения актуальна для всего мира

Финансовая грамотность населения актуальна для всего мира

Каждый год осенью проходит Всероссийская неделя сбережений, объединяющая мероприятия по финансовой грамотности. В этом году ее ключевым событием в Ярославской области станет Финансовый семейный  фестиваль, организаторами которого выступают Министерство финансов Российской Федерации в лице АНО «Национальный центр финансовой грамотности» и Правительство Ярославской области. Почему он важен и нужен для всех и каждого, мы узнали у куратора – заместителя губернатора Ярославской области Ильи Баланина.  

— Илья Валерьевич, Вы являетесь заместителем губернатора – руководителем администрации губернатора Ярославской области. Но до недавнего времени возглавляли региональный Департамент финансов, который занимается, в том числе реализацией областной целевой программы «Повышение финансовой грамотности в Ярославской области». Расскажите, пожалуйста, для чего она разрабатывалась, каковы ее основные цели?

— Сегодня тема финансовой грамотности населения актуальна не только для всех без исключения регионов нашей страны, но и для всего цивилизованного мира. И вызвано это рядом объективных факторов. Во-первых, по данным Центрального Банка значительная доля сбережений сосредоточена именно у граждан. Вдумайтесь в масштабы цифр: на 1 сентября 2019 года объем банковских вкладов жителей Ярославской области достиг 212 млрд рублей! Это цифра, превышающая в 2,7 раз размер бюджета региона. А сколько средств находится вне охвата статистикой? При этом не секрет, что для того, чтобы экономика любого государства развивалась, деньги должны работать. Поэтому обучение финансовой грамотности – одновременно и способ обретения навыков защитить и преумножить свои сбережения для граждан, правильно инвестировать их, и возможность повысить уровень финансового развития региона и страны в целом.

Во–вторых, на финансовом рынке практически ежедневно происходит усложнение предоставляемых услуг. Их становится всё больше, львиная доля переходит в интернет-пространство. Простому человеку требуются определенные знания и опыт, чтобы грамотно разобраться в предлагаемых продуктах, сделать самостоятельный выбор, а главное, защитить свои потребительские права. И то, что уровень этих знаний недостаточный, свидетельствует рост числа пострадавших от различных схем финансовых мошенников. Поэтому мы видим свою миссию в том числе и в просветительской работе по предотвращению, предупреждению подобных ситуаций.

Как результат и было принято решение не ограничиваться разовыми акциями, а разработать областную программу, которая позволит решать вопросы финансовой грамотности системно, с подключением максимально возможных ресурсов.

— Кто конкретно занимается выполнением задач областной целевой программы «Повышение финансовой грамотности в Ярославской области»?

— За реализацией мероприятий стоит целая команда. Более 20 учреждений нашего региона объединяют свои усилия, направленные на решение соответствующих задач. Это и органы исполнительной власти, Минфин России, Центральный банк, Пенсионный фонд, Федеральная налоговая служба, Роспотребнадзор, образовательные учреждения, финансовые и иные организации. Консолидировав все усилия заинтересованных сторон, надеюсь, удастся сдвинуть дело с «мертвой точки», и наш Финансовый семейный фестиваль станет еще одной ступенькой к повышению знаний у населения в финансовых вопросах, касающихся всех и каждого.

— А в целом как Вы оцениваете уровень финансовой грамотности ярославцев?

— Информирование, просветительская работа, в том числе и та, которую мы проводим в рамках областной целевой программы, безусловно, играют свою роль. Только в первом полугодии проведено более 1 800 мероприятий – встреч, консультаций, лекций, круглых столов. Консультационную поддержку по вопросам финансовой грамотности и защиты прав потребителей получили 220 тысяч человек – фактически это население целого города. В регионе работают три постоянных «горячих линии» Роспотребнадзора, Пенсионного фонда, Государственной службы занятости, где можно получить необходимые разъяснения по финансовым вопросам.

И уже сейчас можно сказать, что есть первые результаты нашей программы. Согласно сведениям Роспотребнадзора, в регионе наблюдается тенденция по снижению количества обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг.

— По Вашему мнению, какими чертами должен обладать финансово грамотный человек?

— В первую очередь, он ориентируется в мире финансов, имеет рациональный подход к выбору финансовых услуг. Его вряд ли привлечет финансовая пирамида с доходностью 300%, а менеджер в банке не навяжет страховку вместо вклада. Он ведет учет собственных доходов и расходов, тратит меньше, чем зарабатывает, то есть имеет свой резервный фонд на случай непредвиденных обстоятельств, как принято говорить, «подушку безопасности».

На самом деле финансовая грамотность граждан важна и для региона, и страны в целом. И здесь речь идет не только о сбережении средств населения от мошеннических схем, умении правильно инвестировать средства, но и участии граждан в рациональном и эффективном расходовании бюджетных средств по различным направлениям. У нашего региона уже накоплен очень хороший опыт в реализации программы инициативного бюджетирования «Решаем вместе!». Люди активно включились в обсуждение вопросов благоустройства, создания комфортной среды проживания, что позволяет максимально концентрировать средства на тех объектах, которые требуют первоочередного внимания. И эту работу мы будем продолжать, распространять на другие направления.

Здесь еще важно отметить, что люди плохо разбираются и в таких важных вопросах, как получение налоговых вычетов, различных пособий и компенсаций, реструктуризации долгов. А ведь зачастую решить некоторые финансовые вопросы можно просто воспользовавшись помощью государства, участвуя в различных государственных и региональных программах.

— С какими группами населения сложнее всего работать в вопросах повышения финансовой грамотности?

— В каждой группе есть своя специфика. Представители молодого поколения часто готовы потреблять, приобретать самые разнообразные продукты, услуги, они активно пользуются кредитными ресурсами, готовы включаться в различные схемы с высокой доходностью и сверхвысокими рисками. При этом правильная оценка последствий своих действий, тем более – отдаленных последствий нередко недостаточно развита у молодых людей.

Пожилые люди, наоборот, осторожничают, копят на «черный день», но при этом плохо разбираются в современных технологиях, которые применяются в финансовом секторе. И этой неопытностью пользуются мошенники.

Ежегодно мы проводим социологические исследования методом выборочного личного интервью (опроса) граждан. В нем принимают участие около полутора тысяч человек, жителей разных районов Ярославской области, имеющих различные социальные и демографические характеристики. Вопросы анкеты разнообразны, направлены на определение уровня финансовых знаний граждан. К примеру, исследование, проведенное в прошлом году, показало, что более 30% участников опроса не смогли правильно оценить соотношение «доходность – риск» при выборе финансовых продуктов. Мы очень надеемся, что удастся с помощью мероприятий областной целевой программы переломить такую ситуацию.

Большая часть наших просветительских мероприятий направлена на работу с подрастающим поколением. Более 75 тысяч учеников дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций уже приняли участие в мероприятиях по повышению финансовой грамотности в Ярославской области.

Особый акцент хочу сделать на V Всероссийской неделе финансовой грамотности для детей и молодежи, которую мы провели весной этого года. Несмотря на то, что Ярославский регион впервые масштабно принимал в ней участие, общими усилиями исполнителей областной целевой программы было организовано более 350  различных мероприятий. Активность региона была отмечена на высоком уровне и Министерство финансов Российской федерации доверило нам проведение Финансового семейного фестиваля в рамках осенней Всероссийской недели сбережений.

 


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных