Мобильное приложение журнала
Google Play Apple Store
курс цб на 22.09: USD 63.8487 EUR 70.5975
криптовалют: BTC 9978.4$ ETH 214.94$
lupa
Журнал ПЛАС » Мнения экспертов » 114 просмотров

Криптовалюта Libra: для перехода на что-то новое необходим стимул

Криптовалюта Libra: для перехода на что-то новое необходим стимул

Илья Карпейкин, директор департамента продуктов и решений INPAS, поделился своим мнением по поводу новой электронной валюты Libra, возможности замены других решений и защищенности персональных данных пользователей.

В середине июня социальная сеть Facebook представила идею новой криптовалюты и платежной экосистемы Libra. Самое важное в Libra — это то, что через приложение любой пользователь Facebook может оплачивать онлайн заказы и покупки в магазинах по всему миру с комиссией, приближенной к нулевой. Компания стремится, чтобы платежный сервис узаконили по всему миру и планирует ввести обмен криптовалюты на реальные деньги.

Новость вызвала ажиотаж среди аналитиков и экспертов в сфере цифровых платежей и банков. Илья Карпейкин, директор департамента продуктов и решений INPAS, поделился своим мнением по поводу новой электронной валюты, возможности замены других решений и защищенности персональных данных пользователей.

Экосистема Libra состоит из трех основных частей – криптовалюты Libra, инфраструктуры на базе технологий блокчейн, обеспечивающей проведение транзакций и системы управления и безопасности, контроль над которой закреплен за 28 организациями. В их число входят мировые платежные системы Visa, Mastercard.

Facebook пытается создать единую для всего мира криптовалюту, курс которой будет базироваться на 3-4 валютах. Причем Libra будет нацелена не только на тех людей, которые уже пользуются безналичными способами оплаты и электронными кошельками, но и на тех, кто до сих пор расплачивается наличными. Судя по исследованию WorldBank, таких людей во всем мире порядка 1,7 миллиардов.

Подобные заявления компании говорят о том, что Libra планирует стать стабильной электронной валютой, заручившись поддержкой платежных гигантов и в каком-то смысле универсальным платежным сервисом по всему миру. Курс сервиса не будет зависеть от банков или изменений курса валют. Также у сервиса есть неоспоримые преимущества, например, функции конфиденциальности потребителей и консорциум для принятия решений на платформе.

Цель Facebook очень амбициозна и похвальна, но вряд ли в мировой финансовой истории найдутся примеры столь масштабных идей и проектов, которые увенчались успехом.

Facebook, конечно, обладает огромной аудиторией, покрывающей практически треть населения Земли. Однако за последние десятилетие в платежной индустрии произошло достаточно много изменений: во многих странах появились свои локальные платежные инструменты, такие как AliPay и WeChat в Китае, M-Pesa в Кении, PayTm в Индии. Появились открытые API, которые позволяют быстрее, удобнее и с наименьшими затратами осуществлять денежные переводы.

Это говорит о том, что люди, в целом, уже привыкли к тому, как и чем они расплачиваются. Для перехода на что-то новое необходим стимул. Причем, даже самая выгодная стоимость транзакций не сможет стать решающим фактором.

Что касается тех, кто до сих пор не пользуется никакими безналичными платежами и по большей части живет бедно, — привлечение их к использованию Libra представляется непосильной задачей для Facebook.

По мнению Ильи Карпейкина, помимо снижения стоимости транзакций также необходимо обеспечить массовость применения криптовалюты. Несмотря на то, что создатели заявили прессе о переговорах с торговыми точками и обменными пунктами, чтобы пользователи могли обменивать Libra-валюту на реальные деньги или оплачивать повседневные покупки с использованием QR-кодов, — пока что сервис остается недоработанным и выглядит неполноценным, чем заявленная идея. 

Это классическая ситуация для любой новой платежной платформы: с одной стороны, нужны пользователи, которые начнут использовать Libra, а с другой стороны нужны организации, которые будут работать с приложением и смогут принимать ее для расчетов или денежных переводов. И если Facebook может использовать свою пользовательскую базу для рекламы и привлечения клиентов, например, раздав определенное количество Libra бесплатно, встроив платежные механики в свою платформу, то с масштабным привлечением организаций могут возникнуть затруднения.

Илья Карпейкин рассказывает, что перед организациями и клиентами может возникнуть вопрос безопасности и соответствия требований платежной индустрии, в том числе локальных законодательств разных стран. 

При этом Facebook заявляет, что готовы охватить весь мир! Уже сейчас уполномоченные по вопросам неприкосновенности частной жизни, надзора за соблюдением конфиденциальности Америки, Европы, Африки и Австралии направили единый запрос с опасениями защищенности персональных данных. Кроме того, отношение к криптовалютам во всем мире очень разнородное.

Ну и, наконец, возникает вопрос доверия к Facebook. У компании уже были прецеденты с утечкой персональных данных пользователей социальной сети. И как бы компания не старалась дистанцировать Libra и уверять, что данные будут максимально защищены и не будут использоваться без согласия пользователя, это вряд ли поможет властям изменить свою точку зрения. Пока что проколы Facebook приводили только к слушаниям, штрафам и общему негативному фону со стороны экспертов и регуляторов. Но как только дело дойдет до электронных денег, вопрос доверия резко обострится.

Сейчас Facebook находится в начале долгого пути и сложно предсказать, к чему это в итоге приведет. Несмотря на то, что проект получил поддержку Visa, Mastercard, PayPal, Farfetch и других финансовых и технологических компаний, сложно предсказать, появится ли новая глобальная валюта или со временем Libra станет частью платформы Facebook и будет использоваться в рамках социальной сети.

По данным PR-службы компании INPAS


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных