Госуслуги через онлайн-банкинг:
новые возможности использования цифровых каналов

Клиенты четырех российских банков – ПАО «Сбербанк», Почта Банка, Тинькофф Банка и ПАО «Банк Санкт-Петербург» – сегодня имеют возможность, не покидая дома или офиса, подтверждать учетную запись Единого портала госуслуг в онлайн-банкинге. Новая функциональность была реализована в конце 2017 года. Статистика демонстрирует популярность сервиса среди пользователей, а сами банки оценивают его как удобный инструмент удаленного взаимодействия с клиентами, отвечающий запросам современной цифровой экономики.
Сегодня на gosuslugi.ru зарегистрировано более 75 млн граждан. На портале доступно свыше 29 тыс. государственных услуг федерального, регионального и муниципального уровня. Для получения порядка 95% из них требуется подтвержденная учетная запись, число обладателей которой сегодня составляет около 60% пользователей Единого портала госуслуг – более 45 млн. В среднем количество подтвержденных пользователей увеличивается ежемесячно на 1 млн человек.

Учетные записи Единого портала госуслуг делятся на три типа: упрощенная, стандартная и подтвержденная. Упрощенный статус пользователь получает при регистрации, указав фамилию и имя, номер мобильного телефона и электронную почту. Такой профиль позволяет оплачивать автоштрафы и услуги ЖКХ, записываться на прием к врачу.

Доступ к более широкому перечню услуг дает стандартная учетная запись. Для ее создания потребуется дополнить личные сведения паспортными данными и номером СНИЛС. С этим статусом можно, например, записать ребенка в детский сад или проверить электронный школьный дневник.

А пользователи с подтвержденным профилем могут пользоваться всеми возможностями Единого портала госуслуг: оформлять регистрацию по месту жительства или пребывания, получать или менять паспорт и водительское удостоверение, оплачивать госпошлины, налоги и судебные задолженности, а также, в преддверии Единого дня голосования, который пройдет 9 сентября 2018 года, выбрать удобный избирательный участок.
Ранее пользователи могли подтверждать учетную запись только в Центрах обслуживания или с помощью кода, полученного по почте. А в 2017 году была реализована возможность дистанционного подтверждения – через онлайн-банкинг. Первыми доступ к новой функции получили пользователи Почта Банк Онлайн, Тинькофф Банка и Банка Санкт-Петербург, а в марте 2018-го – клиенты Сбербанк Онлайн. Сервис был разработан Ростелекомом совместно с дочерней компанией РТЛабс по заказу Минкомсвязи РФ.

Как отмечают разработчики, на сегодняшний день это единственный способ подтвердить учетную запись Единого портала госуслуг в режиме онлайн.

По данным разработчиков сервиса, к середине июля 2018 года общее количество подтверждений учетной записи через онлайн-банкинг превысило 1 миллион. Чаще всего к услугам сервиса обращались клиенты Сбербанка, который, в свою очередь, активно строит экосистему нефинансовых услуг для удовлетворения потребностей клиентов.

В Сбербанке относительно использования сервиса сообщили, что интеграция госуслуг в цифровые сервисы банка является одним из элементов экосистемы, которую организация развивает в рамках «Стратегии 2020». Смысл ее в том, что клиент Сбербанка через привычные каналы – сайт банка, интернет-банк, мобильное приложение – получает многие необходимые ему услуги, причем не только банковские. Ранее банк предложил своим клиентам возможность получать пенсию онлайн на счет, а также выписку о состоянии индивидуального лицевого счета ПФР.

Так, например, чтобы зарегистрироваться на портале госуслуг, клиентам Сбербанка необходимо в веб-версии Сбербанк Онлайн в разделе «Прочее» выбрать «Регистрация на Госуслугах». Личные данные в форму регистрации автоматически подставятся из профиля клиента Сбербанка. Останется лишь заполнить недостающую информацию. Далее данные по защищенному каналу отправляются в Единую систему идентификации и аутентификации, после чего, если проверка прошла успешно, происходит регистрация. Клиент получает подтвержденную учетную запись, которая позволяет воспользоваться всеми госуслугами.

Банковские организации могут применить этот сервис в качестве инструмента повышения лояльности клиентов и с его помощью упростить процесс предоставления банковских услуг.
 
Такую возможность подтвердила в интервью PLUSworld.ru директор по развитию электронного бизнеса Почта Банка Анастасия Масленникова: «Мы активно развиваем взаимодействие с Единым порталом госуслуг. Сегодня через интернет-банк и мобильное приложение клиенты Почта Банка могут получить подтвержденную учетную запись ЕСИА. Для нас это еще один шаг в направлении реализации концепции цифрового банка и укрепления лояльности клиентов. Нам важно, чтобы человек, став клиентом Почта Банка, получил не только доступ к полному спектру наших услуг онлайн, но и возможность удобного удаленного взаимодействия с государственными структурами. На сегодняшний день порядка 350 тысяч человек уже подтвердили свою учетную запись через Почта Банк Онлайн».
Как сообщили PLUSworld.ru в Тинькофф Банке, «подтверждение учетной записи на Едином портале госуслуг через интернет-платформу Tinkoff.ru – это достаточно востребованная функция, позволяющая получить доступ ко всем возможностям государственных информационных систем без посещения офисов обслуживания или получения по почте кода подтверждения личности. Авторизовавшись в личном кабинете на нашем сайте, клиенты банка теперь могут не только получить стандартную банковскую услугу, но и заодно оперативно решить непрофильные вопросы в любое время и в любом месте».

«Воплощая концепцию lifestyle banking, – подчеркнули в Тинькофф Банке, – мы активно укрепляем экосистему Tinkoff. Сервис подтверждения ЕСИА занял в ней прочную позицию и представляет особую ценность для клиентов, которые активно им пользуются. Благодаря системе ЕСИА мы смогли вовлечь новые сегменты пользователей в нашу экосистему. Например, представителей старшего поколения, которые теперь могут на сайте Tinkoff.ru дистанционно оформить перевод пенсии на карту, не выходя из дома, что также позволяет экономить их время».
Банк, подключенный к интеграционному модулю Единого портала госуслуг, может инициировать заказ госуслуги и, с предварительного одобрения пользователя, получить ее результат в своей информационной системе. Например, такой механизм позволяет упростить и ускорить процесс оформления кредита, потому что обычно здесь требуются оригиналы выписок или справок.

Пользователь также может ознакомиться с результатом в личном кабинете на Едином портале госуслуг. В настоящее время через интеграционный модуль можно получить выписку о состоянии лицевого счета в ПФР, оформить пенсию и выбрать организацию для ее доставки, а также получить справку о наличии (отсутствии) судимости.

Эти услуги доступны только пользователям с подтвержденным профилем. В случае, если в отделение банка, подключенного к интеграционному модулю, придет «неподтвержденный» клиент, наличие сервиса подтверждения учетной записи в онлайн-банкинге позволит практически в одно касание решить вопрос со статусом клиента (пользователя Единого портала госуслуг) и сразу же приступить к оформлению банковского продукта.
Подключение сервиса подтверждения учетной записи Единого портала госуслуг не требует от банков никаких затрат, за исключением доработки собственных информационных систем и мобильных приложений. Ожидается, что в ближайшее время количество банков-партнеров возрастет.

С помощью учетной записи ЕСИА ежеминутно около 3 тыс. пользователей заходят на Единый портал госуслуг и региональные порталы госуслуг, сайт «Российской общественной инициативы» (РОИ), Росреестра, Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда, подключаются к Wi-Fi в московском метро. За 2017 год через ЕСИА было совершено почти 1 млрд авторизаций.

На сегодняшний день к ЕСИА подключено около 2000 информационных систем, и их количество увеличивается в среднем на 500 в год.
Задать вопрос
2260