курс цб на 27.05:
56.756
63.6689
Лента новостей
ЖУРНАЛ ПЛАС №3

Новая международная система платежных карт: БРИКС, далее – везде?

Количество просмотров1003 просмотра

Деловой совет БРИКС продолжает работу над проектами альтернативного рейтингового агентства и новой международной системы платежных карт

Cегодня на повестке Делового совета БРИКС среди ключевых многосторонних проектов – создание независимого рейтингового агентства и новой международной системы платежных карт (НМСПК). Кроме того, рассматривается и менее определенный пока проект обеспечения масштабного финансирования наращивания и устойчивого развития инфраструктуры. Перспективами реализации этих амбициозных инициатив с журналом «ПЛАС» делятся вице-президент Ассоциации российских банков Олег Прексин и советник Финансово-банковской ассоциации ЕвроАзиатского сотрудничества Алексей Казарцев, которые представляют Россию в рабочей группе по финансовым услугам Делового совета БРИКС.

Рейтинговое агентство БРИКС

Инициатива создания рейтингового агентства БРИКС была впервые выдвинута в 2015 году, в период российского председательства. Она имеет особое значение и для БРИКС, и для всех стран формирующихся рынков, где по сравнению с развитыми странами риски выше, а зачастую просто не хватает достоверных данных. При этом именно рейтинги, как известно, во многом определяют решения об инвестициях в ту или иную страну.

Не секрет, что деятельность «большой тройки» рейтинговых агентств (Moody’s, Standard & Poor’s и Fitch Ratings) «заточена» преимущественно на работу в развитых странах. Их методологии разработаны таким образом, чтобы отражать и учитывать специфику и потребности этих стран.

По данным опроса, проведенного в начале 2016 года среди 110 профессионалов в области инвестиций из 24 стран мира, использованным в Годовом отчете Делового совета БРИКС за 2016 год, нынешние кредитные рейтинги имеют массу ограничений и чреваты серьезными ошибками при прогнозировании кризисных ситуаций. Яркий пример тому – судьба Lehman Brothers или Fannie Mae и Freddie Mac. Не стоит забывать и о политических пристрастиях. А если добавить к этому проблемы с прозрачностью используемой «большой тройкой» методологии, то можно говорить о пагубных последствиях ее доминирования, фактически не позволяющего экономикам и финансовым институтам развивающихся стран получать должные оценки. Отсюда понятно, почему 3/4 участников указанного опроса высказались за создание БРИКС собственного рейтингового агентства. Соответствующая инициатива бизнеса получила поддержку лидеров БРИКС, что отмечено в принятой в Гоа в октябре 2016 года итоговой декларации Саммита руководителей Бразилии, Индии, Китая, России и Южной Африки.

Для БРИКС при выставлении рейтингов важны объективность и независимость от политического воздействия. Формирующимся рыночным экономикам требуются огромные инвестиции в ключевых секторах, включая инфраструктуру, как из внутренних, так и из внешних источников, а независимость рейтинговых оценок – важнейшее условие их получения в нужных объемах и на приемлемых условиях.

 9

Почему нельзя опираться только на национальные рейтинги? Да потому, что присваиваются они с использованием внутренней оценочной шкалы, которая имеет весьма ограниченное применение в сфере международной инвестиционной деятельности.  Взгляд из Китая на Россию, например, может отличаться от взгляда изнутри, но оставаться при этом позитивным для китайских инвестиций. Внешние инвесторы предпочитают, чтобы рейтинги не имели страновой привязки, а носили наднациональный характер.

Три страны БРИКС – Китай, Индия и Россия – входят по размерам ВВП в топ-10 мировых экономик, выступая в совокупности драйверами глобального роста. Уже в силу этого они заслуживают особого подхода в части международных рейтингов. А перспектива с помощью адекватных рейтингов придать дополнительную привлекательность национальным инвестиционным проектам и программам делает для них приоритетной идею учреждения независимого международного рейтингового агентства БРИКС.

Для БРИКС при выставлении рейтингов важны объективность и независимость от политического воздействия

Чтобы предельно защитить  рейтинги от политической предвзятости, необходимо диверсифицировать состав собственников рейтингового агентства БРИКС. Его учредителями могут стать банки развития и другие финансовые институты – как государственные, так и частные, как банковские, так и небанковские. Инициаторы создания нового агентства видят важнейшего участника проекта в Новом банке развития БРИКС, способном обеспечить независимость и стабильность развития нового рейтингового агентства.

Новая международная система платежных карт (НМСПК)

Национальные платежные системы (НПС) со своими карточными продуктами созданы и развиваются почти во всех странах БРИКС, равно как и в ЕАЭС. Собственная НПС есть в Китае, где доминирует China UnionPay (CUP), в Индии работает RuPay, в России – НСПК «Мир», а в Бразилии – Elo. Подготовительная работа по созданию национального процессингового центра идет в ЮАР. Страны ЕАЭС также продвинулись в развитии своих платежных систем и карточного бизнеса: в Республике Беларусь 5,5 млн карт выпущены национальной системой БЕЛКАРТ, Армения эмитировала до 1 млн карт национальной системы ArCa, Киргизия – до 1 млн карт системы «Элкарт». Казахстан до недавнего времени опирался на частные системы платежных карт типа «Алтын». В одном из своих выступлений глава АО «НСПК» Владимир Комлев заявил, что планирует в Казахстане сотрудничество с платежной системой «Тенгри». Вместе с тем с начала 2016 года Национальный банк Казахстана выпустил ряд постановлений, свидетельствующих о подготовке к созданию собственной НПС. Как бы то ни было, каждое государство в составе БРИКС или ЕАЭС должно только выиграть от создания объединенной платежной системы.

Одна из важных особенностей внешнеэкономической деятельности в БРИКС, ЕАЭС или ШОС состоит в том, что каждой стране приходится продвигать свои товары и услуги на рынки, занятые транснациональными корпорациями. Это в полной мере относится и к карточному бизнесу.

Помимо высокой операционной прибыли, международные платежные системы имеют внушительную капитализацию. Рыночная капитализация Visa в 2017 году равнялась, по некоторым оценкам, 165 млрд долл. США, а эмиссия – свыше 3 млрд карт, или, в пересчете на карту, капитализация составляет примерно 50 долл. Если исходить из того, что капитализация НМПСК в расчете на карту будет на 50% ниже, а общая эмиссия составит около 6 млрд карт (это совсем не фантастично при нынешней эмиссии карт НПС в одном лишь Китае на близком к этому уровню цифре), то она составит порядка 150 млрд долл. Такой капитализации трудно достичь, идя по пути двусторонних кобейджинговых соглашений типа «Мир» – UnionPay, «Мир» – RuPay и т. д. А вот выстраивая единую структуру, работающую по общим правилам и выступающую «одним фронтом» в переговорах с Visa, MasterCard и иными МПС, можно не только обеспечить высокую общую капитализацию, но и добиться лучшего коммерческого результата по условиям приема карт НМСПК в третьих странах, чем тем, на которые приходится соглашаться, когда каждая НПС договаривается с МПС в двустороннем порядке.

При построении НМСПК предлагается использовать те же принципы, что и при учреждении рейтингового агентства БРИКС, не допуская доминирования какой-то одной страны или национальной платежной системы. Организационно НМСПК представляется в виде акционерного общества, где интересы всех и каждого обеспечат справедливое пропорциональное распределение долей в акционерном капитале, техническая и технологическая сбалансированность.

Этап становления НМСПК

На первом этапе предлагается определить организационную структуру НМСПК, где главным учредителем видится Новый банк развития БРИКС. Помимо НПС, сюда желательно привлечь и якорные национальные банки – крупнейшие банки стран-участниц по размеру карточной эмиссии, имеющие разветвленную филиальную сеть. От России в данной роли могут выступить Банк ВТБ или Сбербанк. Клиринговым центром по ЕАЭС способен выступить специализирующийся на международных расчетах Межгосударственный банк, членами которого являются все страны СНГ. Впрочем, эту же роль может выполнить и Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС), в свое время осуществлявший подобные функции для стран – членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Подключение к проекту подобных банковских институтов сведет к минимуму риск доминирования в  нем какой-то одной платежной системы.

10
Проекты создания альтернативного рейтингового агентства БРИКС и НМПСК вошли в итоговый отчет Делового совета БРИКС, прошедшего в Нью-Дели (15–16 октября 2016 года)

Каждая НПС должна будет выделить своих представителей для организационного, правового и технического блоков специализированной рабочей группы. Последние смогут рассматривать принципиальные вопросы построения
НМСПК, согласовывать и утверждать общие правила, вырабатывать единые тарифы по эквайрингу – сетку комиссионных вознаграждений, равно как и правила изначального вступления в НМСПК, а также последующего присоединения к новой системе.

Каждой НПС предстоит заключить с другими участниками НМСПК двусторонние соглашения, условия которых определят архитектуру межхостовых соединений, обеспечивающих на взаимной основе доступ карт одной НПС к эквайринговой инфраструктуре другой. Система будет складываться эволюционно по мере последовательного ввода в нее все новых двусторонних межхостовых соединений, формирующих общие условия взаимного приема эмитированных карт. При этом речь идет не только о картах, эмитированных самими НПС, но и о любых картах, выпущенных банками каждой страны-члена. Принципиальный момент: не важно, какой логотип стоит на карте, главное, что на карте есть наименование банка и банковский идентификационный номер (БИН), относящийся к стране – члену НМСПК. Например, если БИН относится к российскому банку, то вне зависимости от логотипа на карте ее смогло бы принять соответствующее устройство, например, на территории Индии, а транзакция в НМСПК будет маршрутизироваться в этот банк не через Брюссель или ОАЭ, а через межхост RuPay.

Критики сбалансированной подобным образом инфраструктуры говорят, что при построении системы по принципу межхостовых соединений без единого центра (хаба) каждая пара НПС станет договариваться между собой о своих отдельных тарифах, и система потеряет целостность. Но при этом, как правило, критиками не объясняется, в чем конкретно будет состоять такая потеря. Допустим, взаимные тарифы «Мир» – RuPay действительно могут отличаться от взаимных тарифов CUP – RuPay. Но это значит лишь то, что в рамках объединенной системы, основанной на единой технологической инфраструктуре, единых принципах и общих правилах выпуска и приема карт (а в конечном счете – на едином для всех выпускаемых карт приложении), ее участники могут получать разные комиссии. Как это может повредить целостности системы, каждый участник которой будет самостоятельно контролировать свою эквайринговую инфраструктуру, – не ясно.

Зато вполне очевидна другая, чисто техническая трудность: подписав, к примеру, четыре кобейджинговых соглашения по странам БРИКС, придется разместить на чипе своей карты такое же количество разных приложений, притом что там уже установлено собственное приложение НПС, а при этом неплохо было бы оставить еще место и для транспортных и социальных программных модулей. Это весьма непросто, иметь несколько карт – тоже не лучшая идея при наличии перспективы вытеснения «пластика» мобильными приложениями. О сложности адаптации инфраструктуры эквайринга для приема столь перегруженных приложениями карт говорить вообще не приходится. Построение же единого хаба означает доминирование одной платежной системы-лидера над остальными. Сможет ли, скажем, НСПК «Мир» стать таким лидером – вопрос сегодня сугубо дискуссионный.

Предлагаемая равноправная схема может быть реализована и между платежными системами стран ЕАЭС, причем по ряду причин здесь она может сложиться раньше, чем между странами БРИКС.

Карты национальных систем должны приниматься по согласованным тарифам на основе взаимности

Чтобы не плодить огромное число новых межхостовых соединений, «равностороннюю» структуру целесообразно заложить на этапе учреждения единой платежной структуры. В дальнейшем любая НПС, которая захочет присоединиться к системе, вероятнее всего, будет подключаться к одному из «лучей звезды» – к одной из НПС-учредителей, которая станет индивидуальным «хабом» новичка, обеспечивая его вход в общую систему. Хотя таким образом новые участники попадут в определенную зависимость от тех или иных учредителей, достаточно и того, что специально для «опоздавшей» НПС основатели НМСПК будут готовы менять общие правила. Это создает некоторый риск для «отстающих», но и одновременно стимулирует все НПС к своевременному вступлению в создаваемую структуру.

Следующий этап – эмиссия

Принцип новой системы: карты национальных систем принимаются на всей территории действия НМСПК – стран БРИКС (ЕАЭС, СНГ, ШОС) по согласованным тарифам на основе взаимности. Выпуск общей карты НМСПК возможен по правилам, в основу которых будут положены правила эмиссии, эквайринга, клиринга и тарифы платежной системы – лидера, адаптированные по взаимной договоренности  рабочей группой проекта. Это относится и к единому программному обеспечению (приложению), которое будет использоваться в чипе любой карты. Такое приложение будет инсталлировано на каждую карту, эмитированную НПС стран БРИКС (ЕАЭС, СНГ, ШОС), аналогично тому, как сейчас размещаются приложения платежных систем по двусторонним кобейджинговым соглашениям.

Какая именно из НПС станет лидером и предложит другим участникам взять за основу свои правила и тарифы – вопрос открытый. Серьезные шансы есть у China UnionPay как НПС с наиболее развитой структурой и уже сложившимся выходом на внешние рынки. Что касается единого приложения, то во избежание доминирования самой крупной среди стран БРИКС системы и для купирования возможных сомнений у остальных участников
НМСПК представляется целесообразным использовать приложение НСПК «Мир» как наиболее продвинутое технологически и обеспечивающее разумный компромисс и баланс интересов. Шансы у такого решения появятся, если руководство НСПК предложит другим участникам НМСПК раскрыть коды своих приложений, что продемонстрирует открытость общих намерений и стремление к созданию сбалансированной структуры.

 11

Еще одно условие – подписание всеми участниками НМСПК юридически обязывающих соглашений с лидером, который гарантирует наиболее полный учет интересов всех и каждого. При этом НПС-лидеру целесообразно будет предложить поучаствовать в затратах других участников по выпуску новой карты.

Сверяя часы

Проекты создания альтернативного рейтингового агентства БРИКС и новой международной системы платежных карт вошли в итоговый отчет Делового совета БРИКС, утвержденный на бизнес-саммите в Нью-Дели (15–16 октября 2016 года) и представленный политическому руководству стран – участниц БРИКС в Гоа. В дальнейшем по решению Делового совета БРИКС в рабочей группе по финансовым услугам были созданы две целевые группы (Task Forces) для продвижения каждого из этих проектов.

31 марта – 2 апреля 2017 года в Нью-Дели прошел полугодовой саммит Делового совета БРИКС, на котором председательство перешло к Китаю. Китайская сторона предложила рабочую программу с рядом практических шагов по направлению к интеграции платежных систем.

12
Деятельность «большой тройки» рейтинговых агентств «заточена» преимущественно на работу развитых стран

Сегодня платежный рынок в БРИКС во многом сформировался. Свои банковские карты есть в Бразилии, Индии, Китае и России, и понятно, что любая вновь создаваемая платежная система забирает какую-то часть рынка у действующих игроков. Поэтому одной из центральных тем, обсуждавшихся на полугодовой очной встрече рабочей группы по финансовым услугам, стало обсуждение возможных эволюционных путей перехода от традиционных платежных систем со своими игроками к новым платежным системам и игрокам. Обсуждались и принципы объединения систем, позволяющие избежать доминирования какой-либо одной системы. Например, поскольку China UnionPay, например, уже представлена в России и имеет здесь свою инфраструктуру, говорить о полном равенстве стартовых позиций вряд ли возможно. Так, при очевидной заинтересованности ПС «Мир» в доступе к платежной инфраструктуре CUP обратная заинтересованность не столь очевидна. CUP уже вложила в построение своей карточной инфраструктуры в РФ несколько сотен миллионов долларов, и сейчас последняя сопоставима с российскими инфраструктурами Visa и MasterCard. Эти вложения не напрасны уже хотя бы потому, что лишь за последний год Россию посетили 5 млн китайских туристов, а средняя заработная плата в Китае и платежеспособность граждан давно сравнялись с российским реалиями.

В свою очередь индийская платежная система RuPay в силу своего более позднего старта не получила в России такого развития. Это неудивительно: если в Китае индустриализация завершилась, то в Индии она еще идет. Правительством объявлена и успешно действует программа «Делай в Индии», которая приносит свои плоды, обеспечивая высокие темпы прироста ВВП. Возможно, через какое-то время мы увидим у себя миллионы индийских гостей, тратящих здесь свои сравнимые с нашими зарплаты. Логично предположить, что со временем в нашей стране появится инфраструктура и индийской платежной системы, поскольку спрос рождает предложение.

Нам необходимо работать вместе, создавая сбалансированную структуру при взаимном учете интересов

Что можно противопоставить такому развитию событий? Попытки возводить административные барьеры в современном мире деструктивны, тем более что наши коллеги по БРИКС вряд ли уподобятся западным «партнерам», выстраивая политические барьеры для бизнеса. С другой стороны, просто взять и отдать свой рынок платежных карт на откуп даже реальным партнерам было бы по меньшей мере безответственно.

В этом случае логично заранее договориться о единых принципах функционирования платежных систем. Этому способствует понимание того, что, например, перед индийской платежной системой стоят те же вопросы, что и перед нашей. В Индии также опасаются доминирования пусть дружественной, но иностранной платежной системы и стараются отстаивать национальные интересы. И нам необходимо работать вместе, создавая сбалансированную структуру при взаимном учете интересов. И поэтому так непросто идут согласование ключевых принципов создания НМСПК и обсуждение практических вопросов формирования будущей системы: как участники станут зарабатывать деньги, как будут обстоять дела с конкуренцией, каким образом «старые» участники станут делиться карточным бизнесом с новыми, как именно будут учитываться взаимные интересы и как технически все это реализовать?

Эти вопросы уже сегодня обсуждаются под эгидой рабочей группы по финансовым услугам Делового совета БРИКС, в том числе на уровне руководств отдельных НПС стран БРИКС. Целевую группу по НМСПК возглавили председатель правления RuPay Абхая Прасад Хота (Abhaya Prasad Hota) и вице-президент China UnionPay Гэвин Чжу (Gavin Zhu). Председатель Правления НСПК «Мир» Владимир Комлев уже получил от господина Хота приглашение присоединиться к работе группы и делегировать для участия в ней своих представителей. Такое участие тем более целесообразно, что именно российские представители выступили в БРИКС инициаторами создания НМСПК.

Интерес к новой международной си-стеме платежных карт уже проявили соответствующие структуры из некоторых стран, не входящих в БРИКС. Такой интерес представители ЮАР обозначили в отношении Кении, а представители Китая – в отношении Малайзии. Странам ЕАЭС также есть смысл присмотреться к новой инициативе. В этой организации есть своя лидирующая платежная система, во взаимодействии с которой заинтересованы остальные участники, отстаивая при этом и свои интересы.

Запущенный процесс построения НМСПК похож на рост дерева: постоянно возникают новые ветви – просматриваются возможности присоединения новых участников. Инициаторы проекта уверены, что этому процессу трудно противостоять и его невозможно остановить.

P.S. В прошлом году Россию посетили 5 млн туристов из КНР. Они теперь желанные гости во всех странах, где оставляют миллиарды долларов. А давно ли многие снисходительно смотрели на «бедных китайцев»? Возможно, лет через пять мы увидим не меньше гостей из Индии, тратящих свои деньги в музеях, театрах, магазинах и ресторанах Москвы, Санкт-Петербурга и других российских городов. А что будет через десять лет? Что можно будет сказать о Бразилии или ЮАР? «Бедные латиноамериканцы»? «Бедные африканцы»? Глядя на работу представителей ЮАР в целевой группе по НМСПК, такого не скажешь…





В рубриках:
ЖУРНАЛ ПЛАС №3

Похожие посты

Форум экспертов
Android Pay изменит рынок микрозаймов
Запуск Android Pay не только ускорит развитие бесконтактных мобильных платежей в России, но и напрямую повлияет на изменение облика микрофинансового рынка, отмечает Сергей Седов, генеральный директор сервиса онлайн-займов «Робот Займер», в своем материале, подготовленном для читателей PLUSworld.ru.
26 мая 2017 16:51
Будущее за «бескарточной» оплатой. Что придет на смену банковским картам? – эксперт РНКБ
Возможно, что революция на рынке платежей произойдет уже в ближайшие 2–5 лет, считает Сергей Никитин, Советник Председателя Совета директоров РНКБ Банка и исполнительный директор Future Fintech.
26 мая 2017 15:28
Итоги PHDays VII: хакеры взяли реванш
Подошел к концу Positive Hack Days VII. За два дня форум посетило рекордное число участников — около 5000 из разных стран мира: Америки, Израиля, Кореи, Италии, Франции, Германии, Казахстана, Белоруссии, Индии, Польши. На площадке произошли сотни событий: семь потоков докладов, мастер-классы, круглые столы и хакерские конкуры.
26 мая 2017 09:09