КЕЙСЫ
 

Основные тенденции платежного рынка 2023–2024
Взгляд ЕДИНОГО ЦУПИС






ПЛАС: Какими трендами и ключевыми событиями на платежном рынке ознаменовался 2023 год в целом в России? С чем мы подошли к новому году?

А. Сычев: Сложившуюся к началу 2024 года ситуацию условно можно назвать «жизнью в новых реалиях». Мы наблюдаем, как участники рынка стремятся сохранить международные расчеты, используя новые гибкие платежные решения. Банки налаживают прямые интеграции, опережая влияние санкций и взор американского OFAC или же попадая в поле зрения с соответствующими для себя последствиями. У кого-то окно возможностей закрывается, а кто-то остается неприкасаемым. Я считаю, один из важнейших трендов, за которым мы внимательно наблюдаем, – как коллективный Запад старается организовать международную изоляцию финансового рынка РФ.

Бурное развитие маркетплейсов и бигтеха – еще одна тенденция. Сейчас у маркетплейсов доминирующая роль не только в сегменте электронной коммерции – они пытаются потеснить и традиционных игроков розничного финансового рынка. Ozon Карта, Яндекс Карта, Яндекс.Счет – все это очень интересные попытки маркетплейсов отрезать еще немножко от «финансового пирога».

С розничными платежами все еще интереснее. Тут и альтернативные сервисы Pays банков, и СБП, и совершенно эпохальное, на мой взгляд, создание альтернативной QR-платежной системы с «карточной экономикой», к которой подключился ряд крупнейших розничных банков. Ранее подчеркнуто обособленный Сбер открылся для коллаборации с прямыми конкурентами, очень своевременно прочувствовав сменившийся контекст.

Еще один тренд – сервисы BNPL («buy now, pay later»). Сейчас уникальный шанс для банковских и небанковских участников рынка успеть заработать на этом направлении, пока его регулирование не ужесточили. Откройте тот же Яндекс и увидите там услугу «Сплит», зайдите на другие популярные площадки – скорее всего, и там вам будет предложено платить частями, долями и т.д. BNPL еще будет бурно развиваться, потому что это действительно удобно.

Биометрия также все чаще оказывается на наших радарах. Есть как живые примеры ее полноценного использования: FacePay от ВТБ в Московском метрополитене, так и милейшие терминалы Сбера в Азбуке Вкуса. Эволюционирует законодательство в этой области, функции оператора ГИС ЕБС были возложены на новую компанию. Хранилищ биометрических данных тем временем выкристаллизовывается два: ЕБС и собственная база Сбера. НСПК ведет пилот на базе СБП и биометрии. Биометрические платежи – без пяти минут новая реальность. Мы тоже изучаем этот сервис, именно в силу его удобства и неотвратимости.

И, наконец, последний тренд – это активности под условным названием «Спасти рядового Райана», а точнее потребности тех россиян, которые пользуются iPhone. Эти люди после известных событий лишились ряда удобств и преимуществ при осуществлении повседневных платежей, которые у них были. Рынок пытается их компенсировать различными способами, сохранив привычный уровень сервиса, вроде получивших вторую жизнь карт-стикеров. Банковские приложения фигурантов SDN List удаляют, банки возвращаются в сторы, проталкивают приложения-оборотни, даже сделали российский браузер «Луна», который заточен специально на то, чтобы быть одновременно и витриной ряда банков, и безопасным российским браузером. Некоторые решают сделать ставку именно на него и веб-версию, прекратив эти кошки-мышки со старыми, как поступил банк ВТБ, например.

ПЛАС: Что из произошедшего вы назвали бы событием 2023 года на платежном рынке и по каким причинам?

А. Сычев: Главное событие 2023 года – это, конечно, цифровой рубль. Вопрос теперь только в сферах его использования. Если мы будем пользоваться им там, где он действительно нужен, то он будет приносить исключительно пользу. А вот в случае его активного продвижения везде, а не через выбор самих конечных пользователей, т. е. населения, в качестве третьей формы денег, эта перспективная инициатива может понести риски с точки зрения пользовательского опыта. Но мы смотрим на это как на позитивное явление. Смарт-контракты, «окрашивание» цифрового рубля – все это исключительно востребованные сущности.

Второе, не менее важное событие, особенно для самих потребителей, – моментальный кешбэк от СБП, который недавно анонсировала НСПК. Наверное, это именно то, чего всем всегда хотелось. Теперь клиенту, как ему всегда и мечталось, не нужно ждать месяц-полтора возврата оговоренного процента от своего платежа. И СБП в силу своей архитектуры как раз идеально подходит для воплощения этой мечты. Хорошее решение, мне лично как выходцу из карточного бизнеса оно очень импонирует.

ПЛАС: Итак, от общих вопросов перейдем к частным. С какими результатами завершает год ЕДИНЫЙ ЦУПИС, какие из них можно назвать знаковыми и почему?

А. Сычев: Невозможно рассматривать себя в отрыве от рынка. Поэтому в первую очередь буду говорить о деятельности компании именно сквозь призму рыночных трендов. Итак, начнем со ставок на спорт – в России это направление растет планомерно и уверенно. Если выразить его в цифрах, то за 2023 год объем рынка принятых интерактивных ставок вырос на 40% к 2022 году. Это говорит о том, что рынок находится в сильном положении, что у него хорошие перспективы, а у его основных участников – серьезный потенциал и, главное, эффективный инструментарий для дальнейшего развития.

Вместе с тем наша индустрия выступает источником сбора целевых отчислений в пользу отечественного спорта, пострадавшего в условиях международной изоляции, а также детско-юношеского спорта. Здесь тоже хочется привести цифры – за 2023 год участниками рынка было собрано 18,6 млрд рублей, которые будут переведены на эти цели. А с 2024 года эти отчисления будут повышаться. Если в 2023 году букмекеры платили 1,5% с каждой принятой интерактивной ставки, то в этом году они будут отчислять 2%. О чем это говорит? О том, что во многом именно на поддержку букмекерского рынка опирается сейчас российский спорт, потому что сейчас букмекеры – те, кто способен оказать посильную помощь, и делают это букмекеры с большим энтузиазмом.

Что касается нас. Куда интереснее было говорить о финансовых показателях, когда отчетность кредитных организаций была публичной и велись разнообразные рейтинги: прибыли, активов и прочего. На момент последней публикации мы были «номер 1» по рентабельности капитала и активов, любопытно было бы сравнить себя сейчас и по другим показателям.

Сейчас у нас на обслуживании более 15 млн клиентов. Мы обеспечиваем более 2 млн платежей в сутки, при этом держим высокий уровень доступности сервиса – свыше 99,99%. В 2023 году мы анонсировали новый продукт – свою цифровую карту. К концу года мы выпустили более 200 тыс. карт для наших клиентов. На данный момент наша цифровая карта покрывает все функции обычной платежной карты, включая релевантную программу лояльности и сервисы переводов СБП. Мы продолжаем изучать потребности наших клиентов и планируем дополнить карту расширенной программой лояльности с персональными предложениями от магазинов и поставщиков услуг, оплатой по QR-коду СБП и физическим носителем. Один из наших партнеров обещал, например, поделиться, как вернуть карту в iOS, возможно, с использованием технологии HCE, с нетерпением жду деталей от них.

ПЛАС: Вы уже сказали, что считаете достаточно серьезным событием выпуск собственной карты. Может быть, еще какие-то масштабные перспективные проекты уходящего года реализуются и в каких областях?

А. Сычев: В 2023 году мы сделали ставку на развитие В2C-направления. Наша задача была сократить отставание от классических розничных банков в функциональности тех продуктов, которые мы можем предложить в силу особенности собственной лицензии расчетной небанковской кредитной организации. Поэтому нам нужно было насытить наш электронный кошелек, сделать его при этом более удобным и расширить среду применения, выпустив цифровую карту.

Также я бы отметил наш сервис «Ответственная игра». Это крайне важная социальная составляющая. Сейчас как раз обсуждается законодательная инициатива по внедрению инструментов самоконтроля для участников рынка. Поскольку мы работаем в этом секторе давно и знаем потребности клиентов, мы реализовали этот сервис для защиты их интересов, не дожидаясь принятия законопроекта. Введение самоограничений помогает игрокам играть ответственно, контролировать расходы и избегать проблем с азартными играми. Мы создали максимально удобный пользовательский интерфейс, позволяющий игроку самостоятельно выставить себе то или иное ограничение: полное, частичное, на сумму, на период, в удобных разрезах. Почему это важно? Дело в том, что мы являемся единой точкой входа денежных средств на рынок легальных букмекеров. И, если вводить ограничения на трансфер денег на уровне ЕДИНОГО ЦУПИС, нет необходимости подавать заявление у каждого букмекера по отдельности.

Также совместно с коллегами из Тинькофф мы запустили первый дистанционный способ прохождения полной идентификации посредством сервиса Tinkoff ID. Удобно, безопасно и не выходя из дома.

Говоря о масштабных инициативах, я бы сказал еще несколько слов про сервис СБП, который мы тоже развиваем. Наша доля в платежах СБП, наверное, даже больше, чем у многих других представителей рынка электронной коммерции. По моим субъективным оценкам, мы являемся крупнейшим получателем С2B-платежей в стране и одним из крупнейших банков-получателей по объему C2B. В индустрии, где кешбэка нет по умолчанию и клиенты выбирают исключительно по удобству совершения платежа, СБП стремительно завоевывает позиции.
ПЛАС: ЕДИНЫЙ ЦУПИС выступил партнером FINOPOLIS 2023. Какие тенденции продемонстрировало это мероприятие? Что, на ваш взгляд, было самым важным как в конференционной, так и в выставочной части?

А. Сычев: Для меня FINOPOLIS – традиционно одно из знаковых событий года, хотя в 2023 году мероприятие выдалось не таким богатым на значимые анонсы. Самым интересным инсайтом было обсуждение перехода на открытые финансы, или открытые данные, минуя Open Banking. Нашли свое отражение и другие актуальные темы: ЦФА, цифровой рубль, единый платежный QR, который на самом деле уже локально присутствует в упомянутой мной выше альтернативной платежной системе. И, конечно же, вопросы импортозамещения.

ПЛАС: Импортозамещение и импортонезависимость – какие шаги были сделаны на этом пути рынком в целом и конкретно вашей компанией в 2023 году?

А. Сычев: Что важно отметить – это общее признание гандикапа западных разработчиков генеративного искусственного интеллекта перед нашими решениями. Прямо и открыто обсуждалось, что зарубежные разработки в плане ИИ ушли далеко вперед. В России пока справиться с созданием масштабной нейронной сети способна буквально пара компаний. Но все это – очень хороший знак, поскольку свидетельствует, что мы научились адекватно оценивать свои силы. И некоторые участники уже высказали готовность объединить усилия, чтобы на базе этих штучных компаний сделать конкурентный и адекватный продукт.

Могу привести в пример и нашу компанию. Помимо всего прочего, мы еще и ИТ-компания, а наш технологический стек сформирован не так давно. Поэтому на этапе архитектурного проектирования мы изначально делали его на opensource-решениях и даже не рассматривали использование каких-либо западных проприетарных решений, поскольку начиная с 2014 года это путь в никуда или в лучшем случае колоссальный риск. В результате у нас не сформировалось того проблемного наследия, что досталось большинству банков, работающих с 1990-х годов: Oracle, Microsoft и прочая «радость», от которой им пришлось срочно отказываться. Радует, что регулятор и законодательная власть смотрят сегодня именно в эту сторону. Таковы реалии времени, и им нужно соответствовать, опыт прошлых лет не оставляет никаких сомнений в том, что рынок справится и с этими вызовами. Бизнес в России закален и обладает определенной резистентностью к изменениям среды.

ПЛАС: Недавно в рамках расширения собственной ИТ-экспертизы и развития технических специалистов ЕДИНЫЙ ЦУПИС провел в Санкт-Петербурге первый ЦУПИС Хакатон. Расскажите о целях, задачах и ключевых итогах этого мероприятия.

А. Сычев: Дело в том, что ИТ-специалисты, хоть и обласканы вниманием работодателей, но периодически тонут в рутине каких-то типовых задач. А ведь им тоже нужен глоток свежего воздуха, в том числе развитие в неформальной обстановке. И наш Хакатон – именно такая творческая история, которая уже дает конкретные результаты. Например, наши специалисты в ходе этой инициативы вышли на три довольно интересные идеи в плане инновационного ПО.

ПЛАС: Какие тенденции могут претендовать, по вашему мнению, на звание «Тренд-2024»?

А. Сычев: Будущий тренд наметился еще в 2023 году, и он будет набирать обороты в таком направлении, как финансовая инклюзивность. Если работой с пенсионерами уже никого не удивишь, то сейчас в сфере внимания финансовой индустрии все чаще оказываются и другие клиентские группы, такие как мигранты, подростки, релоканты и т. д. Это и детские карты, и многое другое. Сегодня эти проекты заиграли новыми красками, в частности, они реализуются рядом крупных банков, которые выращивают себе новую клиентскую базу, которая будет к ним лояльна продолжительный период времени. Плюс ко всему это еще и своего рода фемили-бизнес. Итак, тренд будущего – дети и мигранты как основные направления финансовой инклюзивности.

Отмечу и мультиканальность: продавай товар везде, где можешь (свой сайт, маркетплейсы, соцсети). Качество сервиса и последней мили на первый план. Потребители не прощают плохого онлайн-сервиса – они требуют сверхбыстрой доставки, легкого и бесплатного возврата, доступности товара. Кто доставлял карты домой пять лет назад, кроме Тинькова? А сейчас?

ПЛАС: Каков ваш прогноз в целом на 2024 год?

А. Сычев: Будет ли 2024-й удачливей, чем предыдущий, никто сейчас сказать не может. Ясно одно – мы сами творцы своей судьбы, поэтому все зависит от нас самих. Каких-то шоковых событий критичного масштаба в 2024 году мы не ожидаем. Российский финансовый рынок уже не раз адаптировался к резким разворотам и острым сюжетам, поэтому все представляют, что нужно делать, и я считаю, что с этим мы справимся.
Есть и позитивные моменты. Так, после известных событий наметился четкий тренд на бережное отношение к своим накоплениям. Когда происходит что-то тревожное, люди стараются иметь финансовую подушку. Они начинают экономить, но при этом рынок развлечений, в том числе ставок на спорт, выступает своего рода эмоциональной отдушиной. И мы наблюдаем, что в целом индустрия развлечений в кризисной ситуации склонна только расти.

ПЛАС: Какие конкретные советы и пожелания вы могли бы дать участникам рынка в 2024 году, к чему нам надо быть готовыми?

А. Сычев: Не нужно игнорировать прогресс, и в первую очередь его сегодняшнюю самую актуальную сторону – генеративный искусственный интеллект. Если бы меня спросили о событии 2023 года не в платежном бизнесе, а в принципе – я бы назвал ChatGPT. Это прорыв года, если не пятилетки. Поэтому моя рекомендация – заниматься повышением операционной эффективности бизнеса. А что вы здесь будете использовать: роботизацию, машинное обучение, машинное зрение, чат-ботов или генеративные нейросети, уже не столь важно.

Это именно то, чем нужно заниматься. Например, роботизацию мы используем уже года четыре, и у нас при штатной численности 500 человек роботами покрыто более 100 фултайм-сотрудников. Иными словами, если бы не роботизация, нас было бы на пятую часть больше. Поэтому мой совет – не игнорировать прогресс и активно работать над повышением операционной эффективности ведения бизнеса. Будущее за теми, кто овладеет новыми технологиями быстрее других и поставит их на службу собственных интересов.

Рекламный материал. erid 2SDnjdGP4Wc