18.03.2021, 16:23
Количество просмотров 303

Что будет с POS-кредитованием и рассрочкой после пандемии коронавируса

Пандемия коронавируса существенно повлияла на рынок кредитования и рассрочки. Мы опросили экспертов на тему того, какие перспективы создает новая рыночная ситуация для покупок в рассрочку, и о том, что будет дальше с POS-кредитованием.
Что будет с POS-кредитованием и рассрочкой после пандемии коронавируса

Николай Петелин, независимый эксперт

Пандемия серьезно сказалась на привычном потребительском поведении. Тотальный переход в онлайн изменил приоритеты покупок и полностью принял на себя вытесненные локдауном развлечения.

Гораздо больше начали покупать спортинвентарь, материалы для ремонта, обновлять компьютерную технику, гаджеты, мебель и т.д.

Люди покупали вещи, которые радуют глаз, то, что стало необходимостью при невозможности выйти из дома и пойти на работу или то, что до этого не покупали из-за занятости. Такие приобретения делались по схеме buy now pay later (BNPL), а попросту — в рассрочку.

Говорить о сногсшибательном росте доставок в продуктовом ритейле и ресторанной сфере не будем хотя бы потому, что пока покупки в этом сегменте совершаются в рассрочку крайне редко.

Пандемия также стала причиной падения доходов, что привело к следующим последствиям (прямым и косвенным):

  • рост кредитования, в том числе необеспеченного. Согласно данным ЦБ, по итогам 2020 года каждый 8-й кредитный рубль проблемный. Объем просроченных кредитов — 4,093 трлн рулей;
  • при этом взять обычный потребительский кредит для тех, кто пытается это сделать в первый раз, становится еще сложнее. Так, согласно данным НБКИ, заявка на один кредит одобрялась в 23,2% случаев;
  • программа льготной ипотеки серьезно перетянула на себя «кредитный интерес» потенциальных клиентов.

Итак, доходы упали, кредитование становится менее доступным, совершать покупки надо, и наступает время альтернативных инструментов.

Что же происходило на рынке POS-кредитования и рассрочек:

  • банки, финтехи, маркетплейсы бросились изобретать «новые» инструменты. Отдельный всплеск пришелся на предновогодний период: в декабре 2020 года Тинькофф презентует рассрочку на покупки, совершенные с кредитной карты, ОТП Банк запускает платформу для покупки в рассрочку, появляется рассрочка от VK Pay.

На Ozon можно купить в рассрочку даже товар за 100 рублей, аналогичная ситуация почти на всех популярных маркетплейсах (некоторые маркетплейсы покупают банки. Этот тренд очевиден и вряд ли прекратится в ближайшее время). Отмечу, что серьезную долю рынка занимает проект Покупай со Сбером.

Самые большие риски для потребителя BNPL-продуктов — это штрафы за просрочку. Но продукт кажется крайне привлекательным, особенно для молодежи. Например, в Британии увлечение потребителей BNPL-покупками даже стало причиной беспокойства парламентариев, которые призывают к жесткому законодательному регулированию.

POS-кредитование

Рынок POS-кредитования после логичного падения в пандемию восстановился к февралю 2021 года. Согласно данным FrankRG, в феврале 2021 года было выдано 24,2 млрд рублей POS-кредитов — примерно столько же, сколько в феврале 2020 года.

При этом данный вид кредитования успел себя серьезно скомпрометировать. Благодаря «подкапотным» МФО вместо POS-кредита потребителю выдается залоговый займ. Выгода самая простая – полная стоимость кредита для POS-кредита ограничена по требованию ЦБ 41,937%, по залоговым займам — 129,5%.

Подведем итоги:

  • рост интереса потребителя к различным кредитным продуктам в ближайшее время не ослабнет (роста доходов пока не наблюдается);
  • получить обычный потребительский кредит все сложнее, многие потребители предпочитают, если и брать кредит, то, скорее, льготную ипотеку;
  • POS-кредитование интерес потребителя не теряет, но новые инструменты рассрочки становятся все привлекательнее. Особенно это касается момента покупки, когда рассрочка оформляется одной кнопкой. Риски все те же, и без того высокая закредитованность и большой объем просрочки скоро пополнится волной тех, кто задолжает по штрафам за просроченный платеж по рассрочке;
  • изменить можно только глобальный тренд: включение всех игроков, в том числе банки, финтехи, МФО, в процесс повышения финансовой грамотности.

Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube
ЕЩЁ НОВОСТИ