Сколько в России покупают в рассрочку
Доля покупок, совершенных в России с помощью BNPL-сервисов (buy now, pay later — «покупай сейчас, плати потом»), по данным аналитического агентства Frank RG, в 2022 году в общем объеме электронной коммерции составила 0,8%. По оценке экспертов, за кризисный год доля этого способа рассрочки выросла вчетверо. В 2022 году российские потребители приобрели товары и услуги на 53 трлн рублей, 10% от этого объема, или 5,3 трлн рублей, пришлось на онлайн-покупки (e-commerce). Таким образом, объем оплат с помощью BNPL-сервисов в абсолютном выражении мог достигать 42,4 млрд рублей. В 2021 году, когда в России только начали появляться проекты BNPL, с учетом объема розницы и e-commerce покупки россиян с помощью новых сервисов рассрочки были на уровне 7,8 млрд рублей.
Для исследования были собраны данные от пяти российских BNPL-провайдеров, которые запустились в 2021 году, — «Долями» от Тинькофф Банка, «Сплит» от «Яндекса», «Плати частями» от Сбербанка, «Частями» от Совкомбанка и «Подели», который продвигал Альфа-банк. Помимо оценок участников рынка, в расчет брались данные Росстата об обороте розничной торговли и объемах рынка платных услуг населению, статистика исследовательской компании Data Insight и Ассоциации компаний интернет-торговли. Исследователи Frank RG также провели онлайн-опрос российских потребителей (1130 респондентов).
60% российских потребителей знают о BNPL-сервисах, но покупали товары с их помощью только 6% респондентов, показал также опрос Frank RG. Чаще всего такой рассрочкой пользуются граждане 18–24 лет (24%) и 45–60 лет (19%). Более трети пользователей BNPL-сервисов (35%) использовали их, поскольку этот способ позволяет лучше планировать расходы, 28% — потому что не было возможности заплатить всю сумму сразу. Мужчины прибегают к оплате в рассрочку чаще — их доля среди покупателей составляла 57%. Средний чек покупки в сегменте BNPL составил чуть больше 7 тыс. руб. Frank RG выделяет несколько ключевых особенностей BNPL-сервисов в России. Рассрочка дается потребителю на короткий срок — до полутора месяцев. Оплата делится на равные платежи. 79% покупок приходится на товары стоимостью до 30 тыс. руб., 51% — до 10 тыс. руб. Российские BNPL-провайдеры собирают минимум данных о клиентах, не оформляют рассрочку как кредит или заем, а значит, не передают данные о ней в бюро кредитных историй.
Как отмечается в исследовании, российский рынок BNPL пока слабо развит. Например, в Норвегии, Германии и Швеции 18–25% покупок в онлайне оплачивается с помощью такой рассрочки. При этом в среднем по миру на e-commerce приходится 20% всех розничных продаж.
По материалам РБК