курс цб на 16.10:
65.7508
76.054
курс криптовалют:
6438.5 $
204.48 $
Новости / Мероприятия / 2111 просмотров

Майский ПЛАС-Форум 2018. День первый. Смена стратегий и новые тренды развития

den-pervyi

30–31 мая в Москве прошел 9-й Международный ПЛАС-Форум «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи».

Форум еще раз подтвердил статус одного из самых значимых событий в индустрии, аудитория которого ежегодно растет. В этот раз мероприятие посетило рекордное число делегатов – 1351 человек. Среди них – признанные эксперты российского и зарубежного платежного рынка, представители банков, регуляторов, вендоры, представители крупнейших торговых сетей, профильных министерств и ведомств, правоохранительных органов и т. п.

В ходе рабочей программы конференции Форума перед делегатами выступили 52 спикера, на проходящей параллельно выставке свои продукты и решения представили 56 российских и зарубежных компаний. В третий раз ПЛАС-Форум прошел при поддержке Национальной системы платежных карт.

О том, как прошло одно из самых значимых событий в индустрии – узнайте из фотографий и первых итогов ПЛАС-Форума.

Конференция этого года стала одной из самых насыщенных и интересных в истории мероприятия. В программу конференции ПЛАС-Форума Оргкомитет включил следующие сессии, тематика которых вызывает сегодня особый интерес у участников рынка:

Сессия 1. Новые тренды развития платежной индустрии и банковского ритейла. Смена стратегий. Госрегулирование, укрупнение и вертикализация рынка в цифровом обществе

Сессия 2. Эквайринг сквозь контуры будущего. Бизнес-модели и решения, инициативы и практика

Сессия 3. Технологии и вызовы новой реальности. От конкуренции решениями к конкуренции сервисами, и не только

Сессия 4. Инфраструктура банкинга 2.0. Удаленная идентификация клиентов и не только. Как меняется экосистема финансовых услуг?

Сессия 5. Киберустойчивость в эпоху digital. Как противостоять киберпреступности в национальном масштабе

Сессия 6. Цифровая трансформация. На пути к сервисам завтрашнего дня

Представляем вашему вниманию обзор выступлений спикеров первого дня Конференции.

1

Выступление генерального директора НСПК Владимира Комлева, открывшего Форум, было посвящено роли и месту тарифной политики платежных систем в дальнейшем развитии российского рынка, механизмам формирования тарифов платежных систем и уместности госрегулирования в этих вопросах. Данная тема в последнее время вызывает острый интерес у банков, мерчантов и торговых ассоциаций. В. Комлев подчеркнул, что к любой активности государства в отношении тарифной политики платежных систем необходимо подходить с особой осторожностью, учитывая уже имеющийся страновой опыт как позитивного, так и негативного свойства. По мнению спикера, очень важно соблюдение баланса между интересами всех участников сложившейся платежной инфраструктуры. В разных странах свои правила: в Узбекистане, например, торговая уступка равна нулю, в США ставки даже для крупных сетей сопоставимы с российскими. Сложившаяся на каждом рынке ситуация стала результатом длительной эволюции, и радикальная перестройка действующей бизнес-модели может повлечь если не глобальный коллапс, то очень серьезные потрясения, и понадобится много времени, чтобы новая система, новая бизнес-модель смогла сформироваться, прижиться и заработать в полную силу. При этом нет никаких гарантий, что она окажется удачной и удовлетворит запросы всех заинтересованных сторон. «Возможно, банкам станет неинтересно придумывать новый функционал для карт, начислять бонусы, предлагать кредиты. Как следствие, снизится покупательская активность, а значит, пострадает вся отрасль», – подчеркнул генеральный директор НСПК.

В. Комлев: «К любой активности государства в отношении тарифной политики платежных систем необходимо подходить с особой осторожностью»

По словам В. Комлева, сейчас можно выделить два сегмента, в которых баланс интересов до сих пор не установился. Речь идет о дорогих товарах с низкой маржинальностью (например, автодилеры не всегда могут заплатить банку-эквайреру 2% торговой уступки, поэтому в этой сфере превалируют платежи наличными и денежные переводы платежными поручениями), а также об очень мелких транзакциях. «Для этих двух направлений мы пытаемся разработать правильное бизнес-предложение», – добавил спикер.

Тарифы платежной системы устанавливаются для всех игроков, однако взаимоотношения банка-эквайрера и ТСП регулируются исключительно рыночными механизмами, поэтому государство вмешиваться в них не должно. Примеры такого непродуманного вмешательства в мировой практике уже имеются, и приводит оно, как правило, к появлению крупнейшего монополиста, выполняющего госзаказ и не интересующегося развитием отрасли.

Что касается тарифной политики платежной системы «Мир», В. Комлев отметил, что платежная система пришла на рынок с уже сложившейся бизнес-средой. За последние 5–7 лет на этом рынке произошли серьезные изменения, связанные с ростом ставок интерчейндж, созданием продуктов с большими сроками grace-period, cash-back, всевозможными бонусами, довольно высокими, которые реализуются на продуктах платежных систем. «Мы понимаем, что это вызов, которому нужно соответствовать, – отметил В. Комлев. – Однако мы также должны выполнять возложенную на нас социальную функцию. У нас есть карты, ставки по которым составляют 0,3% или 0,8% за транзакцию, таким образом, они являются эффективным инструментом снижения издержек».

Сеть приема карт «Мир» на сегодняшний день уже полностью сформирована, на повестке дня – увеличение доли транзакций на рынке карт, которые будут использоваться не только как элементы снижения издержек, но и как коммерческие продукты, например, два новых продукта уровня «Привилегия» и «Привилегия+», с помощью которых банки смогут делать более интересные предложения для клиентов. При этом средневзвешенный уровень интерчейнджа платежной системы «Мир» остается ниже рыночного.

В. Комлев: «Самым значимым изменением в платежной отрасли станет запуск Системы быстрых платежей»

Также спикер остановился на проблеме лоббирования крупными сетями своих интересов. Как правило, им удается добиться льготных для себя условий по ставкам интерчейнджа, между тем как предприятия МСБ лишены такой возможности и оказываются в невыгодном конкурентном положении.

Одним из дальнейших шагов в совершенствовании тарифной политики В. Комлев видит внедрение тарифов класса интерчейндж++, когда ставка торговой уступки для предприятия будет напрямую зависеть от конкретного типа и способов оплаты теми или иными картами, которые именно это предприятие принимает, в рамках абсолютно прозрачного для ТСП расчета удержанной комиссии по каждой конкретной операции.

 

В заключение спикер сообщил, что самым значимым изменением в платежной отрасли станет запуск Системы быстрых платежей, который повлечет принципиальные изменения с точки зрения тарифов и действующих бизнес-моделей. Он подчеркнул, что система довольно быстро позволит проводить не только P2P-переводы, но и Р2B. «Вот здесь нас ждет серьезный слом бизнес-модели, пересмотр банками-эквайрерами и эмитентами своей роли», – отметил В. Комлев. По его словам, из-за возможных изменений некоторым игрокам платежного рынка придется заново находить себя «на этой поляне».

Основные показатели и тренды развития российского платежного рынка представила начальник управления развития и регулирования Национальной Платежной Системы Банка России Мария Красенкова, отметив рост количества и объем безналичных платежей физических и юрлиц, появление новых инновационных игроков на платежном рынке, увеличение количества операций, совершенных с использованием интернета и мобильных устройств (по данным одной из международных платежных систем, Россия занимает первое место по использованию Apple Pay), стремительный рост количества платежных карт «Мир» и операций с их использованием, а также развитие электронных денежных средств.

М. Красенкова: ЦБ планирует переход от стандартной к риск-ориентированной модели надзора

По словам М. Красенковой, в 2018 году впервые было зафиксировано превышение объема безналичных платежей над объемом операций по снятию наличных. Доля безналичных операций в прошлом году в количественном выражении возросла на 5,5 п.п. – с 80,6% до 86,1%. В настоящее время на одного жителя России в среднем приходится примерно две банковские карты (что соответствует среднеевропейскому уровню). По данным ЦБ, на 1 января 2018 года банками было выпущено 271 млн карт, что выше аналогичного показателя за 2017 год на 6,4% – на 1 января 2017 года было эмитировано 254,8 млн карт.

Стабильно расширяется инфраструктура приема банковских карт, в т. ч. за счет установки платежных терминалов в ТСП.

В числе факторов, меняющих платежный рынок, спикер отметила усложнение бизнес-моделей, появление новых игроков, таких как платежные агрегаторы, сервис-провайдеры, платежные фасилитаторы, создание различных многофункциональных сервисов. Также на отрасль очень сильное влияние оказывает глобализация, за счет появления новых игроков, таких как иностранные поставщики платежных или технологических сервисов. Наконец, отметила спикер, нельзя игнорировать тот факт, что переход к безналичным платежам сопровождается ростом киберугроз.

plas-forum-149

Говоря о планах по изменениям регулирования платежной отрасли, М. Красенкова остановилась на нескольких направлениях. В регулировании деятельности провайдеров технологических сервисов (Apple Pay, Samsung Pay), будет сделан акцент на требованиях по взаимодействию провайдера с банком и банка с клиентом. Главное в этом вопросе – обеспечение прав потребителя, безопасности платежей и бесперебойной работы технологических сервисов. Второе направление – это регулирование деятельности «платежных агрегаторов» в статусе банковских платежных агентов. Банки на регулярной основе привлекают платежных агентов для выполнения ряда операций, ЦБ предлагает наделить их дополнительным функционалом и установить законодательные требования к этому виду деятельности. Третье направление – регулирование приема на территории РФ электронных средств платежа иностранных поставщиков платежных услуг (AliPay, WeChat) с акцентом на выполнении требований ПОД/ФТ, минимизации расчетных рисков и обеспечении безопасности платежей. Также в планах Банка России работа по регулированию деятельности иностранных систем перевода денежных средств на территории РФ, развитие сервисов перевода ЭДС за счет появления новой опции – перевода между корпоративными электронными кошельками, а также поддержка инновационных видов платежей, таких как платеж по QR-коду. В части борьбы с киберугрозами в планах регулятора предусмотрено закрепление механизмов по противодействию несанкционированным переводам денежных средств в части процедур приостановления банками переводов и возврата ДС.

Также М. Красенкова сообщила, что ЦБ планирует переход от стандартной к риск-ориентированной модели надзора, которая подразумевает, что режим надзора зависит от типа значимости субъекта НПС и количественных показателей его деятельности. Режим надзора в свою очередь влияет на объем и интенсивность надзорных операций.

О мировом опыте перехода к инфраструктуре Real-time платежей, а также о вызовах и возможностях для участников отечественного платежного рынка рассказала Мария Гусева, старший менеджер – старший эксперт практики управленческого консалтинга для финансового сектора компании Accenture. Она отметила, что тема создания инфраструктуры быстрых платежей за последний год перешла из состояния некой гипотетической перспективы в России в неизбежно надвигающуюся реальность. В настоящее время первая веха создания прототипа на площадке Ассоциации Финтех уже пройдена и в скором времени появятся первые примеры промышленной реализации. Именно поэтому банкам и другим участникам рынка уже в ближайшее время придется отвечать на вопросы: как быстро подключаться к этой инфраструктуре, что для этого нужно, и, самое главное, какие новые возможности это даст игрокам и что это позволит реализовать для клиентов?

М. Гусева: «Важный тренд, который проявляется в том числе и на других рынках, – это коллаборативная модель при построении новой инфраструктуры»

Согласно определению ЕЦБ, под мгновенными платежами понимается сервис безналичных переводов и платежей для розничных клиентов, доступный 24/7/365, и обеспечивающий близкое к мгновенному (в течение нескольких секунд) подтверждение транзакции для ее участников, вне зависимости от используемого платежного инструмента (перевода со счета, прямого списания, платежных карт или т. п.) и механизмов клиринга и расчетов, которые это реализуют.

Главное требование со стороны клиента к безналичным платежам – удобство, прозрачность, предсказуемость, доступность плюс возможность использования любого платежного инструмента. В идеале, отметила спикер, безналичные расчеты должны по всем параметрам не только догнать, но и превзойти наличные для клиента.

Несмотря на существенные различия рынков, базовые принципы, заложенные в систему быстрых платежей, схожи: есть фундамент, т. е. слой процессинга платежей, который обеспечивает мгновенное подтверждение операций (как правило, здесь используются существующие механизмы окончательных расчетов, чаще всего – через счета в ЦБ), и есть надстройки, т. е. дополнительные сервисы. Самый простой пример такого сервиса – это адресация, позволяющая делать переводы при помощи упрощенного идентификатора (например, номера телефона, e-mail, ИНН для юрлиц).

С точки зрения подходов к созданию систем быстрых платежей мы видим два пути: в мировой практике есть примеры последовательного построения, когда уровни планомерно возводятся друг над другом (на каждый уходит примерно 2–3 года), и опережающего развития, когда одновременно с базовыми механизмами начинают действовать дополнительные сервисы.

При построении системы мгновенных платежей необходимо учитывать такие аспекты, как открытость для участников рынка, адаптивность к инновациям в инициации платежей, дизайн с учетом потенциального роста нагрузки, гибкость и возможность подключения сервисов третьих сторон, интеграция на базе единых открытых стандартов, а также управление безопасностью и механизмы доступа к данным.

М. Гусева отметила, что для всех участников рынка при подходе к внедрению инфраструктуры мгновенных платежей стоит сейчас много вопросов, начиная от бизнес- решений до операционных до технологических. Но важный тренд, который проявляется в том числе и на других рынках, – это коллаборативная модель при построении новой инфраструктуры. «В B2B-экосистемах, которые формируются на всех рынках, есть место для участников разного профиля: и тех, кто выстраивает новые предложения для клиентов, и тех, кто создает новые сервисы для других игроков или строит единую инфраструктуру», – прокомментировала М. Гусева. – И здесь за счет объединения усилий можно упростить решение общих задач и выстроить мостик между интересами всех участников».

2

Ольга Антонович, начальник управления электронных платежных инструментов Национального банка Республики Беларусь, рассказала о трендах развития белорусской розничной платежной системы и о цифровых банковских технологиях. Согласно принятой несколько лет назад Стратегии развития цифрового банкинга, к 2021 году должно быть значительно увеличено количество и качество взаимодействий через электронные каналы коммуникаций между банками, клиентами банков и другими организациями, в частности, доля безналичных расчетов в общем товарообороте должна составить 40% (на 1 января 2018 г. – чуть больше 35%). Ежегодный прирост составляет 2–3%, по словам спикера, это является хорошим показателем, особенно с учетом того, что НБ РБ уже не занимается прямым регулированием безналичных расчетов в стране – население к ним уже привыкло и осознанно отдает предпочтение безналичным способам оплаты. Теперь на очереди – повышение финансовой грамотности и уровня доверия к ДБО.

О. Антонович: «Некоторые прикладные задачи с использованием блокчейна уже реализованы»

Примечательно, что в Беларуси растет количество платежных терминалов, установленных в торговых сетях, при этом количество банкоматов и инфокиосков остается неизменным, не исключено, что в ближайшее время оно начнет снижаться – за ненадобностью. Большая часть населения уже научилась активно пользоваться сервисами ДБО. Для юрлиц системы дистанционного обслуживания также постоянно эволюционируют: если раньше можно было воспользоваться только функцией «клиент/банк», теперь к их услугам все виды онлайн-банкинга.

Рассказывая об инициативах регулятора в области цифровых технологий, спикер отметила проект по созданию сервиса мгновенных платежей, к которому уже присоединились некоторые банки. Основными требованиями к данной системе являются зачисление денежных средств конечному получателю в течение одной минуты, возможность для клиентов, имеющих денежные средства на своем текущем (расчетном) счете, вводить платежи в систему автоматически, возможность принимать банковские переводы к обработке платежа как мгновенного, доступность сервиса в режиме 24/7/365. Кроме того, банки должны иметь возможность установления лимитов для платежей клиентов, а прием, обработка и исполнение платежей в системе реализуются на основе полной автоматизации процессов.

Второй важный проект – это межбанковская система удаленной идентификации клиентов, которая сейчас находится на стадии частичной эксплуатации. Сейчас регулятор вносит изменения в законодательство, они позволят расширить круг потенциальных участников системы, которые смогут воспользоваться ее данными. На сегодняшний день посредством межбанковской системы идентификации банком могут быть предоставлены следующие услуги: выписка по кредитам, оформление платежных карт, открытие депозитов и текущего банковского счета. К данному проекту уже подключились 14 банков.

Также НБ РБ уделяет вниманию использованию блокчейн-технологий в банковском бизнесе. Регулятором создан совет нодов, в который вошли крупнейшие игроки, в т. ч. ЕРИП, фондовая биржа, а также по одному представителю от каждого владельца удостоверяющего узла информационной сети. Некоторые прикладные задачи с использованием блокчейна уже реализованы – речь идет о реестре банковских гарантий и реестре операций с ценными бумагами.

В заключение О. Антонович рассказала о проекте закона «О платежных услугах в Республике Беларусь». По ее словам, до сегодняшнего дня в законодательстве был серьезный пробел, из-за которого многие игроки выпали из поля зрения регулятора. Основная задача закона – урегулирование общественных отношений, возникающих при осуществлении платежей. В законе будут прописаны все игроки, выпавшие из текущего законодательства, ряду субъектов будет предоставлено право на осуществление расчетных операций, а также расширено количество услуг, предоставляемых небанковскими организациями. По словам спикера, в конце года законопроект будет представлен в Национальное собрание Республики Беларусь.

Россия должна строить собственную эффективную цифровую экономику, чтобы не попасть в цифровую «зависимость» от других стран. Такое мнение выразил Юрий Припачкин, президент Российской ассоциации криптовалют и блокчейна (РАКИБ).

По его словам, выигрывать, играя по чужим правилам, невозможно, поэтому России необходимо как можно скорее выстроить систему государственного регулирования таких инновационных секторов, как блокчейн, криптовалюты, и связанных с ними направлений. В этом отношении, отметил спикер, Россия уступает ряду стран, включая и страны постсоветского пространства, например Эстонии и Республике Беларусь, где криптоэкономика получила поддержку на государственном уровне.

Ю. Припачкин: «Игроки, которые будут строить свой бизнес вокруг цифровых активов, вполне способны изменить рынок, примером тому является Alibaba»

Российские регуляторы по-прежнему не выходят за рамки стереотипов, предпочитая оперировать понятиями аналоговой экономики, и пытаются применить ее устаревшие стандарты к новым цифровым сущностям, формирующим экономику нового типа. Законопроекты, рассматриваемые в Госдуме, не учитывают реалий развития криптовалютного рынка, могут привести к оттоку отечественных инвесторов в более лояльные юрисдикции и станут препятствием для зарубежных инвестиций.

Игроки, которые будут строить свой бизнес вокруг цифровых активов, вполне способны изменить рынок, примером тому является, например, Alibaba, запустивший сервис денежных переводов на блокчейне, – подчеркнул Ю. Припачкин. То же самое касается и стран, которые обеспечат игрокам крипторынка лучшие условия для развития бизнеса, тем самым заложив основы экономического роста в целом.

3

Виктор Достов, председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов «АЭД», представил обзор новейших тенденций на рынке регулирования финансовых услуг. По его словам, несмотря на множество банков, заинтересованных в передовых технологиях, инновации все равно внедряются очень медленно. До сих пор основные инновации платежных сервисов осуществлялись на уровне интерфейсов, а источники фондирования – счета, кошельки, счет телефона – не менялись годами. Однако современные клиенты предъявляют отрасли новые требования: границы между источниками фондирования стираются, деньги свободно перемещаются между счетами, картами и кошельками, скорость переводов постоянно повышается благодаря системам мгновенных платежей. Кроме того, деньги, по сути, уходят «в облако»: поскольку информация о деньгах и кредитах хранится в облаке, деньги для конкретной операции можно «вытянуть» из разных источников. Еще один важный тренд – платежи становятся незаметными, а в идеале факт оплаты должен стать полностью неосознанным. Отличным примером здесь является сервис UBER, когда человек вообще не прикладывает никаких усилий, чтобы оплатить поездку.

В. Достов: «В будущем в каждой стране останется только один банк»

В принципе действующее регулирование должно адаптироваться к изменениям на рынке и даже предвосхищать их. Однако удачных примеров мало. «Если посмотреть на тарифное регулирование, мы увидим, что оно не работает. Как только ЦБ пытается что-то зарегулировать в одном месте (тарифы), банки находят другие пути для заработка (например, падает доля бесплатных счетов)», – добавил В. Достов. Дело в том, что банк – это вертикально интегрированный холдинг, предоставляющий совокупность услуг для одного клиента. Однако регуляторы, судя по всему, пытаются сделать с банками примерно то же самое, что ранее сделали с энергетикой, перевозками, связью и пр., т. е. условно «разрезать» банки на мелкие компании, каждая из которых будет отвечать за одно конкретное направление. Простой пример – Вторая платежная директива (PSD2). Европейские банки в этом году обязали открыть API для третьих сторон. Теперь любая компания может прийти в банк и сказать, что клиент поручил ей управлять своими счетами, и потребовать доступ к банковским платежным интерфейсам. «Здесь мы видим девертикализацию в чистом виде», – отметил спикер. Первоначальная идея данного проекта – дать толчок развитию новых интерфейсов. Однако, несмотря на революционный посыл, сама по себе идея не нова (так или иначе она уже была реализована платежными системами). Революция в том, что банки тоже получат преимущества от PSD2, т. к. смогут получать прямой доступ к счетам клиентов в других финансовых организациях.

Второй важный тренд – это стандартизация банковских услуг. Помимо стандартизации названий услуг, будут упрощены также процесс перехода из банка в банк и реквизитный состав счета, что позволит клиентам в перспективе переходить в другой банк вместе с номером счета.

Также, по мнению В. Достова, стоит обратить внимание на такой европейский тренд, как маркетплейсы для банков: все банки обязаны рапортовать о своих услугах, данная информация будет агрегироваться на сайте.

Еще один интересный блок, отмеченный спикером, – это переход к безналичному обществу. Мало кто понимает, по его мнению, что это принципиальный вызов сложившейся системе регулирования. Наличные предоставляются государством, безналичные – частными банками, которые не считают себя обязанными предоставлять ту или иную услугу. При переходе к безналичному обществу доступ к электронному платежу станет базовым правом, что даст регуляторам право оказывать давление и обязывать все банки предоставлять «социальный» пакет услуг.

В заключение В. Достов обрисовал ряд изменений, которые ждут банковский бизнес в будущем:

  • платежи превратятся в социально значимый сервис, а значит, регулированием отрасли будут заниматься люди, которые умеют регулировать деятельность школ и больниц;
  • стоит ожидать ужесточения регулирования и новых регулятивных практик;
  • банковский бизнес станет более стандартизированным;
  • вариативность банковских сервисов будет снижаться;
  • банки становятся провайдерами инфраструктуры и государственными агентами, т. е. местом, где лежат деньги. Разработка интерфейсов, скорее всего, отойдет к третьим сторонам;
  • их отношения с клиентами будут слабеть. Лояльность может исчезнуть вообще;
  • клиенты будут легко переходить из одного банка в другой.

Наконец, В. Достов предположил, что в будущем в каждой стране останется только один банк. И, по его мнению, данный прогноз совпадает с позицией Европейской комиссии, которая уверена, что 25 банков для Евросоюза – более чем достаточно.

К. Сумманен: «Для банков в модели «суверенной валюты» в денежной системе место не предусмотрено»

Завершилась первая сессия выступлением независимого эксперта Карла Сумманена, который также поделился с участниками Форума своим видением перспектив денежных систем. По его мнению, действующая в мире модель денежной системы устарела и не соответствует требованиям будущей цифровой экономики. Суть современной денежной системы заключается в ее многоуровневости: ЦБ эмитирует фиатную недолговую суверенную валюту, коммерческие банки и системы электронных денег эмитируют частные валюты. ЦБ, конечно, регулирует денежную массу, но только через резервы и нормативы достаточности капитала. «Инструменты хорошие, но косвенные, их эффективность вызывает вопросы, что доказывают регулярные кризисы денежного перепроизводства», – отметил спикер. На сегодняшний день 90–97% денежной массы – это частная валюта. При переходе к безналичным расчетам доля частной валюты стремится к 100%, соответственно, возможность ее регулирования снижается. «Принято считать, что в денежной системе есть одна валюта. Это миф. На самом деле в денежной системе одновременно обращается много валют, а иллюзия одной валюты создается из-за общей денежной единицы и требований о расчетах по нарицательной стоимости. Рубли на счетах в ЦБ, Сбербанке, ВТБ и банке X – это четыре разные валюты с одной денежной единицей!» – подчеркнул эксперт.

У существующей денежной системы много слабостей, и одна из них, благодаря которой существуют платежные системы, – несовершенство внутренних механизмов перевода денег. Особенно ярко это несовершенство проявляется в сфере переводов в реальном времени и на небольшие суммы. «Платежные системы призваны в том числе решать проблемы переводов, и можно даже сказать, что основа бизнеса платежных систем – неэффективный внутренний механизм переводов денежной системы. Если вдруг денежная система предоставит эффективный внутренний механизм денежного перевода, платежные системы будут не нужны», – поделился своими прогнозами К. Сумманен.

Говоря о ключевых проблемах действующей денежной системы, спикер выделил пять фундаментальных недостатков: неэффективное управление денежной массой и направлением использования денег, принуждение владельцев счетов к риску, зависимость денежной и платежной систем от банковской, а также неэффективный внутренний механизм переводов. Все эти недостатки очень серьезны и не позволяют использовать существующую модель денежной системы как основу экономики будущего. При этом у всех проблем один общий источник – использование частных валют, таким образом, эти проблемы являются следствием фундаментальных принципов модели денежной системы, и их устранение возможно только путем изменения ее модели. Декоративный ремонт уже не поможет, – добавил эксперт.

Оптимальным вариантом К. Сумманену видится модель «суверенной валюты». В этом случае все расчеты осуществляются в валюте центрального банка, выпуск и обращение частных валют запрещены. Для банков в модели «суверенной валюты» в денежной системе место не предусмотрено, вместо них будут действовать операторы счета. Оператор счета ведет реестр прав собственности на суверенную валюту, остатки счета на балансе оператора счета не отражаются. Соответственно, при банкротстве оператора счета владелец валюты ее не теряет. «Как показывает анализ, – сообщил эксперт, – в модели «суверенной валюты» решаются все фундаментальные проблемы, присущие действующей модели денежной системы. Как следствие, в ней нет бизнес-основы для платежных систем».

В перспективе, по словам К. Сумманена, часть ПС самоликвидируется, часть – поменяет профиль деятельности. Внутренний механизм трансферта полностью покрывает функции систем электронных денег и систем моментальных переводов и платежей. Частично потеряют бизнес-основу платежные агрегаторы и системы платежных карт, которым останутся только функции обслуживания ТСП и инициации платежей.

4

Вторая сессия – «Эквайринг сквозь контуры будущего. Бизнес-модели и решения, инициативы и практика» (модератором выступил Владимир Канин, генеральный директор Pay-Me) открылась выступлением Алексея Максимова, руководителя направления платежных сервисов онлайн-кинотеатра ivi, который поделился мыслями о специфике работы с платежными сервис-провайдерами (IPSP) и банками в сфере интернет-эквайринга.

А. Максимов: «Между IPSP и банками нет противостояния , оба варианта имеют как свои преимущества, так и недостатки»

Основной проблемой онлайн-кинотеатров в области платежей является большое количество требований к работе платежного сервиса – начиная с таких очевидных вещей, как стабильность и безопасность транзакций, и заканчивая возможностью приема платежей более чем в трех валютах. Процессы также усложняются необходимостью работы на других платформах, в частности на Smart TV – при приеме платежей обнаруживается огромное количество подводных камней, о которых в других отраслях не имеют ни малейшего представления.

В процессе развития бизнеса, когда компания стала демонстрировать превосходные результаты, а сервис становится все более массовым и популярным, стало очевидно, что зависимость от одного партнера, будь то сервис-провайдер или банк, вызывает сомнения в надежности. «Когда наш IPSP перестал работать с одним из банков, мы оказались в очень сложной ситуации», – пояснил спикер. Этот случай стимулировал компанию искать другую модель работы, которая также оказалась, в силу роста компании, не самой оптимальной: когда банк закрывает один спектр вопросов, а IPSP – другой, возникает ряд проблем при работе по данной схеме.

На текущий момент онлайн-кинотеатр ivi находится на стадии внедрения стандартов PCI DSS, что позволит обезопасить процессы приема платежей и оптимизировать работу с банковскими картами.

В заключение спикер отметил, что, по сути, между IPSP и банками нет противостояния и оба варианта имеют как свои преимущества, так и недостатки. По опыту онлайн-кинотеатра ivi, преимуществами работы с IPSP являются возможность создания токенов вне зависимости от банка, возможность каскадирования и балансировки, а также единая система антифрода, преимущества взаимодействия с банками заключаются в наличии прямого канала связи с банком, что позволяет разбирать непонятные ситуации с первоисточником и обеспечивает доверие со стороны пользователей. К недостаткам IPSP А. Максимов отнес угрозу DDoS и наличие «лишнего плеча» в передаче данных, банков – отсутствие гибкости, временные затраты на реализацию новых «фичей» и отсутствие альтернативных платежных инструментов.

plas-forum-5751

Мерген Балтаев, генеральный директор и основатель Futubank, предложил банкам способ извлечения прибыли из интернет-эквайринга. По его словам, большинство банков считают эту услугу нерентабельной и неприоритетной, хотя и держат ее в списке сервисов для бизнеса. Однако есть возможность переломить ситуацию и составить конкуренцию специализированным сервис-провайдерам. Сейчас главное преимущество банков – это ставка, однако на этом плюсы заканчиваются. Средняя ставка, которую предлагают PSP, – 3%, некоторые игроки, такие как Яндекс.Касса, назначают 3,5% при обороте до 1 млн руб. в месяц. Банки анонсируют ставки в 2,5% и ниже, однако при начале общения с ними выясняется, что конкретного предложения у них нет, есть лестница ставок, а на большинство вопросов консультант ответить не может, поскольку не имеет опыта общения с интернет-компаниями по вопросам эквайринга. Дальше начинаются минусы – во-первых, большинство PSP предлагают подключение с минимальным количеством документов (из банков по паспорту можно подключиться только в Тинькофф банке). Во-вторых, PSP могут предложить богатый набор модулей для CMS либо обязуются сделать это в сжатые сроки. Банки этим похвастаться не могут и либо отправляют клиентов в PSP, либо – при работе напрямую – вынуждают их ограничиваться минимальным набором модулей. То же самое касается способов оплаты: PSP располагают полным набором платежных инструментов, банки ограничивают клиента приемом карт.

М. Балтаев: «PSP располагают полным набором платежных инструментов, банки ограничивают клиента приемом карт»

Целевая аудитория подразделений эквайринга – это мелкие интернет-магазины, штат которых состоит либо из одного сотрудника – владельца бизнеса, либо из 1–3 сотрудников, среди которых нет ИТ-специалистов. Средний оборот таких магазинов составляет 120 тыс. руб. в год, а их количество достигает десятков тысяч. Как же банк может на них заработать? По мнению спикера, можно поднять ставку до 4% – при небольших оборотах сумма окажется несущественной, и предложить клиентам, помимо набора услуг, стандартных для PSP, подключение без документов (если компания находится на РКО у банка, в них нет никакой необходимости), наиболее же существенным конкурентным преимуществом станет поступление средств на счет не на следующий день, как у PSP, а в день совершения транзакции.

Выступление независимого эксперта Заура Бесолова было посвящено обсуждению настоящего и будущего эквайринга в России. По его словам, несмотря на значительную долю крупных банков, работающих в области эквайринга, у малых банков есть шанс с ними конкурировать, хотя бы за счет того, что «маленький банк может обнять своего клиента, а крупный – никогда». Главный принцип работы при этом должен звучать как Human to Human: клиент выбирает решение в банке, в котором к нему отнеслись «по-человечески».

З. Бесолов: «Трансформация cash-менеджмента будет сконцентрирована на кассовых аппаратах ритейлера, а не на банкоматах»

Настоящее эквайрингового бизнеса, по мнению спикера, выглядит следующим образом. Во-первых, все компании продают, по сути, одинаковый продукт с небольшими различиями в мелочах. На сегодняшний день в России действуют два лидера – Ingenico и Verifone, а также ряд китайских производителей, которые научились делать приличное и недорогое оборудование.

Во-вторых, судя по информации, размещенной на хедхантинговых сайтах, в России сейчас открыто 1,5 млн вакансий продавцов. «Их нет, их не готовят, их не учат, в массовом сознании эта профессия по-прежнему является непрестижной, хотя с точки зрения бизнеса эти сотрудники – очень важны», – заметил З. Бесолов.

Третий момент – трансформация POS-оборудования: кассы, работающие по принципу «3 в 1» постепенно вытесняют традиционные POS-терминалы. «Спасибо закону 54-ФЗ и требованиям времени – все стремятся работать с планшетами, и здесь хороший потенциал у планшета Ingenico и «умной кассы» Эвотор».

Наконец, актуальная проблема современного эквайринга – необходимость поиска «мозгов и софта», т. е. дополнительного business value в технологиях: POS-решения должны не только принимать оплату, но также давать ритейлеру многообразие инструментов для роста выручки (аналитика данных, лояльность, фидбэк, чаевые, снятие наличных, рассрочка и др.).

plas-forum-353Что касается будущего – нужно фокусироваться на потребностях клиентов (ритейлеров), а не на конкурентах, это более эффективная стратегия. Также необходимо уделять максимум внимания инвестициям в таланты: в современной организации сотрудники должны быть в первом приоритете. «Вряд ли недовольный сотрудник будет любезным с клиентом», – предположил эксперт.

Также нужно заниматься таким направлением, как «уберизация» эквайринга: терминал может использоваться для оценки качества обслуживания и т. д.

Следующий важный тренд – превращение кассы в мини-банкомат, а смартфона/планшета – в POS-терминал. Таким образом, трансформация cash-менеджмента будет сконцентрирована на кассовых аппаратах ритейлера, а не на банкоматах. Единственный вопрос, на который пока нет ответа, – источник инвестиций в такие проекты, поскольку инновационные кассы пока очень дороги.

Наконец, одна из важнейших проблем, которая должна быть решена в ближайшем будущем, – это зависимость компаний от старых процессинговых решений и, соответственно, от поставщиков процессинга. Любое функциональное дополнение внедряется в среднем в течение года. По мнению З. Бесолова, переломить ситуацию может аутсорсинг процессинговых услуг через PSP и MSP|TPP, которые могут значительно улучшит экономику банков. Сейчас на рынке действуют два крупных процессинговых провайдера – БПЦ и КартСтандарт и несколько PSP, в будущем появятся новые игроки, способные совершить «цифровой прорыв».

5

Инна Емельянова, директор департамента эквайринга Банка Русский Стандарт, рассказала о новых услугах банка, а также презентовала инновационное решение для приема платежей – мобильную POS-систему на базе Android, объединенную с кассой.

В числе решений для офлайн-ритейла спикер отметила услугу выдачи наличных с банковской карты в кассе магазина через POS-терминал, сервис динамической конвертации валют для иностранных туристов и маркетплейс услуг банка для малого и среднего бизнеса. Онлайн-ритейлерам банк предлагает, во-первых, воспользоваться услугами всех возможных платежных систем, а также функциями оплаты MasterPass, ApplePay, SamsungPay, Alipay и «интеллектуального управления конверсией», учитывающего специфику региона и банка-эмитента карты. Для отелей банк разработал возможность альтернативной интеграции на сайте в формате выставления счета по email или SMS, а также кастомизации платежной страницы банка под стиль компании. В партнерстве с Diners Club International банк запустил платежное решение для управления расходами компаний на деловые поездки – Diners Club International Corporate Travel Account (CTA). Инструмент позволяет корпорации консолидировать все траты на один счет, снижать административные расходы и экономить время. Для малого и среднего бизнеса предусмотрена услуга «Моментальная интеграция» – загрузка на сайт кода с формой выбора товаров и услуг с переходом на платежную страницу банка, а также отправка кассового чека покупателям.

И. Емельянова: «mPOS-терминал на Android включает в себя весь необходимый функционал для проведения как наличных, так и безналичных операций»

Презентуя инновационный mPOS-терминал на Android, И. Емельянова сообщила, что решение работает по принципу «Все в одном»: он обеспечивает прием платежей в торговой точке, включая в себя весь необходимый функционал для проведения как наличных, так и безналичных операций. Данное устройство, подчеркнула спикер, сертифицировано всеми платежными системами.

Программное обеспечение мобильной POS-системы дает возможность создавать каталог товаров и услуг и формировать товарную корзину покупателя. Клиентам торговой точки, участвующим в программе лояльности, система позволяет предоставлять скидки и привилегии. Также можно подключить любые дополнительные опции, необходимые для продажи товаров и услуг. Работа с каталогом и личным кабинетом позволяет вести учет товара и формировать отчетность, анализировать востребованность у клиентов разных видов продукции и услуг.

По словам спикера, мобильная POS-система оснащена фискальной памятью, кассовым программным обеспечением и камерой для считывания кода товара. Время работы устройства без подзарядки составляет 20 часов, в режиме ожидания – 100 часов.

В банке полагают, что новая mPOS-система будет востребована в таких отраслях, как розничная торговля, интернет-магазины, ярмарки и торговые ряды, салоны красоты, страховые компании, агентские сети, курьерские службы и службы доставки, сервис и ремонт, а также такси.

Д. Зайцева: «Уверена, что следующий этап развития платежных технологий в России – это lifestyle, аналогичный азиатскому»

Дарья Зайцева, руководитель по развитию платежных и финансовых сервисов AliExpress в России и СНГ, в своем выступлении на тему «Альтернатива эквайрингу – азиатский путь» отметила, что, несмотря на распространенное мнение относительно отсталости России в плане развития безналичных платежей, наша страна на самом деле движется по азиатскому пути. По мнению спикера, в Китае оперативно оборудовать все магазины POS-терминалами с учетом удаленности ряда территорий было нереально, и на этом фоне зародилась собственная платежная экосистема. На сегодняшний день китайский рынок фактически поделили между собой платежные сервисы Alipay и WeChat. Сервис Alipay превысил по популярности платежи наличными и стал не просто платежным инструментом, но и полноценным lifestyle-приложением, через которое можно совершать покупки в офлайн-магазине с помощью QR-кода или в интернет-магазине, осуществлять денежные переводы, заказывать еду, брать кредит, подавать заявление на визу, вызвать такси, арендовать велосипед, т. е. делать практически все, что может пригодиться человеку в повседневной жизни. WeChat – это самый популярный мессенджер в Китае, который помимо общения позволяет с помощью интегрированного в него кошелька совершать денежные переводы и брать кредиты.

В США, несмотря на активное развитие различных финтех-стартапов, в приоритете находятся платежи картами, в то время как в России очень активно развиваются инновационные платежные сервисы, в т. ч. в мессенджерах, в социальных сетях и пр. «Я уверена, что следующий этап развития платежных технологий в России – это lifestyle, аналогичный азиатскому. Если Россия пойдет по этому пути, то все возможные сервисы будут консолидироваться в единое приложение.

plas-forum-1007

Николя Дижон  (Nicolas Dejonghe), директор по маркетингу Ingenico, представил аудитории Форума платежное решение Axium, объединившее в себе интеллектуальный POS-терминал и полнофункциональный планшетный компьютер на базе платформы Android. Новое устройство совмещает в себе как открытую экосистему Android, так и защищенную платформу Telium Tetra от Ingenico. Благодаря такому сочетанию терминал Axium объединяет в себе функцию приема всех видов платежей (карты, QR-коды, мобильные платежи, электронные кошельки и пр.) и возможность управления бизнес-процессами в торговой точке, вплоть до организации полнофункционального контрольно-кассового решения, соответствующего требованиям 54-ФЗ. При этом спикер особо отметил абсолютную безопасность использования данного устройства.

Н. Дижон: «Платежное решение Axium можно назвать революционным для отрасли»

Н. Дижон сообщил, что платформа позволяет предпринимателям загружать и использовать приложения, размещенные в открытом доступе, а также на закрытых маркетплейсах Ingenico и партнеров – разработчиков платежного программного обеспечения. «Это решение можно назвать революционным для отрасли», – заметил спикер.

Приложения объединяют функции «умного» электронного кассового аппарата и POS-терминала и связывают их с бизнес-сервисами, тогда как облачные сервисы обеспечивают надежное хранение данных для поддержания непрерывности работы бизнеса, а также удаленное управление ККМ-контентом.

Таким образом, ТСП получат в свое распоряжение гибрид защищенного по самым последним стандартам безопасности POS-терминала, ККМ и мощного универсального планшетного компьютера, поддерживающего любые Android-приложения. Это открывает для них широкие возможности в части как приема всех видов платежей, так и реализации на Axium самого разнообразного бизнес-контента, включая поддержку электронной коммерции, бизнес-аналитики потребительских данных, систем управления товарными запасами, логистики, программ лояльности всех видов и т. п.

В свою очередь банки-эквайреры благодаря этому устройству смогут получить доступ к ранее недоступным для них видам транзакционных данных держателей карт, включая состав чека, что обеспечит кредитные организации новыми возможностями бизнес-аналитики, интересными им в первую очередь уже как эмитентам карт.

6

Игорь Стуканов, региональный директор Verifone Россия и СНГ, рассказал о мировых трендах на рынке платежей и новой линейке POS-терминалов ENGAGE. По его мнению, эволюция POS-терминалов сейчас шаг в шаг повторяет сценарий эволюции мобильных устройств. Если ранее форм-фактор телефона не позволял интегрировать в него дополнительные сервисы, то теперь он превратился в полноценную персональную ИТ-систему. Единственное отличие – платежная индустрия эволюционирует быстрее, отметил И. Стуканов.

Первый важный для отрасли тренд – это переход на цифровые технологии сегмента МСБ, на который банки до сих пор не обращали внимания. На рынок дополнительных приложений выходят компании, не представленные ранее на рынке эквайринга, программные продукты которых сейчас становятся востребованными у маленьких магазинов и кафе.

И. Стуканов: «PIN-on-Glass не соответствует требованиям PCI в связи с отсутствием у смартфона физических клавиш»

Второй тренд – это «мобилизация» ритейла. С одной стороны, продажи через мобильные приложения становятся все более популярными, с другой – при помощи технологий повышается привлекательность офлайн-шопинга: POS-терминалы, согласно запросам ритейлеров, должны обеспечивать все коммуникационные возможности – идентификацию покупателя при входе, демонстрацию товарных запасов и оплату покупки).

Третий тренд – это популяризация технологии PIN-on-Glass, которая позволит покупателям во всем мире вводить ПИН при безналичной оплате покупок непосредственно на экране своих смартфонов и других коммерческих устройств. Однако технология пока не вызывает доверия у вендоров, занимающих лидирующие позиции в области платежных решений. Так, PIN-on-Glass не соответствует требованиям PCI в связи с отсутствием у смартфона физических клавиш. При переходе от HW/FW к SW/online не ясно, как обеспечить безопасность на прежнем уровне. Также для обеспечения безопасности необходим «online solution», однако его интеграция может вызвать трудности, а при наборе ПИН-кода велик риск фишинга.

Четвертый тренд – рост количества интеграций платежных и бизнес-приложений для ресторанов, гостиниц, транспорта, служб доставки и пр., при этом, отметил И. Стуканов, в новых решениях предусмотрена возможность интерактивного общения с клиентом.

В числе новых платежных методов спикер отметил оплату смартфоном, в т. ч. при помощи QR-кода и биометрических технологий. По его словам, смартфоны могут поддерживать оба варианта, но с более низким внутренним уровнем безопасности, чем у платежного терминала. Решения с QR-кодом требуют наличия камеры на платежном терминале и ограничивают фактический охват. Что касается биометрии, то технология на данном этапе представляется слишком дорогой и тяжеловесной, поэтому пилотов мало, и назвать их успешными пока нельзя.

plas-forum-402В заключение спикер рассказал о линейке интерактивных платежных устройств Verifone серии Engage на базе ОS Linux с возможностью использования функции маркетплейса, а также о семействе мобильных касс Verifone Carbon. Отдельно он отметил, что в терминалы линейки Engage встроена технология iBeacon, которая расширяет возможности ритейлера по взаимодействию с посетителями. С ее помощью владелец торговой точки может предоставлять своим клиентам персонифицированную информацию о промоакциях, собирать статистику о предпочтениях разных категорий покупателей, отслеживать их передвижение по торговой точке, фиксировать время, проведенное за выбором товара той или иной категории, и пр. Также вендору удалось решить довольно сложную, на первый взгляд, задачу – предоставить ритейлерам POS-терминал, который можно было бы использовать для проигрывания рекламного медиаконтента при сохранении высокой пропускной способности касс, предложив им решение Verifone M400 – мультимедийный терминал с графическим ускорителем.

Алексей Дегтярев, коммерческий директор, основатель и совладелец компании НЕКСТ, ознакомил аудиторию Форума с преимуществами эквайринга для банков и с решениями компании для данного направления бизнеса. По его мнению, несмотря на низкую маржинальность данного бизнеса и сложности работы с клиентами, мечтающих о нулевых тарифах, пользы от эквайринга гораздо больше, чем вреда. Например, предлагая услуги эквайринга МСБ, банк может получать от 10 тыс. дополнительных клиентов в год, которые ведут активную торговлю и настроены на долгосрочное сотрудничество (минимум 2 года и более). Кроме того, 50% таких клиентов, как правило, покупают пакет РКО или кладут депозит в банке-партнере. Как результат – банк получает возможность генерировать дополнительные доходы (по статистике, от 15 тыс. руб. в год на одного клиента МСБ), заработать себе репутацию прогрессивного и высокотехнологичного игрока на рынке, а также укреплять имидж банка через рекомендации друзей/знакомых.

А. Дегтярев: «База установленных POS-терминалов NexGo в России превысила 7 тыс. единиц»

Согласно статистике Яндекса, в поисковых запросах слово «эквайринг» с 2016 по 2018 год стало встречаться в 1,5 раза чаще. При этом на Москву и Санкт-Петербург (включая Московскую и Ленинградскую области) приходится лишь 30% всех запросов. Также следует учитывать, что по сравнению с прочими банковскими продуктами, такими как расчетный счет, банковская гарантия и депозит, потребность клиентов в эквайринге – опять-таки судя по данным поисковика – растет наиболее динамичными темпами!

Следовательно, банкам имеет смысл заниматься эквайрингом как отдельным бизнес-направлением, т. е. выстроить модель активных продаж продукта, наладить эффективный бизнес-процесс подключения клиентов к эквайрингу банка, обеспечить качественное сопровождение услуги на всех стадиях жизненного цикла, а также актуализировать экономику продукта и заставить эквайринг приносить прибыль.

В качестве примера спикер привел совместное решение для ИП от Бинбанка и компании НЕКСТ – Бин-GO, которое позволяет производить идентификацию юрлица по двум документам и без проверок службами безопасности. В комплект входят POS-терминал NexGo и две SIM-карты. Решение предполагает полностью автоматизированный бизнес-процесс подключения длительностью два рабочих дня. Для небольших компаний стоимость решения NexGo ниже, чем закупочные цены на оборудование от лидеров рынка, а качество работы и функционал ничем не хуже.

Также компания планирует интегрировать ПИН-пады NexGo с кассовым оборудованием для поддержки требований 54-ФЗ – на сегодняшний день решение с кассой Эвотор является одним из лучших на рынке по сочетанию качества и цены.

Возможны две модели подключения клиента к эквайрингу. В первом случае, если выручка клиента не превышает 5 млн руб. в год, банк предлагает ему приобрести POS-терминал самостоятельно. При этом клиент получает пониженный тариф по эквайрингу от 1,35% до 1,80%. Клиенту на выбор предлагают приобрести Ingenico, Verifone/PAX, NexGo. Если клиент выбирает NexGo, банк отправляет его в НЕКСТ для приобретения POS-терминала, и пока клиент оплачивает счет за POS-терминал, банк регистрирует его в своих системах. НЕКСТ не ждет момента регистрации, а отправляет POS-терминал клиенту с курьером – устройство загружается дистанционно на месте установки.

Во втором случае – если клиент обращается за эквайрингом непосредственно в НЕКСТ, компания предлагает клиенту различные варианты приобретения POS-терминала (включая рассрочку), заполняет с клиентом «короткую анкету», которую направляет в банк.

По словам спикера, банк и НЕКСТ привлекли в апреле 2018 года 500 клиентов МСБ. Всего за год активной работы НЕКСТ и Бинбанк привлекли более 5 тыс. предпринимателей. 50% из них приобрели РКО или разместили депозит в Бинбанке, находящемся под санацией ЦБ. Средний оборот по одному POS-терминалу составляет 130 тыс. руб. в месяц, и он растет. База установленных POS-терминалов NexGo в России превысила 7 тыс. единиц. Каждый месяц более 1200 клиентов обращаются в НЕКСТ за эквайрингом, а посещаемость страниц в интернете с декабря 2017 года по март выросла в семь раз.

plas-forum-445

Л. Смирнов: «Уровень SLA ДИИП-СЕРВИС составляет 99%, что является отличным показателем»

Завершило сессию выступление Леонида Смирнова, руководителя отдела развития ДИИП-СЕРВИС, который рассказал о современных критериях выбора эквайрерами сервисной компании. По его словам, команда ДИИП-СЕРВИС имеет пятилетний опыт установки и техобслуживания более 45 тыс. единиц POS-терминального оборудования, в рамках действующих договоров были реализованы проекты по полному обновлению парка оборудования и ПО с целью интеграции в национальную платежную систему «Мир». Спикер отметил, что компания оказывает услуги полного цикла кредитным организациям как с госучастием, так и коммерческим. В числе услуг он выделил услуги по монтажу и пуско-наладке оборудования и программного обеспечения, информационно-консультационные услуги, услуги по повышению квалификации персонала заказчика, по проектированию систем и узлов, по гарантийному и постгарантийному обслуживанию оборудования любой сложности и производителя, а также по аренде техники и оборудования.

Л. Смирнов обратил внимание аудитории на то, что уровень SLA ДИИП-СЕРВИС составляет 99%, что является отличным показателем.

Территория присутствия штатных технических специалистов компании – 9 часовых поясов, call-центр 24/7/365, действуют 120 складов с «горячей» заменой оборудования.

Штат инженеров, обладающих полной материально-технической базой, превышает 500 человек. Возможность оперативного реагирования, качество услуг и сопровождения позволяет компании работать с крупнейшими банками. Тем не менее ДИИП-СЕРВИС продолжает работать над улучшением качества и совершенствованием бизнес-процессов. Важно, добавил спикер, что компания соблюдает единые стандарты качества на всей территории присутствия – от компетенции специалистов до их внешнего вида.

В целях повышения квалификации персонала в Бекасово работает учебный центр, также пройти обучение можно на заводах-производителях специальной банковской техники.

В заключение Л. Смирнов рассказал о возможности оформления сервисной заявки через сайт и с помощью программного комплекса Service Desk (Simple Service), разработанного компанией специально для клиентов, с функцией отслеживания ее статуса. Также предусмотрена возможность оформления сервисной заявки без выхода в интернет – по email. Клиент сможет отслеживать номер сервисной заявки, ее статус, любое изменение статуса и факт ее выполнения.

7

Третья сессия – «Технологии и вызовы новой реальности. От конкуренции решениями к конкуренции сервисами, и не только» (модератор – Мария Михайлова, исполнительный директор Национальной платежной ассоциации) – открылась выступлением Марии Милашевич, консультанта Euromonitor International, которая поделилась данными исследования глобальных трендов мирового платежного рынка. Первый тренд, который наблюдается в течение последних 15 лет, – это снижение наличных платежей. При этом объем операций по платежам за товары и услуги по картам в 2017 году в России вырос на 27%, в то время как в течение предыдущих пяти лет этот кумулятивный показатель не превысил 30%. Безусловно, России еще есть куда расти в этом плане: так, в Северной Америке на душу населения приходится 13 карт, в РФ – 2 карты, расходы на душу населения по карте – 15 250 долл. и 1750 долл. соответственно ежегодно. Тем не менее платежи наличными по-прежнему занимают весомую долю в структуре платежей – в России этот показатель составляет 67%.

М. Милашевич: «к 2030 году к мобильному интернету будут подключены 99% владельцев мобильных устройств»

В целом в мире количество пользователей банковскими услугами увеличилось на 100 млн за год и достигло 69% мирового населения (3,8 млрд). Государства активно инициируют различные программы, направленные на уменьшение доли наличных платежей, что стимулирует развитие альтернативных способов оплат. Одним из последствий такого бурного развития неизбежно стал и рост мошенничества на ключевых рынках. Еще один примечательный тренд – впервые за десятилетие было отмечено замедление темпов роста карточного рынка Азии.

Также М. Милашевич рассказала о влиянии технологий на меняющиеся предпочтения потребителя. По ее словам, на сегодняшний день к интернету подключено 48% населения Земли, в Западной Европе этот показатель составляет 88%, в Восточной – 73%. Показатели подключения к мобильному интернету немного ниже – 72% и 53% соответственно. Согласно прогнозам, к 2030 году к мобильному интернету будут подключены 99% владельцев мобильных устройств.

Примечательно, что 53% населения чувствуют себя абсолютно потерянными без интернета, а 31% опрошенных потребителей предпочитают онлайн-общение живому.

Также, по словам М. Милашевич, мы сейчас наблюдаем процесс «трансформации жизни в мобильные приложения» – утро большинства людей начинается с проверки поступивших ему в сети сообщений. Также активно развивается мобильная торговля: в 2017 году доля мобильных покупок в Китае составила 76%, к 2022 году прогнозируется рост до 84%. В России этот показатель пока не очень высок: в 2017 году он составил 13%, к 2022 году может достигнуть 23%.

Однако, отметила спикер, несмотря на популяризацию мобильных приложений, активно используются только 5–6 из десятков установленных пользователями.

Еще один важный тренд – это увеличение ценности данных, которые, по сути, стали самым дорогим продуктом в мире, и рост значимости персонификации отношений с клиентом. При этом речь идет не о мессенджерах и SMS-коммуникациях и пр., а о более сложных продуктах. Так, L’Oreal выпустил технологичную расческу, которая анализирует состояние волос пользователей, отправляет эту информацию на мобильное приложение и дает рекомендации по продуктам, а команда шеф-поваров Habit от Campbell Soup Co готовит персонализированные блюда на основе индивидуальных потребностей с доставкой потребителям.

Также М. Милашевич отметила такие тренды, как возрождение модели подписки в новых форматах, глобальное развитие мобильных кошельков, перемещение туристической отрасли в онлайн, а также активизацию офлайн-ритейла с точки зрения внедрения инновационных технологий. Например, Carrefour предлагает покупателям проверять качество и происхождение продуктов питания перед покупкой при помощи решения Visual Trust, клиенты IKEA могут сделать процесс приобретения мебели более увлекательным, используя приложение IKEA Place с технологией AR, а Amazon Go дает покупателям возможность покинуть магазин без прямой оплаты товаров.

Наконец, М. Милашевич обратила внимание на еще один интересный тренд, который пока только зарождается: стали появляться приложения, которые стремятся способствовать цифровой детоксикации, помогая потребителям вернуться в «реальный» мир.

plas-forum-667

Владимир Новиков, руководитель продукта «Платежный сервис» Департамента информационных технологий города Москвы, и Оксана Смирнова-Крелль, вице-президент, руководитель информационно-технологического блока МТС Банка, рассказали о концепции развития города совместно с бизнесом по принципу Win-Win.

По словам В. Новикова, в рамках стратегии «Умный город 2030» руководство ДИТ допускает возможность привлечения коммерческих организаций для совместной реализации инфраструктурных проектов. Один из примеров – городская система видеонаблюдения. Также в декабре 2017 года функции оператора Единого платежного шлюза (ЕПШ), обеспечивающего на портале mos.ru прием платежей, в рамках открытого конкурса были переданы ПАО «МТС-Банк». При подготовке конкурсной документации учитывалась необходимость, во-первых, обеспечить экономию средств городского бюджета, во-вторых, сделать сервис удобным для граждан, в-третьих, гарантировать быстрое зачисление средств получателям платежа. Особым требованием в рамках проводимого конкурса было условие по поддержке форматов Федерального казначейства таким образом, чтобы витринам, которые пользуются ЕПШ, не приходилось проводить доработки под новые форматы (или минимизировать эти работы). Как первый результат сотрудничества с МТС Банком стала реализация сервиса оплаты начислений в один клик, который не имеет аналогов в России. По данным из единого личного кабинета пользователя на портале mos.ru сервис находит и предлагает оплатить одной кнопкой все доступные начисления, выставляемые государственными и муниципальными органами.

В. Новиков: «Первым результатом сотрудничества с МТС Банком стала реализация сервиса оплаты начислений в один клик, не имеющего аналогов в России»

В перспективе планируется расширение поиска начислений за счет коммерческих участников, а также запуск ряда новых сервисов для граждан, таких как «Автоплатежи» и «Платежный календарь» – сервис уведомления пользователей портала mos.ru о наступлении критических событий (крайние сроки уплаты штрафов, окончания срока действия водительского удостоверения и пр.).

О. Смирнова-Крелль рассказала что, помимо вышеупомянутых при реализации проекта задач, МТС Банк должен был обеспечить онлайн-обмен данными по всем выставленным начислениям, предоставить возможность пакетной оплаты начислений, доработать сервис оплаты штрафов. В качестве базы для сервиса была предложена платформа «МТС «Платеж», которая позволяет использовать различные источники платежей, выставлять счета, работать с различными поставщиками услуг. Кроме того, система оплаты может быть легко интегрирована в любой проект благодаря функции API.

О. Смирнова-Крелль: «В ближайших планах МТС Банка – разработка SDK для мобильных приложений портала, внедрение в них платежных сервисов Apple Pay и Samsung Pay и пр.»

В течение трех месяцев все платежи, доступные на портале mos.ru, были агрегированы на едином сервисе и стали доступны в личном кабинете. Также на портал mos.ru был добавлен сервис оплаты коммерческих услуг – теперь посетители портала могут оплатить множество популярных услуг (интернет-провайдеры, операторы сотовой связи, транспорт и т.д.). В ближайших планах МТС Банка – разработка SDK для мобильных приложений портала, вывод сервисов «Оплата штрафов ФССП», «Шаблоны» и «Автоплатежи» на портале mos.ru, внедрение платежных сервисов Apple Pay и Samsung Pay в мобильных приложениях и пр.

8

Александр Марченко, директор по информационным технологиям проекта «Единая городская карта Севастополя», поделился практикой создания единой городской карты, имея за плечами опыт создания и внедрения проекта «Социальной карты москвича». На первом этапе развития проекта на карте было реализовано транспортное приложение, которое позволяет оплачивать услуги общественного транспорта и внедрять систему лояльности. Также это единственная карта в России, которую принимают к оплате проезда на морском транспорте. При этом стоимость проезда по карте дешевле, чем при оплате наличными от 20 до 40%. В июне 2018 года к проекту начнут подключаться коммерческие перевозчики.

В перспективе карта будет действовать в таких сферах, как госуслуги, технологии и коммуникации, здравоохранение, социальная сфера, идентификация, образование, потребительский рынок и услуги, транспорт, велопрокат, парковки.

А. Марченко: «Единая городская карта Севастополя – инвестиционный проект. Инвестором является оператор ЕГКС»

А. Марченко сообщил, что на следующих этапах реализации проекта будут разработаны мобильное приложение, портал, обеспечен персонифицированный учет мер социальной поддержки на транспорте, на карте будет запущено банковское приложение платежной системы «Мир». Эмитировать дебетовые карты будут несколько банков.

Карты предназначены для жителей Севастополя, льготников, учащихся, для зарплатных проектов. Также в специальных тур-центрах туристы смогут приобрести единую карту Севастополя как транспортную карту, а также как предоплаченную банковскую карту.

По словам А. Марченко, Единая городская карта Севастополя – инвестиционный проект. Инвестором является оператор ЕГКС, заключивший с городом Севастополем инвестиционный контракт по итогам открытого конкурса. Также участниками проекта стали департаменты труда и соцзащиты населения, транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, Главное управление информатизации и связи, перевозчики, банки-эмитенты, операторы платежных сервисов и другие.

В числе ожидаемых результатов от внедрения карты спикер выделил повышение качества и доступности услуг, адресное предоставление мер социальной поддержки, создание сервисно-ориентированной системы учета и взаиморасчетов за предоставленные услуги, создание условий для межрегиональной интеграции транспортных услуг, обеспечение взвешенной социальной политики, возврат инвестиций и пр.

plas-forum-712

Н. Орлов: «Эвотор приглашает банки принять участие в пилотном проекте по внедрению кредитного мониторинга на данных онлайн-касс»

Николай Орлов, менеджер по финансовым продуктам команды монетизации данных компании «Эвотор», рассказал участникам Форума, как данные онлайн-касс помогут банкам увеличить доход, снизить риски и потери. История владельца бизнеса, взявшего кредит на его развитие и оказавшегося не у дел в результате форс-мажорных обстоятельств, достаточно типична для сегодняшнего дня. Однако банки-кредиторы по-прежнему слабо реагируют на изменения в платежеспособности заемщиков и начинают их разыскивать лишь после полного прекращения платежей в уплату долга. Между тем из данных, которые мог бы представить «Эвотор», банк бы увидел, что у клиента в течение длительного периода прекратились карточные транзакции, выручка упала на 50%, а часть товаров полностью перестала продаваться. Возможна и обратная ситуация: банк может не одобрить запрошенный кредитный лимит успешному предпринимателю только потому, что он не видит его наличный оборот и данные по чужому эквайрингу. Для решения этих проблем «Эвотор» приглашает банки принять участие в пилотном проекте по внедрению кредитного мониторинга на данных онлайн-касс и данных для расчета кредитного лимита.

Выступление Лилии Мустафиной, директора по продажам РОЗАН ФАЙНЭНС, было посвящено эволюции денег – «от первой чеканки до криптовалют». Примечательно, что первоначальным эталоном служила пища: так, в Восточной Азии жалованье и налоги уплачивались рисом, на американском континенте деньгами служили какао-бобы, а в Китае в качестве платежного инструмента использовались спрессованные в форме брусков листья чая. Также, помимо пищи, на раннем этапе развития человечества в ходу были ценные меха, раковины, птичьи перья. Первые металлические предшественники денег появились во втором тысячелетии до н. э.: в Египте деньги появились в форме золотых колец – своего рода прототип современных PayRing, а в Древнем Китае, помимо украшений с платежной функцией, были распространены деньги-ножи «тао». Первая монета в привычном нам виде была выпущена в Лидийском государстве (ныне часть Турции) в 600 г. до н.э., а самой первой известной монетой с указанием даты выпуска является тетрадрахма Александра Македонского.

Л. Мустафина: «Уникальность продуктов «РОЗАН ФАЙНЭНС» – в умении сочетать достижения прогресса и традиций прошлого, что позволило вернуть деньгам их нематериальную ценность»

Не обошла вниманием спикер и монеты, по своим параметрам претендующие на попадание в Книгу рекордов Гиннесса. Например, польский дукат 1621 года известен как одна из самых больших золотых монет в Европе – ее вес составлял 282,08 г, диаметр – 69 мм, а самый большой номинал монеты – 1 млрд марок, выпущенный в Германии в 1923 году. Существуют монеты, напоминающие о важных событиях, такие как «мирная монета» – монета с выражением надежды на мир или в честь заключения мира, например, монета Священной Римской империи на заключение мира в 30-летней войне, или «автомобильный доллар» – китайская монета, выпущенная в 1928 году в честь открытия первой автомобильной дороги в провинции Квейчоу.

Не менее интересную эволюцию претерпели и банкноты: первоначально они появились в Китае в VIII веке. Первым форматом бумажных денег были расписки, выпускаемые под заложенные ценности или как свидетельства об уплате налогов. В разные периоды времени банкноты изготавливались из шелка (в Китае), из тюленьей кожи (Аляска и Канада). В настоящее время в процессе их производства используется материал, состоящий из хлопка и льна (75/25%).

plas-forum-548По словам спикера, годом зарождения концепции электронных денег можно считать 1871 год, когда была проведена первая электронная транзакция через телеграмму. А в 1950 году бизнесмену Фрэнку Макнамара пришла в голову идея основать Diners Club – клуб завсегдатаев ресторанов, который стал эмитентом первой в истории кредитной карты Diners Club Card. В 2004 году была внедрена технология бесконтактных платежей, в 2010-м – осуществлена первая покупка реального товара за биткоины, в 2014 году мир познакомился с технологией Apple Pay, а в 2016 году финансовая индустрия всерьез заинтересовалась технологией блокчейн: сейчас в мире насчитывается около 35 проектов, исследующих ее возможности.

Компания «РОЗАН ФАЙНЭНС» продолжает развитие в области нестандартных решений, стремясь преобразить деньги, не утратив при этом их сути. По словам Л. Мустафиной, уникальность продуктов компании заключается в умении сочетать достижения прогресса и традиций прошлого, что позволило вернуть деньгам их нематериальную ценность. Карты и wearables производства «РОЗАН ФАЙНЭНС» представляют собой премиум-продукты, совмещающие в себе традиционные представления человека о деньгах и новейшие достижения в области ИТ-технологий.

9

Как банкам сохранить клиента и увеличить свой доход? Используя технологии мгновенной эмиссии – полагает Леонидас Кукутас, директор по продажам в Европе и СНГ компании Matica. Клиент приходит в банк, подает заявку на карту и моментально получает ее. Карта при этом может быть как платежной, так и лояльности, либо идентификационной и пр. Получив одобрение, клиент на месте выбирает ПИН-код, его данные переносятся в базу одной из международных платежной систем и далее, после подтверждения заявки МПС, карта печатается на месте. Преимущества для клиента заключаются в возможности совершать покупки сразу после посещения банка, ему больше не приходится ждать выпуска карты в течение 7–10 дней. Банку мгновенная эмиссия позволяет экономить средства на доставку карты, распечатку ПИН-кода, эмбоссинг и пр.

По словам спикера, исследования подтвердили востребованность сервиса, опрошенные клиенты отмечали более высокий уровень удовлетворенности клиентов от услуг финансовых институтов, а также большую уверенность в надежности продукта.

Л. Кукутас: «Проведенные исследования подтвердили востребованность сервиса мгновенной эмиссии карт»

Для мгновенного выпуска карт Matica предлагает использовать предварительно укомплектованные настольные системы для мгновенного выпуска карт серии S3000. Например, принтер для прямой печати дебетовых карт S3100, который обеспечивает профессиональную персонализацию карт посредством цветной сублимационной и термотрансфертной печати, гибких возможностей программирования чипов в контактном и бесконтактном режиме. Запись персонализационной информации на дорожки магнитной ленты осуществляется согласно требованиям ISO. Принтеры S3200/S3200HD сочетают в себе ретрансфертную технологию со специальными функциями, обусловленными стандартами Visa/Mastercard касательно децентрализованного выпуска кредитных и дебетовых карт. Принтер способен производить EMV-соответствующую магнитную полосу, контактный чип и бесконтактные RFID-карты. Принтеры S3400 и S3500 обеспечивают мгновенное высококачественное эмбоссирование и выдачу кредитных, дебетовых и дисконтных карт. Возможность термопечати позволяет банкам добавлять на карту нужные им изображения. Кроме того, S3400 включает в себя ‘Matica Security Pack’ (пакет безопасности) для финансового выпуска, который представляет собой комплексный набор функций безопасности, направленный на выполнение конкретных требований для финансовой персонализации карт. Наконец, решение класса OEM Self-Service Embosser – карточный принтер для терминалов K3, представляет собой бескорпусный модуль для гибкой интеграции в аппараты самообслуживания.

plas-forum-592Также спикер подчеркнул, что все оборудование компании полностью соответствует требованиям Visa и Mastercard и поддерживается в дистрибьюторских центрах, которых в мире насчитывается более 200.

Завершился первый день Форума выступлением Артема Герасимова, генерального директора и основателя Oz Forensics, который рассказал, каким образом можно вычислить мошенников при удаленной верификации клиентов на примере опыта казахстанского цифрового банка Altyn-i.

А. Герасимов: «Технологической особенностью работы банка с клиентами является формат видеоинтервью, которые в Казахстане не запрещены»

Задача заключалась в следующем. Среднее время рассмотрения заявки банком составляло 7 минут, столько же требовалось на ее регистрацию. При этом около 10% клиентов «отваливались» в серую зону, т. е. требовали дополнительной регистрации. Технологической особенностью работы банка с клиентами является формат видеоинтервью, которые в Казахстане не запрещены. Перед банком была поставлена задача уменьшить процесс отказа и времени работы на одного клиента путем совершенствования систем верификации данных клиента. Для ее решения была выбрана платформа Oz Forensiсs, с помощью которой банк может проводить как анализ документа на наличие цифровой подделки и проверки валидности документа, так и верификацию клиента путем сверки лица с фото на документе в видеопотоке и проверки по черному списку. Оказалось, что мошенника, пытающегося получить кредит на чужое имя, можно выявить за 30 секунд! В результате внедрения решения среднее время рассмотрения и регистрации заявки сократилось до 5 минут, а количество «сомнительных» клиентов – до 3%. В целом время работы с клиентом уменьшилось на 30%, точность верификации достигла 97%. Таким образом, банк смог позволить себе увеличить лимиты по кредитным картам в 3 раза, суммы займа – в 2 раза. Рост количества займов и кредитных карт при этом вырос на 30%.

Команда ПЛАС-Форума благодарит всех участников, делегатов, стендистов, спонсоров и партнеров за активное участие в мероприятии! Выступления второго дня Конференции и подробный репортаж с выставочной части Форума мы опубликуем в ближайшее время.

Напоминаем, что юбилейный 10-й Международный ПЛАС-Форум «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи» состоится в Москве 29 – 30 мая 2019 года.

Приглашаем спикеров и вендоров к участию!

Также Вы можете сообщить нам о своем решении, написав по адресу: konstantin@plusworld.ru  или позвонив по телефону: +7 925 005 40 05 (зам. председателя Оргкомитета Константин Гризов).

Зарегистрироваться в качестве делегата мероприятия вы можете здесь. Спешите, количество мест ограничено!

Следите за новостями ПЛАС-Форума в Facebook и Twitter!

Официальный хэштег Форума #ecomforum

Е-ком Презентация РУС