13.02.2018, 14:00
Количество просмотров 493

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый

Международный ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2017» вновь подтвердил статус одного из самых ожидаемых событий в индустрии.
Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый

Октябрьский Форум 2017 собрал в стенах КВЦ «Сокольники» рекордные 1,4 тыс. делегатов. Среди них – признанные эксперты российского и зарубежного рынка, представители банков, регуляторов, вендоры, представители крупнейших торговых сетей, профильных министерств и ведомств, правоохранительных органов и т. п.

В ходе рабочей программы конференции Форума перед делегатами выступили 57 спикеров, 71 российская и зарубежная компания представила свои продукты и решения на проходящей параллельно самой представительной в индустрии выставке.

По оценкам самих участников мероприятия, Форум 2017 года стал одним из наиболее интересных в плане персоналий, выступивших на нем с докладами и презентациями.

Программа конференции ПЛАС-Форума была разбита на 8 тематических сессий, каждая из которых посвящена тому или иному ключевому тренду отрасли. В первый день работы конференции две специализированные сессии – «Управление оборотом наличных. Новый взгляд на cash-менеджмент» и «Опыт внедрения автоматизации в обслуживании денежных средств в ритейле» – шли в параллельных залах, собрав максимальную аудиторию.

Также в первый день работы конференции ПЛАС-Форума участники обсудили такие темы, как «Наличное денежное обращение. Состояние. Тенденции. Прогнозы», «Банковское отделение в процессе трансформации» и «Перспективные технологические

решения и концепции».

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.1

Первую сессию Форума «Наличное денежное обращение. Состояние. Тенденции. Прогнозы» открыл Георгий Корнилов (при нажатии на имя откроется видеозапись выступления, далее – Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.2 ), директор Научно-исследовательского института – филиала Гознак. В приветственном слове к участникам Форума он подчеркнул: «Мы все стремимся к тому, чтобы сделать платежи эффективнее и комфортнее. Чем меньше люди будут задумываться о том, как производить платежи, тем лучше будет выполнена наша работа».

В ходе своего выступления «Банкнота в современном платежном ландшафте: вызовы и перспективы» Г. Корнилов рассказал о современном состоянии банкнот и их взаимоотношении с цифровыми платежами. По его словам, «в современных условиях банкноты являются далеко не первым способом оплаты – это уже наша действительность. Сначала клиенты, например кафе, пробуют расплатиться картой, если не получается, то телефоном, и только потом вспоминают про купюры».

На начало 2017 года в обращении в России зафиксировано около 6 млрд экземпляров банкнот. На протяжении последних нескольких лет их количество сократилось на 100–150 млн экземпляров (снижение на 1,6–2,4%). При этом денежная сумма в общем объеме банкнот растет, но не за счет роста количества купюр, а за счет того, что потребители стали использовать более высокие номиналы. Таким образом, известное наблюдение, что в кризисных ситуациях наличные используются населением более активно, в данном случае не нашло подтверждения.

Считается, что доля безналичных платежей в России к концу 2017 года достигнет 35%, что свидетельствует об активном развитии, в том числе, электронных платежей в нашей стране. В то же время наблюдаемое сейчас количество банкнот в обращении, по прогнозам Г. Корнилова, в обозримой перспективе останется на прежнем уровне.

В странах Европы ситуация выглядит иначе. Так, количество купюр с 2002 по 2017 год увеличилось с 8 млрд до 20 млрд единиц (рост на 150%). И даже тот факт, что евро в некоторой степени играет роль резервной валюты, отнюдь не является, по мнению спикера, исчерпывающим объяснением данной устойчивой тенденции. Какое количество банкнот является достаточным для современной экономки? Однозначного ответа, по мнению Г. Корнилова, не существует.

Так, больше всего банкнот на человека приходится в Японии – 125 купюр, несмотря на высокий уровень развития цифровых платежей в этой стране. Меньше всего в Турции и Швеции – 23 банкноты и 29 банкнот на человека соответственно. В России этот показатель составляет 42 банкноты на жителя страны, что, как можно убедиться, сравнительно немного.

Как отметил директор НИИ – филиала Гознак, тот факт, что клиенты предпочитают использовать безналичные платежи, далеко не случаен. Последние 19 лет ознаменовались колоссальными изменения в технологиях и повседневной жизни, включая повсеместное распространение смартфонов, интернет-шопинга, появления таких сервисов, как UBER и т. д. В результате безналичные платежи ушли далеко вперед, в то время как принципиальные изменения в банкнотах с 1998 года крайне незначительны. По мнению Г. Корнилова, выпуск новой банкноты не вызывает сегодня волны интереса в обществе, в отличие от запуска новых платежных технологий, например, новой платежной системы Австралии, которая должна заработать в 2018 году, или платформы электронных денег Уругвая (ее планируется создать также до конца 2018-го).

«Современные банкноты успешно решают свои задачи – безопасно передают стоимость, однако они не могут полноценно обслуживать современные бизнес-модели – в первую очередь дистанционные платежи», – подчеркнул Г. Корнилов. На этом фоне он обозначил новые требования к банкнотам, которые необходимы для того, чтобы купюры оставались востребованными в современных условиях развития платежной сферы. Среди них:

• публичные защитные признаки;

• долговечность;

• машиночитаемость;

• онлайн-верификация;

• проверка при помощи мобильных устройств;

• стабильное качество (единообразие);

• система защиты от кражи;

• отслеживаемость;

• генерация данных.

По словам спикера, для повышения защиты и оптимизации обращения банкнот Гознак предлагает несколько решений. В частности, это использование грязестойких субстратов, повышающих долговечность банкнот и обеспечивающих необходимое качество банкнот в обращении; разработка новых публичных и машиночитаемых признаков; система поэкземплярной сортировки для обеспечения качества; передача данных о серийных номерах производимых банкнот; использование укрупненной упаковки для монет для удобства транспортировки и обработки; разработка и вывод на рынок мобильных приложений по определению подлинности (уже реализовано. – Ред.).

«Будущие банкноты будут более технологичными, поддерживающими системы автоматической идентификации и обработки. Современные технологии позволяют существенно улучшить эксплуатационные характеристики банкнот, делая их более устойчивыми к загрязнению и технологичными для обработки. Технологии считывания и распознавания серийных номеров на различных этапах НДО могут дать Центральному банку новые данные о банкнотах в обращении», – резюмировал Г. Корнилов.

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.3 Станислав Кузнецов, заместитель председателя правления Сбербанка России, начал свое выступление с обращения к участникам мероприятия, в котором отметил, что «ПЛАС-Форум стал нашей общей площадкой и дорос до выхода на новый уровень дискуссий и поиска решений благодаря своему большому потенциалу».

Ключевой темой его доклада стала идея создания в России бесшовной экосистемы денежного обращения для всех участников рынка, включая банки и их клиентов – торгово-сервисные предприятия, как крупные, так и СМБ. По словам С. Кузнецова, «мы пришли к выводу, что огромную часть бизнес-процессов участников ритейла занимает работа с наличными, причем чем меньше бизнес, тем больше доля расходов на этом направлении. Например, в малом бизнесе этот показатель доходит до 30%». На этом фоне Сбербанк предложил реализовать совместными усилиями участников рынка бесшовный эффективный механизм на базе маркетплейса с объединением всех процессов управления денежным обращением – как наличным, так и безналичным.

Основная идея маркетплейса заключается в создании общей экосистемы обеспечения наличного денежного обращения. Сбербанк намерен построить модель мультиB2B, аналогов которой в мире еще не существует. Данная модель маркетплейса позволяет клиенту сконструировать пакетное решение «под ключ» из нескольких услуг от разных поставщиков по оптимальной цене и с необходимым функционалом.

В случае с рынком НДО потенциальными участниками маркетплейса являются поставщики услуг в следующих сегментах: логистика, инкассация, перевозка грузов, аренда спецавтотранспорта, устройства самообслуживания, охранная сигнализация, POS-терминалы, кассовая отчетность, подбор и обучение персонала, видеомониторинг объектов, кассовые аппараты, оборудование для работы с наличными, физическая охрана объектов, сопровождение и охрана грузов, мониторинг спецавтотранспорта, расходные материалы для кассы.

Такой маркетплейс также не будет ограничивать конкуренцию между участниками, наоборот, он должен способствовать формированию справедливой рыночной цены на основе открытой конкуренции. При этом он гарантирует развитие собственного бренда. Более того, размер компаний не может являться ограничением для участия на платформе – как для поставщиков, так и для клиентов.

Что касается контроля качества товаров и услуг, то маркетплейс обеспечит независимую службу контроля качества, отбор надежных поставщиков, а также работу с обращениями и отзывами клиентов. Также маркетплейс предоставит дополнительные возможности: юридический консалтинг, биржу персонала и обзоры рынка. В результате у ритейла будет оставаться гораздо больше ресурсов для осуществления и развития своей профильной деятельности.

По словам спикера, в самое ближайшее время в Сбербанке будет создана соответствующая лаборатория, а уже 26 октября 2017 года С. Кузнецов пригласил представителей всех заинтересованных структур собраться и обсудить данную инициативу в рамках Центра управления денежным обращением Сбербанка России. (Отметим, что спустя три недели после анонса, Сбербанк собрал на коворкинг-сессии потенциальных участников и клиентов будущего маркетплейса, для того, чтобы обсудить его создание и работу. – Ред.).

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.4 Владимир Демиденко, начальник Управления автоматизации и механизации технологических процессов наличного денежного обращения Департамента наличного денежного обращения Банка России, посвятил свое выступление таким актуальным вопросам, как повышение эффективности процессов НДО и роль регулятора в этом направлении. Особое внимание он уделили задачам адаптации оборудования к вводу в обращение новых российских банкнот номиналом 200 и 2000 рублей, подробно объяснил, как организована работа со стороны Банка России, какие работы были выполнены и что еще предстоит сделать как регулятору, так и поставщикам, производителям и эксплуатантам оборудования, и в какие сроки.

В. Демиденко рассказал также о проекте отраслевого стандарта «Счетно-сортировальные машины. Интерфейсы взаимодействия с внешними системами», основной задачей которого является разработка рекомендаций по взаимодействию ССМ с внешними системами, включая банковские инфосистемы, роботизированные системы загрузки/выгрузки банкнот и системами контроля и видеоаналитики. По его словам, очень полезно было бы обобщить опыт работы ССМ с данными системами. Как отметил в завершение своего выступления начальник Управления автоматизации и механизации технологических процессов наличного денежного обращения Банка России, данный проект получил поддержку Ассоциации НДО, в рамках которой уже создается рабочая группа, и он предложил присоединяться к ней всем заинтересованным участникам рынка.

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.5

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.6 Ольга Хамазюк, заместитель руководителя департамента операционной поддержки бизнеса банка ВТБ, рассказала о текущих задачах, стоящих перед Группой ВТБ, напомнив, что с 1 января 2018 года ВТБ и ВТБ24 будут единым банком. В 2019 году сеть самообслуживания объединенного банка составит 15 тыс. устройств по всей России, а сеть устройств для бескомиссионного снятия/внесения наличных – более 20 тыс. устрйоств. «Рост оборота налично-денежного обращения будет продолжаться», - отметила О. Хамазюк. С данными показателями ВТБ займет второе место в России и четвертое в мире по количеству устройств самообслуживания. Ключевыми задачами объединенного банка являются: перевод всех клиентов в дистанционные каналы наряду с сохранением текущих сервисов, рост транзакционной активности (включая увеличение транзакций в устройствах самообслуживания) и оптимизация расходов.

Оптимизировать расходы предполагается за счет автоматизации бизнес-процессов, сокращения затрат на налично-денежное обращение, а также повышения доли аутсорсинга кассового обслуживания. Как отметила О. Хамазюк, несмотря на то, что стоимость аутсорсинговых услуг пока достаточно высока, «у нас есть бизнес, которым мы готовы поделиться». В частности, она упомянула уже запущенный пилот с РОСИНКАС и уточнила, что данная технология будет тиражироваться на объединенный банк.

«Забота о клиентах стала центральной темой выступления Елены Чигиринской, начальника управления сопровождения каналов обслуживания ВТБ. Она рассказала, что в 2016-17 годах банком был реализован комплекс программ, повышающий удобство взаимодействия клиента с финансовым институтом. В частности, ВТБ внедрил Usability-сценарий, унифицировал дизайн каналов дистанционного обслуживания, сократил количество «шагов», совершаемых клиентами при проведении наиболее востребованных операций. Кроме того, банк облегчил восприятие названий ряда сервисов в сети устройств самообслуживания».

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.7 Виктор Ионов, эксперт-консультант по банковским технологиям, партнер компании Currency Research (США), член Международной ассоциации IACA (The International Association of Currency Affairs), в своем выступлении остановился на роли наличных денег в условиях «диджитализации» мировой экономики. Он коснулся деятельности компании в организации обмена передовым опытом взаимодействия центральных, коммерческих банков, инкассаторских и CIT-компаний, крупного и среднего ритейла с целью повышения эффективности и снижения издержек в цикле наличного денежного оборота. Особое внимание выступающий обратил на обеспечение «баланса экономики реальной и экономики спекулятивной, связанной с деривативами». По мнению В. Ионова, развитие экономики и социальной сферы невозможно без совершенствования процессов НДО, поскольку для надежного и устойчивого развития страны в достаточной степени должны быть обеспечены наличными деньгами как население, так и торгово-сервисные предприятия, включая МСБ. Несомненно, активно развиваться должны все виды платежей, исходя из их удобства для потребителей. Однако необходимая наличная денежная масса для нормального функционирования экономики в различных регионах, как в обычных условиях, так и на случай различного рода катаклизмов и техногенных аварий, последствий кибервойн и т. п. – должна быть и у ритейла, и у банков, что гарантирует поддержание стабильности экономики и жизнеобеспечения государства. Поэтому необходимо более тесное взаимодействие регулятора и коммерческих банков с ритейлом с целью оптимизации НДО.

Среди ключевых тенденций В. Ионов отметил все более широкое делегирование задач НДО со стороны центральных банков коммерческим структурам во всем мире, а также совершенствование крупными центробанками своей инфраструктуры с целью оптимизации оборота денежной наличности, в том числе путем аутсорсинга, рециркуляции наличности, автоматизации ее обработки на всех этапах оборота, включая роботизацию. Как заявил спикер в заключение своего выступления, необходимо активно использовать все возможности цифровой экономики, но при этом, учитывая международный опыт, постоянно развивать НДО с учетом существующих реалий и сложной геополитической обстановки.

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.8 Кирилл Смирнов, руководитель направления исследований цифровой экономики Аналитического Центра НАФИ, привел данные исследования оборота наличности в безналичных экономиках стран мира. По его словам, практически во всех странах мира наличные деньги находятся на первом месте, обгоняя отдельно взятые дебетовые и кредитные карты. В среднем в мире доля оборота наличности составляет 50%. В самой развитой «цифровой» стране – Канаде – этот показатель равен 30%. Наибольшая доля оборота наличности зафиксирована в Германии – 80%. Центробанк Швеции недавно заявил о том, что нацелен не на развитие цифровых платежей и сокращение наличности, а в первую очередь на эффективность и удобство расчетных процессов. И если потребителям нужны наличные деньги, то, значит, нужно снижать расходы на их обращение.

По данным исследования НАФИ, до 90% респондентов в передовых странах цифровой экономики оказались не готовы «навсегда и полностью» отказаться от наличности.

В России наличные деньги необходимы 70% населения, это 108 млн человек. Преимущественно к ним относятся люди старшего поколения, жители малых городов и отдаленных регионов. При этом Юг России является самой консервативной частью страны по отношению к наличности.

«Если с 2015 г. НАФИ наблюдал сокращение наличных расчетов и рост безналичных платежей, то в 2017 г. сокращение наличности замедлилось. Рано или поздно в России наступит предел снижения наличности, и этот порог будет выше, чем в странах с развитой цифровой экономикой», – резюмировал К. Смирнов.

Оживленной дискуссией среди экспертов и аудитории была отмечена специализированная сессия «Управление оборотом наличных. Новый взгляд на cash-менеджмент», прошедшая, как уже отмечалось, в отдельном зале. Основной акцент ее участниками был сделан на вопросах практического применения технологии cash-ресайклинга.

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.9 Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.10 Сэмуэл Блэквелл (Samuel Blackwell), аналитик исследовательско-аналитической компании Retail Banking Research (RBR London), выступил с докладом «Cash-ресайклинг и оптимизация обработки наличности». Он рассмотрел такие темы, как эволюция функционала банкоматов за последние годы, напомнив, что в 2017 году исполнилось 50 лет первому в мире банкомату. При этом с 1967 по 2017 год эти устройства устанавливались на всех континентах мира – два ATM установлены даже в Антарктике, а глобальный рост инсталляционной базы в 2016 составил 3%.

Особое внимание спикер уделил анализу того, как поведение клиентов влияет на развитие технологий автоматизации наличных операций, а также как использование ресайклинга способствует оптимизации процессов в каналах самообслуживания и банковских отделениях. В подтверждение своих выводов спикер привел показатели использования ресайклинга в мире и сделал прогнозы на будущее.

Так, по расчетам аналитиков компании RBR, доля ресайклеров от общего числа банкоматов в мире увеличится к 2020 году до 30%. По данным недавнего исследования RBR, в России в настоящее время почти 40% всех установленных банкоматов являются cash-in/cash-out устройствами, однако только 10% из числа последних приходится на ресайклеры.

Доля таких устройств будет продолжать увеличиваться на фоне наблюдаемого на российском рынке снижения средней закупочной цены ресайклеров – к настоящему времени данные решения в стране предлагают пять производителей. Так, разница в стоимости банкомата с технологией ресайклинга и многофункционального ATM уже значительно сократилась. Между тем, отметил спикер, именно ресайклеры позволяют банкам значительно оптимизировать затраты за счет сокращения числа инкассаций и минимизации отвлеченных средств.

Несмотря на некоторое сокращение общего числа банкоматов в стране за последние три года – что, по словам С. Блэквелла, вполне можно назвать коррекцией после бурного роста, – Россия по-прежнему лидирует среди стран БРИКС по такому важному показателю, как количество банкоматов на 1 млн населения. При этом за последние 5 лет (2012–2016 гг.) активность использования банкоматов в стране выросла на 16%. Следует учесть, что 15–20% парка банкоматов в РФ установлено в рамках зарплатных проектов, доступ к таким устройствам ограничен. Банкоматы, расположенные при входе в отделения банков, демонстрируют гораздо более высокий средний уровень использования и часто доступны клиентам после закрытия.

Характерно, что при этом темпы роста количества транзакций внесения наличных опережают увеличение количества операций снятия денег. Несмотря на предсказанную еще 15–20 лет назад безналичную революцию, объем снятий наличных в мире также продолжает расти. Например, в 2016 году в Латинской Америке рост этого показателя составил 13,3%.

В свою очередь, в США хороший уровень доходности банкоматов даже при небольших оборотах обеспечивается за счет surcharge-комиссий – дополнительного сбора, взимаемого с держателя платежной карты за проведенную транзакцию.

В Японии же, по словам С. Блэквелла, сложилась особая культура использования наличных: потребитель в начале дня перед шопингом снимает нужную сумму с карты, а в конце дня возвращает оставшиеся наличные на текущий счет, часто через тот же банкомат, через который ранее снимал деньги.

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.11По словам Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.12 Фабрицио Минео, председателя совета директоров компании Sikelia Service, с 1990-х годов банки начали видеть банкоматный бизнес весьма доходным направлением, при этом были найдены принципы, когда и где выгодно устанавливать банкоматы. Начал расти рынок уличных банкоматов, а также устройств, устанавливаемых в отделениях. Одновременно банки искали новые решения в области cash-менеджмента, чтобы сделать банкоматный бизнес выгодным и безопасным.

Спикер рассмотрел традиционный процесс управления наличными и основные факторы, которыми банки руководствуются в его рамках, включая требования ЦБ, международные требования, политику безопасности, страховые договоры и договоры на инкассацию и т. п. При этом он выделил особую роль, которую играет сотрудничество банков с ритейлерами в рамках технологий самоинкассации и внедрения различного рода инноваций, позволяющих оптимизировать процессы cash-менеджмента.

По словам Ф. Минео, в 2016 году его компания провела опрос банков с целью выявить их пожелания в отношении оптимальной системы cash-менеджмента. В ходе опроса были получены следующие предпочтения:

• инновационное решение на платформе искусственного интеллекта;

• интеграция с ИТ-системой банка;

• данные о банкнотах и номиналах предоставляются в режиме реального времени;

• эффективное информирование сотрудников, вовлеченных в процесс.

Также многие банки выразили желание продолжать взятый курс на оптимизацию расходов на НДО.

С учетом данных пожеланий было разработано первое в мире решение для cash-менеджмента на базе искусственного интеллекта. Всю необходимую информацию система ROY направляет лицу, принимающему решение, на любое удобное ему коммуникационное устройство, будь то планшет, смартфон или ноутбук. Ф. Минео подчеркнул, что продукт соответствует всем современным потребностям банков в cash-менеджменте, выявленным в ходе проведенного компанией исследования. В четвертом квартале 2017 года планировалось выпустить новую версию с чат-ботом, поддержкой полноценного диалога и т. п. В настоящее время компания Sikelia Service ищет в России партнеров и дистрибьюторов, а также банки, заинтересованные в апробировании новой модели cash-менеджмента.

В специализированной сессии также приняли участие Алексей Пономаренко, старший управляющий директор, директор центра управления наличным денежным обращением Сбербанка Кирилл Хомяков, директор по продажам, Россия и СНГ Fiserv International, Анатолий Борисевич, заместитель председателя правления, БПС-Сбербанк; председатель наблюдательного Совета ЗАО Небанковская кредитно-финансовая организация «ИНКАСС.ЭКСПЕРТ», Ольга Хамазюк, заместитель операционного директора, ВТБ24, и ряд других экспертов.

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.13

Вторая сессия первого дня октябрьского ПЛАС-Форума была посвящена вопросам трансформации банковского отделения. Свое выступление Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.14 Сергей Дощенко, заместитель директора по консалтингу Gartner, посвятил проблематике «Будущего цифрового мира и цифровым финансовым технологиям и услугам». По его словам, в настоящее время человечество находится примерно на середине пути к становлению цифровой экономики, в так называемой эпохе «цифрового маркетинга», где для банков одним из главных вопросов является мультиканальность. Все современные мультимедийные каналы банки используют для более эффективной коммуникации с клиентом и предоставления более таргетированных и необходимых сервисов. В перспективе придет время цифрового бизнеса, который станет автономным, а с 2030 года на авансцену выйдет цифровая экономика, которую Gartner считает более правильным называть «программируемой экономикой». В данный момент развитие мира определяют следующие технологии: мобильные, социальные, облачные, а также диджитализация, причем всех сфер общества. При этом связующими стали интернет-технологии: платформа коммуникаций и бизнесов, информации, персональный мобильный интернет, интернет продавцов и покупателей, а также интернет денег в виде платежных технологий.

В ближайшие 10 лет сработают серьезные эксперименты с цифровым бизнесом. Согласно прогнозам Gartner, лидерами банковского сектора в 2030 году станут Сбербанк, Тинькофф, Русский Стандарт и Альфа-Банк. Также аналитики компании предсказывают, что доминирующими структурами на рынке станут платформа, экосистема и маркетплейс. Сейчас происходит переход от универсальных платежных инструментов к пользовательским сценариям. Говоря о перспективах 2030 года и последующих лет, Gartner прогнозирует, что у традиционного розничного online и offline банковского бизнеса нет будущего.

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.15 Мария Скалкина, эксперт в области индустриальных и потребительских трендов, сооснователь и управляющий партнер компании THI/The Hinge IDEAS, представила исследование, посвященное возможным сценариям трансформации банковских услуг. Одним из вариантов эксперт назвала отделения без персонала, которые обходятся в 4 раза дешевле традиционных. Пользователи банкоматов могут в ближайшем будущем получать доступ с помощью непосредственно биометрических данных. В сфере наличного обращения наблюдается тенденция движения от отказа от наличных к оплате наличными безналичных операций. На рынке P2P в центре внимания будет повышение уровня безопасности, а на смену разделению банков и маркетплейсов придет их альянс в виде банковских маркетплейсов. Согласно данным, представленным экспертом, 30% банков могут сократить свои расходы на треть благодаря диджитализации. Каждый третий банкир считает, что принимать платформенную бизнес-модель очень важно, равно как задействовать экосистемы с цифровыми партнерами. 76% представителей банков считают, что в ближайшие три года будут использовать интерфейсы на основе искусственного интеллекта в качестве основного способа взаимодействия с клиентами. 92% инвестируют в блокчейн-технологии. 62% инвестируют в программное обеспечение для финансовых сервисов. 82% потребителей считают биометрическую идентификацию более надежной, чем пароли для мобильного банкинга и платежных операций.

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.16 Юрий Божор, начальник отдела методологии и анализа рисков финансовой доступности Банка России, посвятил свое выступление вопросам доступности финансовых сервисов для людей с ограниченными возможностями. По разным оценкам, таких людей от 30 до 40 млн человек. Из них 12,7 млн официально признаны инвалидами. Остальные принадлежат к категориям пожилых, маломобильных граждан и с временной нетрудоспособностью. Собственно людей, которым инвалидность серьезно ограничивает функции и которые реально испытывают трудности при обращении в финансовые организации, – около 2 млн человек. Банк России видит свою роль в обеспечении равного доступа финансовых услуг для всех граждан, включая людей с инвалидностью, пожилых и маломобильные группы населения. Основными барьерами эксперт назвал физическую доступность; интерфейс, когда речь идет об удобстве получения различных услуг, предоставляемых с помощью специального оборудования; отношение персонала финансовых организаций, грамотность самих потребителей услуг и сервисов, а также стоимость.

Эксперт отметил, что банки, активно работающие в плане создания безбарьерной среды, наблюдали значительный рост конверсии и расширения клиентской базы за счет людей с ограниченным доступом. Установлено, что непродуманное использование современных технологий не снимает, а, наоборот, создает барьеры для клиентов. Наиболее проблематичным эксперты считают устройство интерфейса, в том числе приложений, которые зачастую нуждаются в адаптации для совместного использования с программами аудиоподдержки слабовидящих, режиме отображения и возможностью авторизации с учетом ограниченных возможностей потенциальных клиентов. В странах Америки и Европы адаптация банковских устройств для пользования людьми с ограниченными возможностями является обязательной и прописана в требованиях к производителю. Рекомендациям Банка России по поводу создания безбарьерной среды уже последовал ряд крупнейших банков страны.

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.17

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.18 Мустафа Дереджи, менеджер Kuveyt Turk Participation Bank, выступил с докладом на тему выхода новых решений на рынок банковского обслуживания и перехода от использования банкоматов к микроотделениям. В частности, решение, анонсированное банком в рамках ПЛАС-Форума, представляет собой помещение, где отсутствует персонал, а платежные терминалы, расположенные внутри, могут оказывать до 95% банковских услуг. При возникновении вопросов у клиентов терминалы имеют видеосвязь с сотрудниками банка. По словам Мустафы Дереджи, перед разработчиками стояла задача добиться, чтобы посетители банка использовали отделения не только для стандартных операций – снятия и внесения наличных, но и для получения многочисленных банковских сервисов: открытия сберегательных счетов, покупки банковских продуктов и так далее.

По словам представителя банка, установка XTM-отделений требует гораздо меньше времени и денежных средств, а минимальная площадь, на которой может быть расположен офис, составляет 24 квадратных метра. В настоящее время Kuveyt Turk установил 32 отделения нового формата в трех городах Турции.

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.19 Иван Паткин, директор по электронному бизнесу среднего и малого бизнеса Промсвязьбанка, рассказал о положительном опыте трансформации банковского отделения в рамках концепции омниканальности. Основным трендом деятельности банка последнего времени является диджитализация. Концепция омниканальности подразумевает, что клиенту подключают продукт или услугу в одном канале, а дальнейшее обслуживание может продолжиться уже в другом канале. То же касается и платежных инструментов. На сегодняшний день процесс оплаты счетов как для крупных компаний, так и для малого бизнеса максимально упрощен через банковские приложения. Существующая банковская омниканальная платформа, к которой подключены интернет-банк, мобильный банк, и кол-центр, в перспективе будет интегрирована с компаниями-партнерами, финтех-компаниями, государственными институтами и системами самообслуживания. 35% всех продуктов end-to-end (депозиты, автоплатежи, кредит) предоставляются в автоматизированном режиме без участия сотрудников банка. В качестве одного из важных моментов эксперт отметил появление дистанционного менеджера, связь с которым может осуществляться различными путями: через банкомат, видеозвонок на сайте и с помощью иных способов. Как результат, привлечение клиентов через различные электронные каналы привело к тому, что более 90% клиентов обслуживается в интернет-банке, в который выведены более 60% всех банковских продуктов для малого бизнеса: корпоративная карта, эквайринг, расчетный счет и др.). Банк адаптирует свои отделения под требование нового формата, где наряду с банковскими продаются небанковские продукты. Также в ряде регионов страны Промсвязьбанк запустил новый формат офиса, в которых предоставляются госуслуги, востребованные предпринимателями.

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.20 Алексей Фомичев, заместитель председателя Совета директоров по технологиям, директор по продажам компании Гамма-Центр, представил основные направления компании, а также современные решения по обработке наличности для банковских офисов любого формата. Компания работает на рынке 25 лет, имеет 6 филиалов по всей территории России и 4 региональных представительства и предлагает новейшие решения по автоматизации бизнес-процессов для всех сегментов рынка, и в частности, для таких сфер, как банковский и государственный секторы, а также для ритейла. Компания сегодня предлагает решения для самоинкассации, для фронт-офиса, для зоны 24/7, для клиентской зоны, для кассовых центров. Алексей Фомичев привел данные ЦБ РФ, согласно которым количество банкнот, находящихся в обращении в стране, в последнее время сократилось всего лишь на 0,4%, а количество монет возросло более чем на 200%. Статистика подтверждает, что наличное денежное обращение не уступает безналичному и по-прежнему сохраняет свои позиции. Несмотря на сокращение количества банков и их филиалов на 22% с 2013 по 2017 год, объем обрабатываемой наличности и нагрузка на существующую структуру банковской сети России выросли. В связи с эти требования к счетно-сортировальному оборудованию стали жестче.

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.21

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.22 Алексей Баранов, заместитель директора по развитию компании «Гамма-Центр», представил подробный рассказ о технологии рециркуляции и подробно остановился на устройстве, представленном в рамках выставки на октябрьском ПЛАС-Форуме. Электронный кассир Laurel Z1 – устройство, разработанное компанией Laurel и представленное компанией «Гамма-Центр», не имеет аналогов в России и обладает целым набором уникальных функций, значительно упрощающих процесс кассового обслуживания клиентов. Это устройство с функцией рециркуляции банкнот может быть установлено в любом банковском отделении и представляет собой решение для фронт-офисов. Его уникальное преимущество заключается в том, что разработка позволяет кардинально изменить формат обслуживания на фронт-линии. Клиент имеет возможность самостоятельно вносить денежные средства, таким образом, электронный кассир «обращен» в том числе и к пользователю. Устройство включает дополнительный набор портов для подключения к учетному ПО банка и комплексам удаленного мониторинга для обеспечения онлайн-контроля совершаемых операций и движения денежных средств. Презентация уникальной разработки, состоявшаяся в первый день ПЛАС-Форума, подтвердила заинтересованность банковского сектора в подобных решениях.

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.23

Третья сессия первого дня октябрьского ПЛАС-Форума была посвящена перспективным технологическим решениям и концепциям. Открывший серию выступлений Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.24Алексей Катрич, доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС при Президенте РФ, заместитель генерального директора «Техносерв Консалтинг», сообщил о том, какие существующие технологии получат наибольшее распространение и поддержку со стороны бизнеса в ближайшие 3–5 лет. По данным компании Gartner, в этом списке находится блокчейн, платформы Интернета вещей, распределительные реестры, криптовалютные кошельки, API-экономика. Именно они станут наиболее востребованными рынком решениями. В настоящее время компании уже используют такие технологии, как «финансовый ассистент» с помощью чат-ботов, при финансовых организациях создаются автономные подразделения по внедрению блокчейна. Бизнесу, как отметил спикер, следует быть готовым к активному использованию Интернета вещей в плане взаиморасчета между вещами с использованием алгоритма «вещь как клиент».

В настоящее время в арсенале компании «Техносерв Консалтинг» имеется семь основных продуктов, благодаря которым возможна поддержка перспективных направлений, отмеченных аналитиками Gartner. В первую очередь А. Катрич назвал омниканальные системы и решения, позволяющие финансовые и страховые компании перевести на платформу для развития других бизнес-направлений. В числе остальных продуктов, представленных компанией «Техносерв Консалтинг» Алексей Катрич назвал платформу ДБО, приложение для планшета «Безбумажный офис банка», преднастроенную собственную скоринг-модель для определения возможностей заемщика, программу финансовой отчетности клиентов, а также такие решения, как чат-боты и автоматизация программ лояльности.

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.25 Алексей Пономаренко, старший управляющий директор, директор центра управления наличным денежным обращением Сбербанка, выступая на тему эффективного управления кассовой ликвидностью, подчеркнул, что эта проблема в последнее время стала одной из наиболее актуальных. Сегодня кредитные организации вынуждены обеспечивать остаток наличных денег в своих отделениях и устройствах самообслуживания, что приводит к соответствующим расходам. Сократить эти затраты, в частности, Сбербанку позволила автоматизированная система управления наличной ликвидностью в сети УС и отделениях. В результате внедрения технологии получена экономия на организации перевозок и фондировании наличных денег. Актуальность проблематики поиска решений по экономии затрат подтверждают аналитические отчеты о продолжении роста наличного оборота в РФ; к 2019 году объем наличных достигнет 10 трлн рублей. Затраты на обеспечение НДО для банков являются одной из самых критичных расходных статей. В частности, в 2016 году Сбербанк потратил на обеспечение наличного денежного обращения более 32 млрд рублей, при этом затраты на фондирование составили свыше 35 млрд рублей. Наиболее затратной частью стала инкассация, которая обошлась банку в 20,7 млрд. По словам Алексея Пономаренко, Сбербанку удалось существенно сократить расходы на НДО, в частности, в 2015 году они составили почти 50 млрд рублей. Сбербанк инициировал разработку собственной платформы, которая с помощью искусственного интеллекта и Big Data предоставит совершенно новые возможности в плане прогнозирования денежных остатков. По словам Алексея Пономаренко, Сбербанк, создавший комплексную систему управления наличной ликвидностью, может предложить другим финансовым организациям воспользоваться преимуществами решения для того, чтобы сократить собственные затраты на НДО.

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.26 Александр Мишин, заместитель директора по развитию компании «Гамма-Центр», представил презентацию, посвященную теме повышения уровня клиентского обслуживания, одним из инструментов которого является система управления очередью DoCash Q2. Ее внедрение является не только имиджевой составляющей – решением, ориентированным на и для клиентов, но и представляет собой эффективный инструмент управления взаимодействия с клиентами и контроля работы операционистов. Внедрение системы позволяет создавать комфортные условия по оказанию услуг клиентам, эффективно перераспределять их поток, создавать дополнительные ценности клиентам в рамках оказываемых компанией услуг. По словам Александра Мишина, преимуществами системы управления очередью DoCash Q2 являются гибкая поддержка большинства бизнес-процессов, предварительная запись, авторизация клиентам по идентификаторам, интеграция с CRM и BI, позволяющимий расширить функционал электронной очереди, централизованное администрирование – функционал, позволяющий управлять настройками сети СУО DoCash Q2 в отделениях по всей стране и оперативно получать полноценную статистику по всем операциям обслуживания. За время внедрения системы управления очередью компанией «Гамма-Центр» был накоплен существенный опыт, клиенты и заказчики СУО DoCash Q2 получают своевременное сервисное сопровождение и поддержку программного обеспечения на всей территории РФ.

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.27

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.28 Сергей Батаев, менеджер по продажам компании Japan Cash Mashines (JCM Global) по России и СНГ, рассказал об опыте использования продуктов компании. JCM занимается разработкой и производством оборудования для приема и обработки наличных. В линейке оборудования эксперт отметил купюроприемники для киосков самообслуживания и вендинговых машин, использование уникальной сенсорной технологии и разработок в области детекции. Купюроприемник может быть использован в уличных киосках и киосках внутри помещений, вендинговых аппаратах высокого класса, билетных автоматах и парковочных терминалах. JCM также разработал купюроприемник, предназначенный для высокозагруженных киосков, рассчитанный для приема псевдопачкой одновременно 50 банкнот при поддержке различных валют и способный выдержать до 1 млн циклов без замены комплектующих. В 2017 году компания представила новое устройство – RDM-100, предназначенное для принятия больших объемов наличных, которое способно принимать 6 банкнот в секунду с высоким уровнем распознавания. Основные сферы применения устройства – два крупных рынка: банковский и финансовый сектор, в основном депозитные машины, а также ритейл и сфера управления наличными.

Андрей Стром, начальник управления сопровождения сети устройств самообслуживания ПАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК», рассказал об успешном опыте использования устройств самообслуживания, которых насчитывается более 7000 единиц по всей России. Большую часть парка устройств самообслуживания представляют платежные терминалы с покупюрным приемом, в которых по заказу банка может быть инсталлирована определенная модель валидатора. В процессе выбора модели покупюрных валидаторов для замены устаревших моделей и установки в новые устройства банком было утверждено два возможных решения, одно из которых купюроприемник JCM DBV-500. Данный валидатор успешно прошел внутренние тестирования, хорошо показал себя при работе в сложных условиях и на больших объемах купюр. Также устройство соответствует всем требованиям Банка к подобным валидаторам и имеет сертификат Банка России.

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.29 Евгений Покровский, глава представительства Verifone в России, рассказал о дополнительных сервисах, которые компания предоставляет своим клиентам. В настоящее время компания присутствует в 150 странах, находясь на первом или втором месте на рынке той или иной страны. 36% оборота компании составляют сервисы. По словам главы представительства Verifonе, рынок поставки оборудования небесконечен, и тот, кто первым переориентируется от просто продаж к предоставлению сервисов, развитию конечного бизнеса своего клиента, окажется в максимальном выигрыше. Постоянно изменяющиеся условия и частое обновление технологий являются причиной того, что успех бизнеса зависит не только от качества оборудования, но и от партнера, который бы взял на себя ответственность за решение многих непрофильных вопросов для конкретного бизнеса: поддержку и управление, безопасность, дополнения, отчетность. В итоге клиент может сосредоточиться непосредственно на своем бизнесе. Verifone внедряет сервисные инновационные решения, создающие некую экосистему, которая позволяет заказчику оперативно решить, какие инструменты и какое оборудование потребуется для выполнения определенных бизнес-задач, а также выстроить эффективную систему продаж. Компания классифицирует предоставляемые сервисы по четырем категориям: сервисы оборудования, сервисы платежей и безопасности, коммерческие сервисы и многоканальные сервисы. В настоящее время сервисная поддержка со стороны компании осуществляется в 30 странах. Как отметил Евгений Покровский, когда клиент пользуется, например, лизинговыми услугами, он получает гораздо больший объем сервисов от компании Verifone в плане логистики, ремонта, свопа (оперативная замена оборудования), мониторинга оборудования. На сегодняшний день компания Verifonе является одним из самых больших в мире поставщиков платежных сервисов. В год через платежные шлюзы компании проходит 5,4 млрд платежных операций на сумму 229 млрд долларов, а также процессируется 190 млн операций в сфере электронной торговли.

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.30

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.31 Георгий Сорокин, генеральный директор АО «МПС 123», рассказал о перспективах взаимодействия с банками относительно поиска новых точек роста комиссионных доходов как с точки зрения действующей линейки, так и в плане новых продуктов и сервисов. В своем выступлении Г. Сорокин отметил, что Платежная система «ОДИН ДВА ТРИ» является единственной в России частной платежной системой, работа которой обеспечивает интересы государства, граждан и бизнеса за счет использования инновационных технологических решений, с одной стороны, имеющих сильную социальную направленность, с другой – обеспечивающих высокий комиссионный доход для партнеров и инвесторов, участвующих в проекте.

Георгий Сорокин отметил, что АО «МПС 123» разработала концепцию федерального эквайрингового проекта для развития в регионах платежной инфраструктуры, которая реализуется за счет эмиссии банковских карт в рамках Платежной системы «ОДИН ДВА ТРИ». Суть инновации заключается в том, что в рамках платежного приложения банковской карты ее держатель производит как традиционные транзакционые операции в торгово-сервисных точках, так и оплату проезда в транспорт, услуг, связанных с туристическо-рекреационными сервисами региона, имеет возможность осуществить мгновенные денежные переводы и многое другое. Банковская карта без записи на нее дополнительных приложений становится универсальным платежным инструментом, обеспечивающим безопасность расчетов и полный спектр платежных сервисов для её держателя.

Успешное тестирование транспортного решения с помощью карты АО «МПС 123» было проведено летом 2017 года в городе Ярославле, по итогам которого был признан успешным и аппаратно-программный комплекс, реализованный на основе процессинга мирового лидера Open Way, и разработанный продукт, позволяющий обеспечить технологическое развитие регионов в рамках концепции информационной безопасности страны. В настоящее время желание внедрить платежной решение, предлагаемое АО «МПС «123», подтвердили более 20 регионов, остро нуждающихся в реализации транспортных и туристических проектах, учете льготных категорий граждан и представителей трудовой миграции, обеспечении населения удобными платежными и информационными сервисами. Прогноз на перспективу до 2021 года предполагает выпуск более 7 млн карт, оборот по которым превысит 400 млрд рублей. Преимуществом взаимодействия с АО «МПС 123» с точки зрения банков-партнеров является создание платежной системой всей необходимой для реализации проекта инфраструктурой: договоренности с администрациями регионов, работа с органами соцзащиты, перевозчиками, создание сети платежных агентов, проведение маркетинговых и рекламных мероприятий в поддержку проекта и для продвижения банковских карт.

Помимо традиционных платежных сервисов АО «МПС «123» развивает такие популярные и востребованные рынком направления, как работа с биометрическими данными, блокчейн и денежные переводы в страны Ближнего Востока и Азии.

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.32 Андрей Веселов, региональный директор ЦФТ, представил несколько практических кейсов, посвященных решениям по персонифицированному обслуживанию клиентов банка. Реализуя стратегию омниканальности, банки для хранения данных о клиенте используют несколько систем, в которых содержатся большие объемы информации. К сожалению, на сегодняшний день отсутствует единая мастер-система, способная агрегировать разрозненные данные. Вторым важным моментом, по мнению Андрея Веселова, является то, что при транслировании услуг и продуктов в различные каналы ДБО банка: мобильный и интернет-банк – клиент не должен нести потери при обслуживании.

С целью оптимизации процесса предоставления сервисов и продуктов клиенту Центр финансовых технологий разработал платформу банковского самообслуживания. В ее структуре существуют три основных приложения, призванные максимально персонифицировать услуги, которые банк выводит в канал удаленного самообслуживания. С помощью приложения «Витрина продуктов» банк предлагает клиентам собственную линейку сервисов и услуг, а также партнерские продукты и услуги. Также банк, подключившись к платформе, может предложить различным компаниям, в частности, малого и среднего бизнеса инкассироваться в существующих устройствах самообслуживания. Второе приложение – «центр управления платежами» позволяет банку самостоятельно формировать любой перечень услуг как сервис и включать его в список предложений для клиента.

В приложении «Личный кабинет» клиент после авторизации получает доступ к своим продуктам, и приложение становится своего рода личным пространством самообслуживания. В ближайшие годы рынком будет очень востребован новый алгоритм процедуры входа в личный кабинет. В частности, это станет возможным по определенным учетным данным, имеющимся у банка. Предлагаемый ЦФТ интерфейс разрешает вход для клиента в личный кабинет с помощью какого-либо идентификатора, карты или создания быстрой регистрации для личного кабинета.

Новым трендом, по словам А. Веселова, можно считать возможность для потребителя финансовых услуг использовать личный кабинет, не являясь при этом клиентом определенного банка, в частности, при пользовании сторонним банкоматом. Для этого пользователь проходит в личном кабинете быструю упрощенную идентификацию, например, с помощью мобильного устройства, либо полную идентификацию. При этом сокращается время клиентского обслуживания, снимается часть нагрузки на офисы, клиенты получают больше сервисов в устройствах без картридеров.

Платформа банковского самообслуживания обладает, помимо прочего, также инструментами технического управления, таким образом, являясь максимально эффективным решением для любого банка.

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.33 Алексей Галкин, глава компании по торговле биткойнами De Crypto OU, cообщил о разработке первого отечественного банкомата по торговле биткоинами и предстоящем запуске его в серийное производство. Также компания разработала систему для мгновенной продажи биткоинов через существующие платежные терминалы.

На сегодняшний день существует более 20 производителей биткоин-банкоматов, предприятия которых расположены в США, Португалии, Чехии и Канаде. Несмотря на то, что в компетентности производителей сложно усомниться, тем не менее, по словам Алексея Галкина, существуют несколько моментов, о которых следует помнить каждому участнику рынка при работе с производителями.

Предприятия зачастую разрабатывают банкоматы, не отвечающие требованиям и регламенту законодательства той страны, где они размещены. При этом производители, как правило, игнорируют рекомендации операторов, и бизнес вынужден дорабатывать банкоматы самостоятельно.

Второй проблемой является сложность выбора той или иной биржи. Одним из главных критериев здесь является ликвидность: большое количество пользователей, серьезные объемы торговли и большой оборот, адекватность и выживаемость.

Еще одной особенностью участия на рынке криптовалюты – биткоина является общение с регуляторами. Часть из них рекомендуют жестко следовать нормативам, в других странах операторы получают из одного и того же ведомства взаимоисключающие ответы.

Тем не менее в последнее время, как отметил А. Галкин, отношение регуляторов к операторам в целом стало лояльнее.

Что касается работы с клиентами, опыт компании DeCrypto говорит о том, что согласно запросам клиенты хотят получить простые решения, которые могли бы быть использованы мгновенно.

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.34

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.35 Александр Лещев, главный руководитель проектов Альфа-Банка, рассказал о том, как работают платежные cиcтемы Apple Pay/Samsung Pay/Android Pay с использованием NFC- технологии на банкоматах Альфа-Банка.

Пилотный проект был запущен в июле 2014 года, когда клиенты банка могли впервые пополнить свой счет с помощью бесконтактной технологии NFC и браслетов Mastercard в рамках фестиваля Alfa Future People. Затем в декабре 2015 года клиентам была предоставлена возможность внесения и снятия средств с карты Mastercard PayPass, а в марте 2017 года – и с карты Visa Pay Way.

Спикер отметил высокий уровень безопасности NFC-технологии на банкоматах Альфа-Банка, для ее использования клиенту банка необходимо пройти идентификацию с введением ПИН-кода на банкомате.

Запуск платежной технологии прошел апробирование в приложении с дальнейшим внедрением в банкоматы с NFC-ридером. Как показал анализ, чаще всего клиенты используют платежные системы Apple Pay и Android Pay.

Очередным шагом Альфа Лаборатории станет разработка, которая позволит осуществить всю операцию по авторизации и идентификации в мобильном телефоне.

По словам Александра Лещева, разработчики стремятся к тому, чтобы предоставить клиентам банков сервис, когда мобильное устройство станет своего рода финансовым гидом, который укажет именно тот банкомат, где находится необходимая сумма в необходимой валюте, также в мобильном устройстве можно будет указать счет, с которого будут сняты деньги, после этого достаточно лишь приложить телефон к NFC-ридеру для завершения транзакции.

Команда ПЛАС-Форума благодарит всех участников, делегатов, стендистов, спонсоров и партнеров за активное участие в мероприятии! Выступления второго дня Конференции мы опубликуем в самое ближайшее время.

Октябрьский ПЛАС-Форум 2017. День первый - рис.36

До встречи на 10-м юбилейном Октябрьском ПЛАС-Форуме «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2018», который пройдет 14–15 ноября 2018 года. Регистрация открыта.

Следите за новостями октябрьского ПЛАС-Форума в Facebook и Twitter!

Официальный хэштег Форума #cashforum

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
youtube

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ