17 июня 2022, 16:45
Количество просмотров 635

Платежное законодательство. Июньские заметки на полях

Актуальные вопросы российского платежного законодательства анализирует Алия Юсупова, руководитель Комитета по правовым вопросам Ассоциации «Финансовые инновации», ведущий эксперт Центра цифровой экономики и финансовых инноваций МГИМО и ведущая рубрики «Законодательство» журнала «ПЛАС».
Платежное законодательство. Июньские заметки на полях

Изменения в Закон о ЦФА. Неопределенность определений

В настоящий момент в прессе активно обсуждаются изменения в Закон о ЦФА, в связи с чем хотелось бы отметить несколько важных на взгляд автора настоящей статьи моментов, касающихся ключевых определений. Итак, в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.

Таким образом, в настоящее время определение цифровых валют не является технологически нейтральным и основывается на понятиях «совокупность электронных данных» и «цифровой код».

В свою очередь, понятие электронных данных неразрывно связано с понятием программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ). Так, в соответствии со статьей 1261 ГК РФ программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

01.png
Иллюстрация: LovePik

В то же время в соответствии со статьей 1225 ГК РФ программы для ЭВМ отнесены к результатам интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственности).

При этом согласно статье 1261 ГК РФ авторские права на все виды программ для ЭВМ, которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы.

Отнесение программ для ЭВМ к объектам авторского права обуславливает и правовой режим отчуждения или предоставления соответствующих прав на основании договора об отчуждении исключительного права в полном объеме и лицензионного договора. Таким образом, имеющееся в Законе № 259-ФЗ определение цифровых валют формирует неопределенность касательно режима этого гражданско-правового объекта, позволяя отнести его к объектам интеллектуальной собственности и сделать вывод о распространении на него соответствующего регулирования.

Владелец агрегатора. Посредник в переводе денежных сумм?

В соответствии с Федеральным законом от 07.02.1992 г. № 2300–1 «О защите прав потребителей» владелец агрегатора информации о товарах (услугах) (далее — владелец агрегатора) — это организация либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги), в том числе путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов. Таким образом, владелец агрегатора де-факто рассматривается в качестве посредника в переводе денежных сумм от покупателя продавцу.

В то же время в силу части 6 статьи 5 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» посредником в переводе являются операторы по переводу денежных средств, то есть лица со специальной правоспособностью, подобные операции в соответствии с законом могут проводить и банковские платежные агенты, выполняющие функцию платежных агрегаторов, то есть лица, действующие от имени таких операторов — банков.

В связи с тем, что законодательством РФ обязательная регистрация прав на программу для ЭВМ не предусмотрена, регистрация производится по желанию правообладателя, хотелось бы уточнить, каким образом владелец агрегатора должен подтвердить свой статус обслуживающему банку.

А подтвердить, вероятнее всего, потребуется, ведь не так давно вступила в силу часть 15 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», запрещающая банкам принимать на обслуживание лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации без полученной в установленном порядке лицензии (например банковской), в случае, если законодательство Российской Федерации в отношении такой деятельности предусматривает ее наличие, а также осуществлять по поручению таких лиц операции с денежными средствами или иным имуществом.

Рубрика:
{}Регуляторы

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube