7 января 2024, 15:36
Количество просмотров 1281

Необходим пакет услуг на инкассацию. Одного повышения тарифов недостаточно?

К такому выводу пришли участники круглого стола «Инкассаторский бизнес. Вчера. Сегодня. Завтра», который прошел в сентябре 2023 года в Москве в рамках Международного ПЛАС-Форума «Платежный бизнес и денежное обращение».
Необходим пакет услуг на инкассацию. Одного повышения тарифов недостаточно?

В ходе оживленной дискуссии представители крупнейших инкассаторских компаний, банков и ритейла обсудили различные аспекты инкассаторского бизнеса. Одним из центральных вопросов стала тема повышения тарифов на инкассацию. Выяснилось, что этого явно недостаточно. Специалисты пришли к выводу, что стабилизировать ситуацию в отрасли должен помочь пакет услуг на инкассацию.

Модератор дискуссии, председатель Комитета по НДО, Ассоциации корпоративных казначеев (АКК) Сергей Барсуков отметил: «Тотально оздоровить рынок инкассации помогут в первую очередь инфраструктурные изменения: смена парадигмы работающих активов компании с бронеавтомобилей и персонала на высокотехнологичные устройства и централизованный сервис в формате платформенного решения. Сегодня рынку необходимо своего рода „единое окно“, единое информационное пространство для клиента, банка и инкассатора».

Сергей Барсуков

По итогам круглого стола эксперт пришел к выводу: «Сегодня за спиной игроков инкассаторского рынка — ошибочно выбранные реперные точки и ключевые показатели эффективности. Итог — лавинообразный демпинг, отрицательная маржа, критичные убытки. Особенно ярко это проявляется в регионах, где цена ошибки традиционно выше — не просто «просадка» в марже, но риски потери региона, вынужденного сворачивания деятельности.

Результаты подобной «конкурентной политики» наглядны, достаточно вспомнить уход с рынка крупных игроков и кратный рост тарифов, не предвещающий ничего хорошего, у других инкассаторских компаний. Причем оставшиеся инкассаторские компании после ухода с рынка конкурентов получили только суету и нервозность от перезаключения договоров, переключения точек и необходимости разъяснять клиентам причины повышения тарифов. Вместо новых перспектив компании получили по факту краш-тест — испытание на прочность действующей инфраструктуры. Само по себе это неплохо, но толчком к развитию, увы, не послужило.

На мой взгляд, сегодня для оздоровления российского инкассаторского рынка необходимы инфраструктурные изменения: смена парадигмы работающих активов компании с бронеавтомобилей и персонала на высокотехнологичные устройства и централизованный сервис в формате платформенного решения. Игроки нуждаются в своего рода «едином окне» — общем информационном пространстве для клиента, банка и инкассатора».

Алексей Кабанов и другие участники круглого стола

Были отмечены и положительные тенденции. По словам Алексея Кабанова, коммерческого директора компании «РОСИНКАС», в последние годы клиенты выбирали «лучшие» ценовые предложения на рынке инкассации. Некоторые компании пошли на снижение тарифов ниже уровня рентабельности, чтобы получить заказ. В итоге многие игроки покинули этот рынок. Сегодня постепенный рост тарифов возвращает инкассаторскому бизнесу финансовую устойчивость. Алексей Кабанов предложил коллегам перейти на пакеты услуг с ежемесячной абонентской платой и «минимальным набором заездов, точек обслуживания, банкоматов».

Комментируя свой доклад, озвученный в ходе ПЛАС-Форума в Москве, Алексей Кабанов отметил следующие моменты:

«Себестоимость услуг инкассации растет, заработная плата индексируются, поэтому, как следствие, рост тарифов продолжится. При этом основная цель РОИ (Российское объединение инкассации) — обеспечение доступности «наличных денег» в интересах государства (Уставная деятельность). Перед нами не стоит задача получения сверхприбылей, необходимо работать с минимальной рентабельностью (поддержка работоспособности инфраструктуры).

30 августа 2023 года Объединение РОСИНКАС как крупнейший перевозчик наличных денег обратился к АБР (Ассоциации российских банков) с инициативой о необходимости регулирования отрасли НДО (крупнейшие банки РФ эту инициативу поддержали, как и руководство ЦБ РФ). Было предложено создать реестр перевозчиков, также необходимо более тщательно подходить к вопросу страхования перевозок. К сожалению, зачастую страхование перевозок выступает в качестве альтернативы для соблюдения требований по безопасности перевозок (вооруженная охрана, бронирование автотранспорта и т. д.). Однако на деле оказывается, что страховка зачастую носит условный характер.

С учетом того, что РОИ необходимо поддерживать инфраструктуру в рабочем состоянии по всей территории РФ, а объемы рынка снижаются, Объединение РОИ предлагает участникам рынка переход на пакеты услуг с абонентской платой (по примеру пакетов услуг сотовых операторов): купил пакет и гарантированно получил минимальный набор заездов, точек обслуживания, банкоматов, ВСП. Абонентская плата взимается ежемесячно, данный подход позволит держать инфраструктуру в рабочем состоянии.

Также на рынке НДО есть участники, для которых актуален вопрос открытия собственной службы инкассации, для таких игроков РОИ готов оказывать поддержку в части открытия собственной службы инкассации: у объединения есть учебные центры, методические материалы, опыт работы и пр. Кроме того, РОИ готов предложить технологию работы, оборудование, кадры и др.».

В свою очередь первый заместитель начальника Главного центра специальной связи Максим Манченко констатировал, что в последние годы на рынке инкассации наблюдалась высокая турбулентность, обусловленная демпинговой политикой ряда игроков. Однако сейчас ситуация начинает выправляться.

Отмечая безусловные результаты ПЛАС-Форума, он также отметил: «Форум оставил самые положительные впечатления. Количество участников, стенды и программа экспозиции демонстрируют, что отрасль успешно адаптируется к любым рыночным вызовам и продолжает устойчиво развиваться. Панельная дискуссия, как всегда, содержала крайне актуальные доклады экспертов в отношении турбулентного инкассаторского рынка и о возможных подходах и механизмах адаптации игроков к этой турбулентности».

В целом участники дискуссии пришли к выводу, что раз одного лишь повышения тарифов недостаточно, то необходимо выйти с инициативой о введении пакета услуг на инкассацию в Центральный банк России. По их оценкам, это стабилизирует ситуацию в отрасли и сделает рынок более прозрачным. В случае реализации этого конструктивного предложения ситуация может кардинально измениться, что положительно повлияет на дальнейшее развитие этого сегмента финансового рынка.


PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube