Мобильное приложение журнала
Google Play Apple Store
курс цб на 19.09: USD 64.429 EUR 71.2391
криптовалют: BTC 10157.6$ ETH 210.23$
lupa
Журнал ПЛАС » Архив » 2019 » Журнал ПЛАС №7 » 39 просмотров

Mastercard на Money20/20: как найти подход к Open banking

Mastercard на Money20/20: как найти подход к Open banking

Интервью с Джейсоном Лейном, исполнительным вице-президентом по развитию Mastercard в европейском регионе

3–5 июня 2019 года в Амстердаме прошла Международная конференция Money20/20. В этом году европейская часть события собрала свыше 5 тысяч участников и гостей из более 80 стран. Среди них – представители Mastercard, Visa, PayPal, Google, Barclays и других крупнейших игроков.

Журнал «ПЛАС» побеседовал с Джейсоном Лейном (Jason Lane), исполнительным вице-президентом по развитию Mastercard в европейском регионе. Темой разговора стали цифровая трансформация банков, концепция Open Banking и ее реализация в разных странах, а также специ­фика российского рынка банковских и платежных услуг.

ПЛАС: Существует мнение, что сегодня именно банки выступают в роли технологических компаний. У многих крупнейших кредитных организаций уже есть программы цифровой трансформации, которые расширяют возможности дистанционного банковского обслуживания. Можно ли утверждать, что банки как разработчики передовых технологий конкурируют с финтех-отраслью, которая также внедряет решения для улучшения финансовых услуг?

Д. Лейн: По сути, банковское дело всегда связано с технологиями – банки активно инвестировали в них еще в 1970-х и 80-х. Но проблема в том, что в результате за все эти десятилетия в их ИТ-портфелях накопилось много устаревших технологий. Из-за этого банки не могут так же быстро двигаться вперед, как некоторые цифровые стартапы и финтех-компании, потому что для финтеха эти новые технологические решения уже являются чем-то естественным.

Сегодня существует множество крупных банков, которые все еще применяют устаревшие технологии. И сейчас у них есть возможность сотрудничать с другими компаниями, которые уже используют современные технологические решения – в этом и есть суть API. Принцип работы с данными позволяет всем участникам процессов взаимодействовать на более эффективном уровне.

Поэтому традиционные банки – актуальные технологические игроки. Я не думаю, что финтех-структуры будут им препятствовать. Напротив, это открывает больше возможностей для сотрудничества и партнерства.

В этом году европейская часть Money20/20 собрала свыше 5 тысяч участников и гостей из более 80 стран мира

В тех странах, где эти возможности используют, банкинг развивается как сервис. В Германии есть компания Fidor, которая не нацелена на конкуренцию или исключение банков из участников процесса. Наоборот, она им помогает эффективно использовать имеющуюся устаревшую инфраструктуру и применять технологию, чтобы они шли в ногу со временем. TRESOR во Франции решает те же задачи. А такие банки из Великобритании, как Monzo, Starling и Tandem, ведут сразу два бизнес-трека. Это так называемые квазибанки или альтернативные банки, которые используют модель прямого взаимодействия с конечным потребителем. Но их главная цель – предоставление услуг другим банкам на базе единой платформы по лицензионной схеме. Это пример концепции «банк как услуга».

Почему бы не применить аналогичный подход к российским рынкам? В России есть много банков, которые входят в топ-100 крупнейших по капитализации компаний. Можно наблюдать, как некоторые из этих финтех-­игроков приходят на помощь небольшим региональным банкам. Это положительно влияет на цифровой опыт держателей карт, то есть нас с вами.

Я живу в Лондоне и уже два года не посещал банковское отделение, потому что мне это не нужно. Постепенно мой банк дал мне удобную возможность работы с цифровыми технологиями, и теперь все операции я могу совершать в банковском приложении. Больше не нужно спешить, чтобы успеть в отделение до закрытия, – в смартфоне все доступно 24/7.

ПЛАС: Цифровая трансформация – серьезный вызов для ИТ-служб банковского сектора. Готовы ли сегодня финансовые организации оперативно реагировать на изменения потребностей клиента? Как в ходе цифровой трансформации меняется роль ИТ-функции в банке? Можно ли утверждать, что именно цифровая трансформация банков дает возможность их ИТ-подразделениям стать полноценным самодостаточным бизнесом?

Д. Лейн: Действительно ли банки так сильно сосредоточены на цифровой трансформации? Давайте посмотрим, как в этом плане можно охарактеризовать Россию. Для нее несвойственно преобладание устаревшей инфраструктуры, которую иногда можно встретить в Западной Европе, например, во Франции или Великобритании. Во многих случаях некоторые российские банки уже ушли далеко вперед, особенно в плане цифрового взаимодействия с клиентом. Если посмотреть на банковский бизнес в России, особенно на токенизированные платежи по кредитным и дебетовым картам, можно утверждать, что она – лидер среди других стран! Россияне активно используют Apple Pay, Samsung Pay, Google Pay и т. п. – они популярны не только у миллениалов.

Некоторые российские банки уже ушли далеко вперед, особенно в плане цифрового взаимодействия с клиентом

Цифровое взаимодействие играет важную роль для кредитных организаций в вопросе обслуживания их клиентов. Сегодня я вижу множество технологий и готовность традиционных банков применять их для развития своего бизнеса. С точки зрения развития банковской среды, в некоторых случаях Россия, в отличие от западных стран, лидирует благодаря большей гибкости, меньшему количеству устаревших систем и связанных с ними проблем. И это определенно выигрышная ситуация для держателей карт.

Многие жители Москвы сейчас активно используют функцию оплаты в одно касание, и, на мой взгляд, степень принятия новых технологий пользователями здесь даже выше, чем в городах Франции или в Великобритании.

Как показывают наши данные, внедрение новых технологий в некоторых российских регионах иногда происходит значительно быстрее, чем в целом по миру. В Восточной Европе этот показатель растет благодаря инвестициям в технологическую инфраструктуру и высокому уровню обслуживания потребителя.

При этом роль финтеха может быть двоякой: с одной стороны, он способен стимулировать конкуренцию среди традиционных банков, а с другой – увеличить число парт­нерств. И здесь мы возвращаемся к тому, что тенденции в некоторых странах рано или поздно будут актуальны и для России. Я думаю, что как платежная система мы должны поощрять создание динамичной финтех-среды, помогать традиционным банкам в развитии цифровых форм взаимодействия с клиентами, а также во внедрении практики прямого обслуживания клиентов.

Например, в Великобритании у меня есть счет в одном крупном банке, на который перечисляется моя зарплата. С этого счета я выплачиваю свою ипотеку. Также я пользуюсь несколькими продуктами других финансовых организаций. Почему? Потому что у них есть уникальные цифровые сервисы, которые идеально соответствуют моим потребностям.

Еще один хороший пример альтернативного банка – N26 (Number26). Он создает целый маркетплейс, позволяющий традиционным банкам предлагать свои услуги потребителям. Если вы обращаетесь за ипотечным кредитом, то к вашим услугам специальный аукцион, где пользователи получают лучшие ценовые предложения банков. По этому же принципу они работают с TransferWise: две финтех-структуры работают вместе, предлагая наиболее выгодные курсы обмена валюты. Нужно стремиться, чтобы подобная модель заработала и в России. Необходимо поощрять сотрудничество и продолжать приносить инновации.

ПЛАС: Какие риски таит в себе стремительное изменение бизнес-моделей под влиянием цифровизации?

Д. Лейн: Цифровизация – это в первую очередь рост количества облачных данных. Каждый месяц мы узнаем об очередной их утечке. Поэтому на первый план выходит вопрос доверия к финансовым сервисам, к тому, как используется предоставленная клиентами информация, как она хранится. Раньше, когда я заходил в отделение своего банка, я персонально общался с кассиром, а мои данные хранились централизованно. Сегодня же для взаимодействия с банком мне удобнее использовать цифровое приложение. Поэтому мне требуется более надежный способ хранения данных.

Продолжение материала содержит полезную для вашего бизнеса информацию…

Подписка позволяет читать все статьи портала

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных