Мобильное приложение журнала
Google Play Apple Store
курс цб на 21.02: USD 63.7413 EUR 68.7705
криптовалют: BTC 9610.7$ ETH 257.52$
lupa
Журнал ПЛАС » Архив » 2019 » Журнал ПЛАС №7 » 322 просмотра

Mastercard на Money20/20: как найти подход к Open banking

Mastercard на Money20/20: как найти подход к Open banking

Интервью с Джейсоном Лейном, исполнительным вице-президентом по развитию Mastercard в европейском регионе

3–5 июня 2019 года в Амстердаме прошла Международная конференция Money20/20. В этом году европейская часть события собрала свыше 5 тысяч участников и гостей из более 80 стран. Среди них – представители Mastercard, Visa, PayPal, Google, Barclays и других крупнейших игроков.

Журнал «ПЛАС» побеседовал с Джейсоном Лейном (Jason Lane), исполнительным вице-президентом по развитию Mastercard в европейском регионе. Темой разговора стали цифровая трансформация банков, концепция Open Banking и ее реализация в разных странах, а также специ­фика российского рынка банковских и платежных услуг.

ПЛАС: Существует мнение, что сегодня именно банки выступают в роли технологических компаний. У многих крупнейших кредитных организаций уже есть программы цифровой трансформации, которые расширяют возможности дистанционного банковского обслуживания. Можно ли утверждать, что банки как разработчики передовых технологий конкурируют с финтех-отраслью, которая также внедряет решения для улучшения финансовых услуг?

Д. Лейн: По сути, банковское дело всегда связано с технологиями – банки активно инвестировали в них еще в 1970-х и 80-х. Но проблема в том, что в результате за все эти десятилетия в их ИТ-портфелях накопилось много устаревших технологий. Из-за этого банки не могут так же быстро двигаться вперед, как некоторые цифровые стартапы и финтех-компании, потому что для финтеха эти новые технологические решения уже являются чем-то естественным.

Сегодня существует множество крупных банков, которые все еще применяют устаревшие технологии. И сейчас у них есть возможность сотрудничать с другими компаниями, которые уже используют современные технологические решения – в этом и есть суть API. Принцип работы с данными позволяет всем участникам процессов взаимодействовать на более эффективном уровне.

Поэтому традиционные банки – актуальные технологические игроки. Я не думаю, что финтех-структуры будут им препятствовать. Напротив, это открывает больше возможностей для сотрудничества и партнерства.

В этом году европейская часть Money20/20 собрала свыше 5 тысяч участников и гостей из более 80 стран мира

В тех странах, где эти возможности используют, банкинг развивается как сервис. В Германии есть компания Fidor, которая не нацелена на конкуренцию или исключение банков из участников процесса. Наоборот, она им помогает эффективно использовать имеющуюся устаревшую инфраструктуру и применять технологию, чтобы они шли в ногу со временем. TRESOR во Франции решает те же задачи. А такие банки из Великобритании, как Monzo, Starling и Tandem, ведут сразу два бизнес-трека. Это так называемые квазибанки или альтернативные банки, которые используют модель прямого взаимодействия с конечным потребителем. Но их главная цель – предоставление услуг другим банкам на базе единой платформы по лицензионной схеме. Это пример концепции «банк как услуга».

Почему бы не применить аналогичный подход к российским рынкам? В России есть много банков, которые входят в топ-100 крупнейших по капитализации компаний. Можно наблюдать, как некоторые из этих финтех-­игроков приходят на помощь небольшим региональным банкам. Это положительно влияет на цифровой опыт держателей карт, то есть нас с вами.

Я живу в Лондоне и уже два года не посещал банковское отделение, потому что мне это не нужно. Постепенно мой банк дал мне удобную возможность работы с цифровыми технологиями, и теперь все операции я могу совершать в банковском приложении. Больше не нужно спешить, чтобы успеть в отделение до закрытия, – в смартфоне все доступно 24/7.

ПЛАС: Цифровая трансформация – серьезный вызов для ИТ-служб банковского сектора. Готовы ли сегодня финансовые организации оперативно реагировать на изменения потребностей клиента? Как в ходе цифровой трансформации меняется роль ИТ-функции в банке? Можно ли утверждать, что именно цифровая трансформация банков дает возможность их ИТ-подразделениям стать полноценным самодостаточным бизнесом?

Д. Лейн: Действительно ли банки так сильно сосредоточены на цифровой трансформации? Давайте посмотрим, как в этом плане можно охарактеризовать Россию. Для нее несвойственно преобладание устаревшей инфраструктуры, которую иногда можно встретить в Западной Европе, например, во Франции или Великобритании. Во многих случаях некоторые российские банки уже ушли далеко вперед, особенно в плане цифрового взаимодействия с клиентом. Если посмотреть на банковский бизнес в России, особенно на токенизированные платежи по кредитным и дебетовым картам, можно утверждать, что она – лидер среди других стран! Россияне активно используют Apple Pay, Samsung Pay, Google Pay и т. п. – они популярны не только у миллениалов.

Некоторые российские банки уже ушли далеко вперед, особенно в плане цифрового взаимодействия с клиентом

Цифровое взаимодействие играет важную роль для кредитных организаций в вопросе обслуживания их клиентов. Сегодня я вижу множество технологий и готовность традиционных банков применять их для развития своего бизнеса. С точки зрения развития банковской среды, в некоторых случаях Россия, в отличие от западных стран, лидирует благодаря большей гибкости, меньшему количеству устаревших систем и связанных с ними проблем. И это определенно выигрышная ситуация для держателей карт.

Многие жители Москвы сейчас активно используют функцию оплаты в одно касание, и, на мой взгляд, степень принятия новых технологий пользователями здесь даже выше, чем в городах Франции или в Великобритании.

Как показывают наши данные, внедрение новых технологий в некоторых российских регионах иногда происходит значительно быстрее, чем в целом по миру. В Восточной Европе этот показатель растет благодаря инвестициям в технологическую инфраструктуру и высокому уровню обслуживания потребителя.

При этом роль финтеха может быть двоякой: с одной стороны, он способен стимулировать конкуренцию среди традиционных банков, а с другой – увеличить число парт­нерств. И здесь мы возвращаемся к тому, что тенденции в некоторых странах рано или поздно будут актуальны и для России. Я думаю, что как платежная система мы должны поощрять создание динамичной финтех-среды, помогать традиционным банкам в развитии цифровых форм взаимодействия с клиентами, а также во внедрении практики прямого обслуживания клиентов.

Например, в Великобритании у меня есть счет в одном крупном банке, на который перечисляется моя зарплата. С этого счета я выплачиваю свою ипотеку. Также я пользуюсь несколькими продуктами других финансовых организаций. Почему? Потому что у них есть уникальные цифровые сервисы, которые идеально соответствуют моим потребностям.

Еще один хороший пример альтернативного банка – N26 (Number26). Он создает целый маркетплейс, позволяющий традиционным банкам предлагать свои услуги потребителям. Если вы обращаетесь за ипотечным кредитом, то к вашим услугам специальный аукцион, где пользователи получают лучшие ценовые предложения банков. По этому же принципу они работают с TransferWise: две финтех-структуры работают вместе, предлагая наиболее выгодные курсы обмена валюты. Нужно стремиться, чтобы подобная модель заработала и в России. Необходимо поощрять сотрудничество и продолжать приносить инновации.

ПЛАС: Какие риски таит в себе стремительное изменение бизнес-моделей под влиянием цифровизации?

Д. Лейн: Цифровизация – это в первую очередь рост количества облачных данных. Каждый месяц мы узнаем об очередной их утечке. Поэтому на первый план выходит вопрос доверия к финансовым сервисам, к тому, как используется предоставленная клиентами информация, как она хранится. Раньше, когда я заходил в отделение своего банка, я персонально общался с кассиром, а мои данные хранились централизованно. Сегодня же для взаимодействия с банком мне удобнее использовать цифровое приложение. Поэтому мне требуется более надежный способ хранения данных.

Продолжение материала содержит полезную для вашего бизнеса информацию…

Подписка позволяет читать все статьи портала

Mastercard на Money20/20: как найти подход к Open banking

Интервью с Джейсоном Лейном, исполнительным вице-президентом по развитию Mastercard в европейском регионе

3–5 июня 2019 года в Амстердаме прошла Международная конференция Money20/20. В этом году европейская часть события собрала свыше 5 тысяч участников и гостей из более 80 стран. Среди них – представители Mastercard, Visa, PayPal, Google, Barclays и других крупнейших игроков.

Журнал «ПЛАС» побеседовал с Джейсоном Лейном (Jason Lane), исполнительным вице-президентом по развитию Mastercard в европейском регионе. Темой разговора стали цифровая трансформация банков, концепция Open Banking и ее реализация в разных странах, а также специ­фика российского рынка банковских и платежных услуг.

ПЛАС: Существует мнение, что сегодня именно банки выступают в роли технологических компаний. У многих крупнейших кредитных организаций уже есть программы цифровой трансформации, которые расширяют возможности дистанционного банковского обслуживания. Можно ли утверждать, что банки как разработчики передовых технологий конкурируют с финтех-отраслью, которая также внедряет решения для улучшения финансовых услуг?

Д. Лейн: По сути, банковское дело всегда связано с технологиями – банки активно инвестировали в них еще в 1970-х и 80-х. Но проблема в том, что в результате за все эти десятилетия в их ИТ-портфелях накопилось много устаревших технологий. Из-за этого банки не могут так же быстро двигаться вперед, как некоторые цифровые стартапы и финтех-компании, потому что для финтеха эти новые технологические решения уже являются чем-то естественным.

Сегодня существует множество крупных банков, которые все еще применяют устаревшие технологии. И сейчас у них есть возможность сотрудничать с другими компаниями, которые уже используют современные технологические решения – в этом и есть суть API. Принцип работы с данными позволяет всем участникам процессов взаимодействовать на более эффективном уровне.

Поэтому традиционные банки – актуальные технологические игроки. Я не думаю, что финтех-структуры будут им препятствовать. Напротив, это открывает больше возможностей для сотрудничества и партнерства.

В этом году европейская часть Money20/20 собрала свыше 5 тысяч участников и гостей из более 80 стран мира

В тех странах, где эти возможности используют, банкинг развивается как сервис. В Германии есть компания Fidor, которая не нацелена на конкуренцию или исключение банков из участников процесса. Наоборот, она им помогает эффективно использовать имеющуюся устаревшую инфраструктуру и применять технологию, чтобы они шли в ногу со временем. TRESOR во Франции решает те же задачи. А такие банки из Великобритании, как Monzo, Starling и Tandem, ведут сразу два бизнес-трека. Это так называемые квазибанки или альтернативные банки, которые используют модель прямого взаимодействия с конечным потребителем. Но их главная цель – предоставление услуг другим банкам на базе единой платформы по лицензионной схеме. Это пример концепции «банк как услуга».

Почему бы не применить аналогичный подход к российским рынкам? В России есть много банков, которые входят в топ-100 крупнейших по капитализации компаний. Можно наблюдать, как некоторые из этих финтех-­игроков приходят на помощь небольшим региональным банкам. Это положительно влияет на цифровой опыт держателей карт, то есть нас с вами.

Я живу в Лондоне и уже два года не посещал банковское отделение, потому что мне это не нужно. Постепенно мой банк дал мне удобную возможность работы с цифровыми технологиями, и теперь все операции я могу совершать в банковском приложении. Больше не нужно спешить, чтобы успеть в отделение до закрытия, – в смартфоне все доступно 24/7.

ПЛАС: Цифровая трансформация – серьезный вызов для ИТ-служб банковского сектора. Готовы ли сегодня финансовые организации оперативно реагировать на изменения потребностей клиента? Как в ходе цифровой трансформации меняется роль ИТ-функции в банке? Можно ли утверждать, что именно цифровая трансформация банков дает возможность их ИТ-подразделениям стать полноценным самодостаточным бизнесом?

Д. Лейн: Действительно ли банки так сильно сосредоточены на цифровой трансформации? Давайте посмотрим, как в этом плане можно охарактеризовать Россию. Для нее несвойственно преобладание устаревшей инфраструктуры, которую иногда можно встретить в Западной Европе, например, во Франции или Великобритании. Во многих случаях некоторые российские банки уже ушли далеко вперед, особенно в плане цифрового взаимодействия с клиентом. Если посмотреть на банковский бизнес в России, особенно на токенизированные платежи по кредитным и дебетовым картам, можно утверждать, что она – лидер среди других стран! Россияне активно используют Apple Pay, Samsung Pay, Google Pay и т. п. – они популярны не только у миллениалов.

Некоторые российские банки уже ушли далеко вперед, особенно в плане цифрового взаимодействия с клиентом

Цифровое взаимодействие играет важную роль для кредитных организаций в вопросе обслуживания их клиентов. Сегодня я вижу множество технологий и готовность традиционных банков применять их для развития своего бизнеса. С точки зрения развития банковской среды, в некоторых случаях Россия, в отличие от западных стран, лидирует благодаря большей гибкости, меньшему количеству устаревших систем и связанных с ними проблем. И это определенно выигрышная ситуация для держателей карт.

Многие жители Москвы сейчас активно используют функцию оплаты в одно касание, и, на мой взгляд, степень принятия новых технологий пользователями здесь даже выше, чем в городах Франции или в Великобритании.

Как показывают наши данные, внедрение новых технологий в некоторых российских регионах иногда происходит значительно быстрее, чем в целом по миру. В Восточной Европе этот показатель растет благодаря инвестициям в технологическую инфраструктуру и высокому уровню обслуживания потребителя.

При этом роль финтеха может быть двоякой: с одной стороны, он способен стимулировать конкуренцию среди традиционных банков, а с другой – увеличить число парт­нерств. И здесь мы возвращаемся к тому, что тенденции в некоторых странах рано или поздно будут актуальны и для России. Я думаю, что как платежная система мы должны поощрять создание динамичной финтех-среды, помогать традиционным банкам в развитии цифровых форм взаимодействия с клиентами, а также во внедрении практики прямого обслуживания клиентов.

Например, в Великобритании у меня есть счет в одном крупном банке, на который перечисляется моя зарплата. С этого счета я выплачиваю свою ипотеку. Также я пользуюсь несколькими продуктами других финансовых организаций. Почему? Потому что у них есть уникальные цифровые сервисы, которые идеально соответствуют моим потребностям.

Еще один хороший пример альтернативного банка – N26 (Number26). Он создает целый маркетплейс, позволяющий традиционным банкам предлагать свои услуги потребителям. Если вы обращаетесь за ипотечным кредитом, то к вашим услугам специальный аукцион, где пользователи получают лучшие ценовые предложения банков. По этому же принципу они работают с TransferWise: две финтех-структуры работают вместе, предлагая наиболее выгодные курсы обмена валюты. Нужно стремиться, чтобы подобная модель заработала и в России. Необходимо поощрять сотрудничество и продолжать приносить инновации.

ПЛАС: Какие риски таит в себе стремительное изменение бизнес-моделей под влиянием цифровизации?

Д. Лейн: Цифровизация – это в первую очередь рост количества облачных данных. Каждый месяц мы узнаем об очередной их утечке. Поэтому на первый план выходит вопрос доверия к финансовым сервисам, к тому, как используется предоставленная клиентами информация, как она хранится. Раньше, когда я заходил в отделение своего банка, я персонально общался с кассиром, а мои данные хранились централизованно. Сегодня же для взаимодействия с банком мне удобнее использовать цифровое приложение. Поэтому мне требуется более надежный способ хранения данных.

Продолжение материала содержит полезную для вашего бизнеса информацию…

Подписка позволяет читать все статьи портала

')

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных