Мобильное приложение журнала
Google Play Apple Store
курс цб на 13.11: USD 63.853 EUR 70.4235
криптовалют: BTC 8811.9$ ETH 186.93$
lupa
188 просмотров

Росбанк: в вопросах безопасности люди доверяют больше банкам, чем технологическим гигантам

О роли государственного регулирования и технологических инноваций на рынке финансовых услуг мы беседуем с Ильей Поляковым, председателем правления Росбанка.

ПЛАС: Как вы в целом оцениваете роль технологических инноваций на современном этапе развития российского банковского сектора и национальной платежной системы?

И. Поляков: Сегодня всем игрокам на рынке очевидно, что без инвестиций в цифровое развитие в перспективе ближайших пяти лет они проиграют конкурентную борьбу. Ожидания клиента существенно трансформировались в последние годы – «уберизация» в различных сферах жизни приучила нас получать все «здесь и сейчас». Поэтому и от банков клиенты ждут мгновенной реакции, гибкого и проактивного подхода, адаптации под их текущие потребности и будущие планы.

ПЛАС: Какую роль играет государство в продвижении тех или иных инноваций в финансовом секторе? Насколько эффективно осуществляется диалог с участниками рынка?

И. Поляков: Банк России вполне заслуженно считается одним из самых инновационных и прогрессивных центробанков в мире. Российский регулятор развивает и поддерживает эксперименты с новыми технологиями, активно вовлекает игроков в технологические пилотные проекты и готов соответствующим образом адаптировать законы. Росбанк участвует в инициативах как Центробанка, так и Ассоциации ФинТех, мы видим очевидные преимущества от внедрения таких технологий, как биометрическая идентификация, Система быстрых платежей, которые также способствуют развитию конкуренции на рынке.

ПЛАС: Росбанк – активный участник инфраструктурных проектов Банка России. При этом вы являетесь частью группы Societe Generale, которая также развивает новые технологические решения. Существует ли синергия между Росбанком и группой Societe Generale в части проектов по использованию инновационных технологий?

И. Поляков: Societe Generale является одним из мировых лидеров по развитию банковских технологий. Направление диджитализации и трансформации охватывает всю группу. Безусловно, Росбанк движется в одном направлении с группой Societe Generale, и элементы глобальной стратегии присутствуют в Стратегии развития компаний группы Societe Generale в России на 2018–2020 годы. Обмен опытом и рекомендациями по новым технологиям происходит не только на уровне Москвы и Парижа, но и среди всех подразделений Группы в мире. Мы стараемся использовать успешные кейсы наших зарубежных коллег, чтобы улучшать предложения для наших клиентов.

ПЛАС: Есть ли отличия в стратегиях цифровизации в Европе и России? В чем они заключаются?

И. Поляков: В первую очередь нужно отметить разный уровень развития и аппетита к цифровым технологиям в российском обществе и на Западе. Клиенты в России заметно более искушенные и требовательные по сравнению с европейскими рынками, что является очень мощным драйвером для развития российской банковской отрасли в целом. Ведь именно потребительские ожидания и запросы в конечном итоге формируют вектор технологического развития.

От банков клиенты ждут мгновенной реакции, проактивного подхода, адаптации под их потребности и будущие планы

Кроме того, заметное влияние в части цифровизации оказывает местное законодательство. Европейское правовое поле сильно отличается от российского, например, в части информационной защиты и криптографии. Это определяет собственный путь развития банковских технологий в России в этом направлении. В нашей стране эти сферы не так зарегулированы, что, с одной стороны, накладывает ряд естественных ограничений на масштабы использования новых технологий, а с другой – дает больше свободы выбора в их реализации для наиболее прогрессивных игроков рынка.

ПЛАС: Крупнейшие национальные проекты последнего года в области финансового обслуживания населения – Единая биометрическая система, Система быстрых платежей, проект «Маркетплейс». Как вы оцениваете эффективность реализации каждого из них на сегодняшнем этапе?

И. Поляков: Мы приветствуем инициативы ЦБ по развитию общих финансовых технологий и уверены, что они могут вывести российский банковский сектор на новый уровень. Платформа удаленной идентификации является важной составляющей для реализации стратегии группы Росбанк по развитию дистанционных цифровых продаж и обслуживания. Мы работаем над тем, чтобы весь спектр наших продуктов был доступен через онлайн-каналы. Это в полной мере отвечает нашим приоритетам в части обслуживания клиентов с инвалидностью, маломобильных граждан и пенсионеров. Развитие биометрической идентификации позволит принимать таких клиентов на обслуживание на 100% дистанционно.

Учитывая особенности российского банковского рынка с доминирующим положением одного из игроков, участие всех без исключения участников финансового рынка в ЕБС дает клиенту возможность исключить из критериев выбора банка его физическую доступность и сконцентрироваться на продуктах и сервисах. Мы уже обеспечили возможность сдать биометрические данные во всех офисах Росбанка и до конца года подключим к системе офисы «Росбанк Дом».

По проекту СБП мы также ведем очень активную работу с ЦБ и НСПК. Росбанк одним из первых запустил систему на всех клиентов, и сейчас мы расширяем функционал СБП для С2B-сегмента. На наш взгляд, это очень важная инициатива. Большое количество банков ранее предоставляли возможность перевода средств по номеру телефона физическому лицу, но круг отправителей и получателей был ограничен клиентами конкретного банка. Система быстрых платежей позволила снять это ограничение. Это действительно проект национального масштаба, который будет существенно влиять на рынок и пути его развития.

Что касается такого элемента, как платформа-маркетплейс для финансовых услуг и продуктов, то мы рассматриваем ее как один из каналов реализации наших цифровых продуктов и услуг, который имеет ряд значимых преимуществ. Нам также интересна инициатива со сквозным идентификатором клиента («цифровой профиль»), который повысит скорость поиска информации о клиенте в различных источниках данных, а также улучшит консистентность этих данных. Это, в свою очередь, положительно скажется на процессах предоставления цифровых услуг банком, в частности, на скорости и качестве принятия кредитных решений.

ПЛАС: Как эти проекты, на ваш взгляд, соотносятся между собой и с другими государственными инициативами? Какие еще технологии нужны банковскому рынку?

И. Поляков: Важно, что создание и развитие цифровой государственной инфраструктуры способствует повышению доступности финансовых услуг на всей территории Российской Федерации и развитию конкуренции в финансовом секторе. Именно благодаря конкуренции повышается качество продуктов и уровень сервиса, который сегодня во многом строится вокруг технологий. От чего в конечном итоге выиграет потребитель.

Обмен опытом и рекомендациями по новым технологиям происходит среди всех подразделений Societe Generale в мире

В России один из лучших в мире показателей по проникновению и доступности интернета, что в целом уже обеспечивает хорошую среду для развития цифровых услуг. Из относительно новых технологий видим явное различие в темпах перехода на облачные решения и сервисы на российском и западном рынках. С учетом нюансов российского законодательства

Продолжение материала содержит полезную для вашего бизнеса информацию…

Подписка позволяет читать все статьи портала

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных