13 апреля 2022, 11:45
Количество просмотров 6333

Трансграничные платежи в условиях санкций: кризис или возможность?

Какие возможности могла бы задействовать Россия в условиях очередного витка санкций для повышения эффективности трансграничных операций? Этот и другие, не менее актуальные вопросы рассматривает независимый эксперт в сфере платежей Елена Абдуллаева, имеющая опыт работы в российском регуляторе и международных финансовых организациях.
Трансграничные платежи в условиях санкций: кризис или возможность?

Россия оказалась относительно подготовлена к санкциям, введенным против своего платежного пространства. Перевод транзакций международных платежных систем на обработку внутри страны, создание и устойчивое функционирование собственных механизмов как на уровне межбанковского взаимодействия, так и в сфере карточных продуктов и услуг денежных переводов — вот основные компоненты, которые в существующих сегодня условиях позволили россиянам продолжать осуществлять платежные операции на территории страны с минимальными издержками. Однако в отличие от внутренней платежной инфраструктуры трансграничные платежи оказались более подвержены политической конъюнктуре. Попытка создания спасательного круга в виде Системы передачи финансовых сообщений (СПФС), способной заменить SWIFT, безусловно, продемонстрировала свою востребованность, но так и не сделала ее полной заменой.

Какие еще возможности могла бы задействовать Россия для повышения эффективности трансграничных операций? Что представляет собой современная архитектура трансграничных платежей на глобальном уровне? Какие актуальные тренды в сфере трансграничных платежей существуют в мире, и насколько Россия идет в ногу со временем?

01.jpg

В последние годы сфера трансграничных платежей получила динамичное развитие как на уровне международных финансовых организаций, устанавливающих глобальные стандарты, так и на уровне центральных банков, объединяющих усилия для создания региональных платежных платформ. Еще одной глобальной тенденцией стало изучение потенциала цифровых валют, в первую очередь цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ или CBDC), а также запуск частных инициатив, связанных с использованием стейблкоинов и криптовалют. Все эти направления — новейшие тренды, которые буквально «выстрелили» за последние два-три года. Стоит отметить, что во многих из них Россия достаточно преуспела, выйдя на стадию тестирования проекта по цифровому руб лю, создавая собственную региональную платформу со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также участвуя в глобальной работе по повышению эффективности трансграничных платежей по линии «Группы 20», которая позволила обеспечить обмен лучшими практиками мирового уровня.

Глобальная работа G20 по повышению эффективности трансграничных платежей

Последнее десятилетие международные финансовые организации прямо или косвенно исследовали способы улучшения трансграничных платежей, включая аспекты, связанные с корреспондентскими отношениями, развитием инноваций, повышением качества денежных переводов, формированием и совершенствованием норм ПОД/ФТ. Однако первой глобальной инициативой, предполагающей разработку и имплементацию конкретных мероприятий со стороны национальных регуляторов, стала Дорожная карта по повышению эффективности трансграничных платежей. Создание данного документа было инициировано в рамках «Группы 20» в 2020 году. Выполнение инициативы было поручено Совету по финансовой стабильности (СФС) и Комитету по платежам и рыночным инфраструктурам при Банке международных расчетов (КПРИ БМР).

Трансграничные платежи влияют на все уровни мировой экономики — от переводов трудовых мигрантов до межгосударственных расчетов, но, несмотря на высокий спрос на трансграничные транзакции, актуальными проблемами этой сферы до сих пор остаются:

  • недостаточная прозрачность;
  • высокая стоимость;
  • низкая скорость.

По данным КПРИ БМР, сегодня на мировом уровне комиссии за трансграничную транзакцию могут составлять до 10 % от ее суммы, а срок прохождения трансграничного платежа может занимать до 10 дней.

Дорожная карта предусматривает план мероприятий, которые до конца 2025 года должны осуществить СФС и КПРИ БМР, включая исследование текущего статуса развития трансграничных платежей по ряду аспектов и выработку практических рекомендаций по улучшению их текущего состояния, которыми смогут руководствоваться национальные регуляторы. Документ содержит 19 задач, распределенных по пяти направлениям работы:

  1. Сотрудничество государства и частного сектора (включая внедрение рекомендаций международных финансовых организаций);
  2. Осуществление эффективного надзора и наблюдения (в том числе в части ПОД/ФТ и KYC-процедур);
  3. Улучшение существующей технологической инфраструктуры (включая развитие механизма «поставки против платежа» (PvP), расширение операционного времени);
  4. Повышение качества и укрепление безопасности передаваемых данных и их обработки (включая миграцию на стандарт ISO 20022 и использование потенциала API);
  5. Исследование потенциала платежных инноваций (в частности, многосторонних платформ и возможностей использования ЦВЦБ и стейблкоинов для трансграничных платежей).

По итогам анализа документа представляется, что ключевую важность для повышения эффективности трансграничных платежей в соответствии с Дорожной картой приобретают следующие направления:

  • использование единых стандартов, в первую очередь ISO 20022;
  • разработка общих правил доступа к платежным системам;
  • расширение внедрения единых технических стандартов для переводов с конвертацией валют;
  • выработка необходимых изменений в регулировании и надзоре;
  • модернизация крупностоимостных RTGS-систем;
  • развитие интероперабельности [под интероперабельностью платежных систем понимается техническая, операционная и правовая совместимость, которая позволяет одной платежной системе использоваться в увязке с другими системами. Интероперабельность обеспечивает возможность для банков и поставщиков платежных услуг, использующих разные платежные системы и/или находящихся в разных юрисдикциях, бесшовно проводить платежи] платежных систем (включая системы быстрых платежей, RTGS-системы и инновационные системы, использующие ЦВЦБ или стейблкоины) в целях обеспечения взаимодействия платежных систем при осуществлении трансграничных платежей и др.

По итогам 2021 года, который стал первым годом работы над имплементацией Дорожной карты, СФС и КПРИ БМР выработали конкретные KPI, предназначенные для оценки предпринимаемых центральными банками усилий в направлении повышения эффективности трансграничных платежей.

В соответствии с целями Дорожной карты на глобальном уровне к концу 2027 года должны быть обеспечены следующие KPI (см. рис. 1).

ris-1.jpg

Россия в глобальной работе по повышению эффективности трансграничных платежей

Как член СФС и КПРИ БМР, Банк России наряду с другими центральными банками — членами этих организаций участвует в глобальной работе по повышению эффективности трансграничных платежей. На данный момент официальной информации о выходе России из состава этих международных финансовых организаций нет, в отличие от того, что произошло с некоторыми политическими европейскими объединениями. Как бы то ни было, мы имеем возможность сравнить имеющиеся в России проекты с лучшими практиками, приведенными СФС и КПРИ БМР в своей Дорожной карте.

При сопоставлении с опубликованной Банком России в 2021 году Стратегией развития национальной платежной системы на 2021–2023 годы очевидно, что ряд указанных в Дорожной карте направлений коррелируется с уже успешно осуществляемыми или планируемыми к реализации в России инициативами. В частности, особый интерес вызывают такие проекты, как сотрудничество с регуляторами стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в направлении развития интероперабельности систем быстрых платежей на евразийском пространстве, разработка комплекса стандартов на основе ISO 20022, а также исследование потенциала цифрового рубля для трансграничных платежей, которые соответствуют нескольким вышеперечисленным целям и задачам, определенным в рамках Дорожной карты «Группы 20».

Примечательно, что российская юрисдикция уже имеет необходимый KPI в отношении комиссий по трансграничным переводам физических лиц. Согласно недавно опубликованной статистике Всемирного банка, Россия является мировым лидером по самым низким комиссиям за трансграничные Р2Р-переводы, которые в 2021 году в среднем составили 1%.

От глобализации к регионализации: новый ландшафт трансграничных платежей

Трансграничная интеграция платежной инфраструктуры на региональном уровне представляется перспективным способом повышения эффективности трансграничных платежей внутри региона, а также способствует увеличению доли расчетов в национальных валютах.

Сегодня проекты по развитию региональных платежных платформ можно наблюдать в ряде регионов мира — Европе, Азии, на Ближнем Востоке и Африке. Эти инициативы подразумевают запуск как региональных платформ быстрых платежей, так и платформ для крупностоимостных платежей за счет обеспечения взаимосвязи RTGS-систем (Real-time gross settlement systems).

ris-2.jpg

Представленный ниже обзор международного опыта демонстрирует как масштабность, так и динамику развития данного тренда.

Представители многих платформ заявляют о своей открытости к сотрудничеству с нерегиональными акторами, включая не только отдельные страны, но и другие региональные платформы, что могло бы быть востребовано при наличии взаимовыгодного интереса — собственный потенциал, лучшие практики и проект по созданию региональной платежной платформы есть и у России.

Региональная платформа Ближнего Востока Buna

Buna была запущена в 2020 году по инициативе Арабского валютного фонда (АВФ). Изначально платформа представляла собой трансграничную систему крупностоимостных расчетов в режиме реального времени, действующую для ряда стран Ближнего Востока. Летом 2021 года АВФ дополнил Buna трансграничным сервисом быстрых платежей. Buna поддерживает несколько региональных валют, а также долл. США и евро.

По заявлению исполнительного директора платформы Buna Мехди Манаа (Mehdi Manaa), Buna полностью соответствует инициативам, предложенным в Дорожной карте «Группы 20» по повышению эффективности трансграничных платежей. В частности, платформа предполагает:

  • осуществление PvP-расчетов («поставка против платежа»);
  • возможность одновременного использования стандартов ISO 15022 и ISO 20022;
  • возможность подключения косвенных участников;
  • интероперабельность платформы;
  • в перспективе планируется провести исследование возможностей использования на платформе Buna цифровых валют центральных банков.

Руководство Buna акцентирует внимание на том, что данная платформа призвана повысить эффективность платежей не только на пространстве региона, но и предполагает возможности взаимодействия с другими регионами мира. Несмотря на недавний запуск, на этом направлении у Buna уже есть определенные успехи, включая вышеупомянутый проект с европейским TIPS, а также планы по развитию партнерства с китайской платежной системой CIPS (Cross- Border Interbank Payment System) и панафриканской платежной платформой PAPSS (Pan- African Payment and Settlement System).

Панафриканская платежная платформа PAPSS

В октябре 2021 года в шести странах Западной Африки была запущена региональная платежная платформа — крупностоимостная платежная и расчетная система PAPSS (Pan- African Payment and Settlement System). PAPSS осуществляет мгновенную обработку, клиринг и расчеты по коммерческим платежам в местных валютах. Новая система призвана стать основой для будущей зоны свободной торговли в данном регионе. Планируется, что впоследствии система PAPSS расширит охват на весь африканский континент.

PAPSS заявляет о заинтересованности в развитии взаимодействия с другими странами. В планах PAPSS — совместные проекты с Buna в сфере торговых расчетов, платежей электронной торговли, а в будущем и переводов физических лиц.

Общее платежное пространство АСЕАН

Стратегия по созданию единого экономического сообщества Ассоциации государств Юго- Восточной Азии (АСЕАН) к 2025 году, призванная сбалансировать сильно диверсифицированные экономики стран этого объединения за счет интеграции в ряде отраслей, включает в себя в том числе инициативу по созданию общего платежного пространства (ASEAN Payment Connectivity initiative).

Инициатива предполагает обеспечение взаимодействия систем быстрых платежей государств АСЕАН и развитие трансграничной совместимости стандартизированных QR-кодов на пространстве Юго- Восточной Азии. На пути к созданию общего платежного пространства в 2021 году был предпринят ряд шагов со стороны национальных регуляторов АСЕАН. Среди них: двусторонняя интеграция систем быстрых платежей Таиланда и Сингапура, которые первыми в мире осуществили трансграничную интеграцию своих систем быстрых платежей, создание систем трансграничных платежей на основе QR-кода между Малайзией и Таиландом, а также Таиландом и Индонезией. Кроме того, Индия, являясь одним из ключевых торговых партнеров АСЕАН и страной, владеющей, по оценкам FIS (Fidelity National Information Services), самой развитой системой быстрых платежей в мире, осуществляет сотрудничество с Сингапуром в сфере трансграничных платежей. Регуляторы Сингапура и Индии объявили о планах по запуску в 2022 году трансграничного сервиса быстрых платежей за счет обеспечения взаимодействия индийской и сингапурской систем быстрых платежей PayNow и UPI.

Для целостности анализа целесообразно привести примеры и европейских платформ.

Европейская платежная платформа TIPS

TIPS представляет собой сервис быстрых платежей, действующий на платежной системе TARGET2. TIPS был запущен Евросистемой в ноябре 2018 года. TIPS задуман как мультивалютный сервис, однако в настоящее время на его платформе проводятся операции только в евро.

Планируется, что в 2022 году в TIPS появится еще одна валюта — сервис начнет проводить расчеты в шведской кроне. Ранее Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Центральный банк Швеции (Риксбанк) заключили соответствующее соглашение о подключении платформы TIPS к платежной системе Риксбанка RIX. Проект призван предоставить возможность пользователям из Швеции осуществлять переводы в шведских кронах в адрес физических и юридических лиц на территории всей Еврозоны с мгновенным зачислением денежных средств (аналогичная услуга для граждан ЕС соответственно).

Кроме того, в сентябре 2021 года TIPS и региональная платежная платформа Арабского валютного фонда Buna провели успешный эксперимент по осуществлению кросс- валютных трансграничных платежей по своим системам быстрых платежей между участниками из Италии и Иордании.

В 2021 году Европейский союз четко обозначил, что стратегической целью развития его платежного пространства является обеспечение собственного цифрового суверенитета. В первую очередь усилия ЕС направлены на решение проблемы фрагментации платежных решений на территории Евросоюза, где TIPS наряду с общеевропейской платежной системой EPI (European Payments Initiative) и цифровым долларом призван преодолеть фрагментацию и обеспечить конкурентоспособность европейских решений в сравнении с международными платежными системами и сервисами, действующими на территории Европы.

Во втором квартале 2022 года Европейская комиссия (ЕК) намерена принять законодательство, направленное на расширение охвата использования TIPS в ЕС. Одновременно ЕК планирует разработать регулирование цифрового евро. Насколько известно, ЕЦБ также изучает технические возможности TIPS на предмет потенциального использования в качестве технического решения для своей цифровой валюты.

Платформа быстрых платежей Скандинавии Р27

В 2022 году ожидается запуск мультивалютной платформы быстрых платежей стран Скандинавии — Р27. Название платформы происходит от количества граждан, проживающих на территории региона, — 27 млн потребителей, которые получат преимущества, потенциально предлагаемые новой платежной платформой.

Целью Р27 является устранение торговых барьеров и повышение качества расчетов между людьми и бизнесом в Скандинавии.

Дизайн Р27 предполагает возможность масштабирования. Согласно концепции Р27, другие государства региона, которые сейчас не участвуют в проекте, такие как Исландия, Гренландия и Фарерские Острова, в дальнейшем смогут присоединиться к платформе. По некоторым источникам, Р27 может быть расширена на страны Балтии, в банковском секторе которых доминируют скандинавские банки, осуществляющие руководство Р27.

Архитектура Р27 также предполагает возможность взаимодействия с другими платформами. Руководство Р27 планирует обеспечить ее взаимодействие с платформой быстрых платежей Евросистемы TIPS для обеспечения кросс-валютных транзакций.

Единое платежное пространство ЕАЭС

В настоящее время Центральный банк Российской Федерации в сотрудничестве с регуляторами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) осуществляет проект по формированию единого платежного пространства ЕАЭС, который среди прочего предполагает обеспечение взаимодействия национальных систем быстрых платежей. Стоит отметить, что в настоящее время не все страны объединения имеют подобные платежные системы.

Согласно опубликованной Банком России в 2021 году Стратегии развития национальной платежной системы на 2021–2023 годы, в рамках Рабочей группы центральных банков стран ЕАЭС будут определены подходы к организации трансграничного обмена информацией и обеспечения информационной безопасности при осуществлении трансграничных платежей в ЕАЭС. Одним из ключевых шагов для интеграции действующих систем быстрых платежей (при наличии) станет описание ролевой модели и бизнес- процессов трансграничных быстрых переводов, расчетного механизма, а также согласование принципов тарификации.

03.jpg
Фото: Wikimedia.
Монета Банка России, 5-летие ЕАЭС. 3 рубля, 2019 г.

Согласно заявлениям официальных представителей Банка России, с середины 2022 года гражданам России станут доступны денежные переводы в Беларусь по номеру телефона через Систему быстрых платежей (СБП).

Банк России также отмечает, что, помимо интеграционного сотрудничества с ЕАЭС, он будет продолжать работу по формированию подходов к построению трансграничной платежной инфраструктуры в рамках таких объединений, как БРИКС и ШОС. Подобное взаимодействие может осуществляться в том числе с использованием современных финансовых технологий.

Региональные платежные платформы: взгляд из США

На фоне стремления сохранить роль американского доллара в качестве глобальной резервной валюты, а также обеспечить статус американских санкций как эффективного инструмента внешней политики, представители финансового сообщества США неоднократно выражали свою озабоченность проектами региональных платежных платформ и альтернативных платежных систем. Так, в октябре 2021 года Казначейство США представило обзор по вопросам национальной санкционной программы, в котором выразило мнение, что «такие технологические инновации, как цифровые валюты, альтернативные платежные платформы и новые способы проведения трансграничных платежей, потенциально снижают эффективность американских санкций». По состоянию на октябрь 2021 года США применяли более 9 тыс. санкций в отношении тех или иных стран мира. С учетом нового пакета ограничительных мер, введенных в марте 2022 года, Россия стала лидером по количеству введенных против нее санкций за последние несколько лет. В США также активно выступают против использования национальных цифровых валют иностранными государствами для обхода экономических барьеров, в частности, против Венесуэлы, разработавшей собственную цифровую валюту El Petro, а также против попыток использования частных криптовалют для обхода введенных санкций.

04.jpg
Фото: 8photo / Freepik

В сфере трансграничных платежей в самих США основную роль, похоже, продолжает играть частный сектор. Так, одним из наиболее примечательных проектов стало сотрудничество компаний денежных переводов Western Union и Wise с Google Pay. Western Union и Wise были интегрированы в Google Pay, что позволило американским пользователям Google Pay отправлять Р2Р-переводы за границу. Что же касается разрабатываемого Федеральной резервной системой с 2019 года сервиса быстрых платежей FedNow, то его запуск запланирован на 2023 год, о потенциальном использовании FedNow для трансграничных платежей речи пока не идет.

Цифровые инновации для трансграничных платежей

Одной из предпосылок для исследования цифровых валют центральных банков на глобальном уровне в том числе является их потенциал для повышения эффективности трансграничных платежей. Стоит отметить, что, согласно прогнозам Банка международных расчетов, 20 % регуляторов могут запустить в обращение розничные ЦВЦБ уже в период до 2026 года. Сегодня потенциал трансграничного использования ЦВЦБ исследуется в рамках двусторонних договоренностей между центральными банками, а также на уровне международных организаций. Важной задачей при этом становится трансграничное регулирование.

В настоящее время на глобальном уровне выработано несколько рекомендаций по регулированию ЦВЦБ, которые могут использовать национальные регуляторы. Данные рекомендации в основном сфокусированы на необходимости обеспечения безопасности и справедливой конкуренции в отношении негосударственных участников платежного рынка при использовании ЦВЦБ.

02.jpg

При этом международные финансовые организации и большинство центральных банков мира сходятся во мнении, что ЦВЦБ являются одним из наиболее эффективных способов улучшения трансграничных платежей. В частности, по мнению Банка международных расчетов, преимущества таких механизмов особенно актуальны для стран с формирующимися рынками, в которых банковские корреспондентские отношения не всегда развиты на достаточном уровне. БМР рекомендует центральным банкам с самого начала учитывать трансграничные возможности и риски своих национальных цифровых валют.

В БМР также утверждают, что потенциальные механизмы для ЦВЦБ имеют преимущества по сравнению с проектами частных цифровых валют, таких как стейблкоины и криптовалюты, поскольку конвертируемые национальные цифровые валюты укрепляют денежный суверенитет, в то время как частные криптовалюты перекладывают трансграничные риски на регуляторов.

Новые возможности для России

Работа по исследованию возможностей цифрового руб ля для проведения трансграничных платежей может стать для России еще одной опцией, используемой в целях повышения эффективности трансграничных платежей для расчетов с иностранными партнерами в условиях санкций. Еще до введения нового пакета ограничительных мер тестирование российской цифровой национальной валюты было запланировано на 2022–2024 годы. Однако для трансграничного использования ЦВЦБ, помимо решения технических рисков и устранения рисков безопасности, понадобится тщательная проработка соответствующего регулирования для трансграничных операций, что станет трудоемким и небыстрым процессом, принимая во внимание в том числе факт отсутствия стандартов регулирования этой сферы на международном уровне.

Что же касается потенциала частных цифровых валют для трансграничных платежей, в рамках существующей глобальной архитектуры криптовалют в современных политических условиях это направление для России представляется малоперспективным. К сожалению, основной принцип криптоиндустрии «оставаться вне политики, вне государств и вне посредников» был нарушен. Как известно, на фоне начавшейся 24 февраля 2022 года спецоперации России на Украине администрация президента США Джо Байдена (Jоe Biden) потребовала от американских криптоплатформ гарантий, что их сервисы не будут использоваться для обхода ограничительных мер в отношении России. В итоге ограничительные меры в отношении россиян были введены рядом американских бирж, кроме того, по тем или иным причинам к ним также присоединились и несколько южнокорейских игроков. Некоторые другие криптобиржи заявили, что могут заблокировать счета российских клиентов по требованию американского правительства. Учитывая «ястребиный» настрой американского истеблишмента, разрабатываемый в США закон о регулировании криптовалют, вероятно, также будет стремиться учитывать фактор недопустимости обхода Россией введенных против нее санкций с помощью криптовалют.

Как всегда, в фарватере политики США последовал и Евросоюз. Аналогично стратегии, которую сегодня преследуют законодатели в США, именно сейчас Европейский центральный банк выступил с инициативой регулирования криптовалютного рынка, главной целью которого названо предотвращение использования криптовалюты Россией для обхода санкций.

Помимо цифрового рубля, среди других проектов в цифровой плоскости, которые потенциально могла бы использовать Россия, — разработка специальных платежных механизмов для трансграничных расчетов с иностранными партнерами, в том числе с возможным использованием цифровых токенов. Подобные предложения сегодня все чаще можно услышать как со стороны законодателей, так и экспертного сообщества.

Кроме того, представляется естественным укрепление роли традиционных банковских систем, в частности, (СПФС), к которой уже начали активнее подключаться как российские, так и иностранные участники. Что касается операций физических лиц, то расширение приема карт платежной системы «Мир» за рубежом и развитие кобейджинговых карт также способно повысить эффективность платежей российских пользователей за границей и при осуществлении расчетов в рамках электронной торговли.

05.jpg

Перспективным представляется дальнейшее развитие сотрудничества по линии ЕАЭС в целях обеспечения взаимодействия систем быстрых платежей, а также, при наличии экономической целесообразности, исследование возможностей интеграции с платежными платформами других юрисдикций, как в сфере систем быстрых платежей, которые сегодня функционируют в более чем 54 странах мира, так и в области крупностоимостных RTGS-систем.


PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube