28 июня 2023, 16:30
Количество просмотров 2263

Регулирование российского криптобизнеса. В преддверии принятия закона

Комментирует Андрей Михайлишин, генеральный директор компании «Цифровые платежи», председатель Комиссии по платежным системам и трансграничным расчетам ТПП РФ.
Регулирование российского криптобизнеса. В преддверии принятия закона

Беседа состоялась в рамках круглого стола «Регулирование криптобизнеса»

20 марта 2023 года в Госдуму группой депутатов под руководством председателя Комитета ГД по финансовому рынку Анатолия Аксакова был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на рассмотрение в первом чтении. Законопроектом предлагается ввести понятие майнинга цифровой валюты, а также урегулировать вопросы, связанные с обращением цифровых валют, полученных в результате майнинга. Необходимо отметить, что данный законопроект до внесения в Госдуму не предлагался к рассмотрению в Экспертном совете Госдумы по обороту криптовалют, что вызвало некоторое непонимание у членов Экспертного совета.

К сожалению, в законопроекте не учитывается положительный опыт наших ближайших соседей в Республике Беларусь («Парк высоких технологий») и в Республике Казахстан «Международный финансовый центр Астана».

Майнинг

Ряд положений представленного законопроекта приведет к заметному ухудшению положения в отрасли майнинга и не изменит к лучшему ситуацию в остальной криптоиндустрии. Так, положения части 2 статьи 141 Федерального закона №259-ФЗ, предусматривающие обязанность лиц, осуществляющих майнинг, «предоставить информацию о получении цифровой валюты, а также информацию об уникальной последовательности символов, используемых для учета операции с цифровой валютой, зачисляемой в результате майнинга, лицу, осуществляющему майнинг (адрес-идентификатор), в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах», явно указывают на желание рассчитывать налогооблагаемую базу не с рублевых доходов, получаемых после продажи результатов «добычи» криптовалюты, а исходя из количества выпущенной криптовалюты.

Такое положение явно не соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации. В то же время подобный подход становится понятен ввиду запрета использования российской инфраструктуры для продажи криптовалюты, что определено в части 3 проектируемой статьи 141 Федерального закона №259-ФЗ. Последняя предусматривает, что «цифровая валюта, полученная в результате майнинга, может быть отчуждена лицом, осуществившим майнинг данной цифровой валюты, при условии, что при совершении сделок с ней не используются объекты российской информационной инфраструктуры, за исключением случаев осуществления сделок в соответствии с установленным экспериментальным правовым режимом». Очевидно, что данные положения в случае вступления закона в силу напрямую будут способствовать уходу майнеров в тень и оттоку инвестиций в майнинг.

Трансгран

Другие инициативы, связанные с использованием централизованных операторов для покупки или продажи криптовалют в интересах компаний, осуществляющих ВЭД, также вряд ли могут быть жизнеспособны в сколько-нибудь значимой перспективе. Это связано в первую очередь с необходимостью подтверждения источника денег на существующих централизованных криптобиржах или обменниках. Так, для того чтобы осуществлять операции на анонимных DeFi биржах (DЕХах), необходимы легальные шлюзы «фиат-криптовалюта». А любые централизованные узлы финансовых потоков с использованием криптовалют будут обнаружены и помечены системами мониторинга транзакций криптовалют и расследований (например, Bitfury Crystal, Chainalysis, Elliptic и др.), которыми пользуются все регулируемые криптобиржи и обменники, как нежелательные, что приведет к маркировке всей криптовалюты, прошедшей через такие узлы. Также такой подход приведет к росту комиссий за обслуживание ввиду отсутствия конкуренции. Хотя в последних заявлениях Анатолия Аксакова звучит возможность отказаться от одной национальной криптобиржи в пользу создания регулирования для разных бирж, но в рамках обсуждаемой модели трансграничных расчетов с использованием криптовалют остается одна уполномоченная организация для централизованных закупок. Кардинально ситуацию это не улучшит, если не дать возможность компаниям самостоятельно строить финансовую логистику при расчетах криптовалютами в рамках ВЭД.

С целью создания работающих механизмов по использованию криптовалют для трансграничных расчетов необходимо провести эксперименты с различными моделями расчетов, чтобы на практике выявить работающие механизмы платежей с минимумом экономических и технологических рисков. А отслеживать чистоту операций с точки зрения ПОД/ФТ/ФРОМУ могла бы система «Прозрачный блокчейн» Росфинмониторинга, а также другие частные разработки российских компаний.

Инвестиции

Для физических лиц — неквалифицированных инвесторов ограничение на инвестиции в пределах существующего потолка в 600 тыс. рублей в год в рамках общей логики регулирования финансового рынка выглядит логичным, хотя к самой по себе данной норме я отношусь негативно, поскольку вместо повышения финансовой грамотности населения выбраны ограничительные и запретительные механизмы, что уменьшает риски потерь, но и не дает новым финансовым инструментам шансов для роста.

Прогнозы туманны?

Проект федерального закона был рассмотрен Экспертным советом Госдумы по обороту криптовалюты 12 апреля 2023 года и получил негативные отзывы с предложением доработать законопроект с целью разрешения использовать российскую информационную и финансовую инфраструктуру для отчуждения (продажи) криптовалюты, полученной в результате майнинга. Прогнозировать появление согласованного текста законопроекта и тем более его принятие сегодня невозможно. Скорее всего, вряд ли мы увидим взвешенное регулирование оборота криптовалют до конца 2023 года.

Рубрика:
{}Криптобизнес

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube