курс цб на 23.01:
56.6261
69.265
курс криптовалют:
10807.3 $
1000.12 $

Android Pay изменит рынок микрозаймов

20 июня 2017 16:24 Количество просмотров588 просмотров

Запуск Android Pay не только ускорит развитие бесконтактных мобильных платежей в России, но и напрямую повлияет на изменение облика микрофинансового рынка.

Сергей Седовгенеральный директор сервиса онлайн-займов «Робот Займер»


Россиян помчит «тройка»

Оплата за розничные покупки с помощью мобильных устройств стала возможной благодаря развитию технологии NFC, появившейся на свет в 2004 году. Очевидное удобство этого способа платежа обусловило стремительный рост его популярности во всем мире. Объем бесконтактных мобильных покупок увеличивается с каждым годом: с 5 млрд долл. США в 2014 году до 142 млрд долл. только на рынке США, ожидаемых в 2019-м. Параллельно в торговых сетях растет доля платежных терминалов, поддерживающих бесконтактную технологию, и количество выпускаемых мобильных NFC-устройств (до 1,8 млрд уже в 2018 году). Активно развиваются – особенно усилиями глобальных ИТ-корпораций – и соответствующие программные решения для отлаженной работы новых технологий.

«Локомотивами» рынка общепринято считаются бесконтактные платежные системы от компаний Apple и Samsung, доступные на устройствах их собственных товарных Линеек, начиная с 2014–2015 годов. Данные Juniper Research (см. табл.) наглядно демонстрируют динамику роста пользователей этих сервисов в мире. Однако, как можно убедиться из таблицы, активно наверстывает отставание и еще один гигант – Google – со своей системой Android Pay.

Несмотря на традиционные предпочтения россиян в отношении расчетов наличными, наша страна не остается в стороне от мирового тренда. Samsung Pay и Apple Pay запущены в России осенью 2016 года, и первые итоги впечатляют. В частности, старт Apple Pay в РФ стал рекордным по сравнению с другими странами мира. А по данным лишь одного из банков-партнеров, совокупный месячный оборот по обеим системам в 2016 году уже исчислялся суммой в 300 млн рублей.

39С небольшим отставанием 23 мая 2017 года стартовал в России и Android Pay. И этот факт как минимум обещает существенно подстегнуть дальнейшее развитие «бесконтакта» в нашей стране.

Сравниваем конкурентные преимущества

В числе основных конкурентных преимуществ Apple Pay – высокая степень лояльности клиентов к бренду и более ранний, по сравнению с конкурентами, запуск сервиса. Последний фактор благотворно повлиял на темпы продвижения среди покупателей и торгово-сервисных предприятий, в том числе в интернет-сегменте (причем уже и в России). По этой же причине сервис максимально приблизился к реализации ряда новаторских усовершенствований в области безопасности и внедрения программ лояльности.

Samsung вправе записать себе в актив максимальную нацеленность на скорейшее опережение позиций своего основного конкурента. В пример можно привести географическую распространенность сервиса Samsung Pay, а в России – старт сразу с шестью, а не с одним, как Apple, финансовыми партнерами. Не дремлют корейцы и в вопросе расширения функционала сервиса: освоения сферы интернет-покупок, разработки голосового помощника и пр. Но наиболее значимым преимуществом Samsung Pay все же выглядит технологическое: линейка NFС-смартфонов параллельно оснащается имитатором магнитной ленты банковской карты (MST). Это позволяет использовать их не только в бесконтактных, но и в обычных платежных терминалах, каковых в России, как и в мире, пока большинство.

Запуск Android Pay в России напрямую повлияет на изменение облика микрофинансового рынка

Основной козырь Google – свобода в использовании мобильных устройств любых брендов, имеющих NFC-модуль и функционирующих на платформе Android (версии от 4.4). По последним данным, в России на Android работает порядка 80% мобильных устройств – и это лучшее подтверждение больших перспектив Android Pay в нашей стране. Тем более что NFC-аппараты производства Huawei, Lenovo, LG и других фирм, особенно китайских, как правило, гораздо дешевле, нежели Samsung и iPhone. В пользу Android Pay также говорят уже достигнутые успехи в интернет-продвижении сервиса. Наконец, глубокая интеграция Android Pay в Google делает возможным сбор данных (Big Data) о транзакциях. Их анализ, в свою очередь, позволяет точечно выйти на каждого клиента системы с персонально ориентированными – в частности кредитными – предложениями.

Новые игроки рынка POS-кредитования: долгая подготовка быстрого старта

Развитие быстрых и удобных безналичных покупок выглядит крайне привлекательным с точки зрения потребительского POS-микрокредитования. Осознавая это, некоторые заинтересованные игроки уже не замедлили в той или иной мере воспользоваться появлением бесконтактных платежных сервисов в России. С другой стороны, более крупные структуры, понимая всю перспективность направления, все же предпочли не форсировать события, ограничиваясь в основном подготовительной работой. Немаловажной причиной здесь стало и ожидание рынком запуска именно Android Pay.

В полной мере подтверждает сказанное тот интерес, который проявил к вопросу один из ведущих сотовых операторов (речь идет об МТС. – Ред.). Еще летом 2017 года он анонсировал подготовку к выдаче микрозаймов своим абонентам. При этом наличие NFC-смартфона на платформе Android изначально называлось обязательным условием, а возможности получения кредита наличными не предполагалось в принципе. Очередной новостью стал запуск пилотного проекта, при этом сообщалось, что этой весной он войдет «в более масштабную стадию». Наконец, оператор входит в число наиболее вероятных первоочередных партнеров Android Pay в России, заявляя о стремлении внедрить эту систему одними из первых в стране. Все это не оставляет сомнений насчет серьезности его намерений в отношении масштабной экспансии на микрофинансовый рынок непосредственно после запуска Android Pay. С учетом новизны и удобства предложения, наличия 8-миллионной базы потенциальных клиентов, а также существенной (более 20%) и при этом стабильно растущей доли NFC-смартфонов в общем парке клиентских устройств компания вправе рассчитывать на быстрое вхождение в число ведущих микрокредиторов страны в POS-cегменте.

39-2МФИ не дремлют!

Запуск Android Pay может стать стартовым сигналом и для активизации микрофинансовых структур. В первую очередь это касается дополнительного спроса на микрозаймы в онлайн-сегменте. Учитывая отсутствие брендовых ограничений на смартфоны, «быстрые» Android-покупки обещают заметно стимулировать более активное потребление. Проблему нехватки средств на желанное приобретение можно быстро решить заказом необходимой суммы через тот же смартфон. Будучи оперативно перечисленными на привязанный к гаджету счет, эти средства уйдут в счет оплаты товара. Никаких дополнительных проблем для онлайн-МФИ, особенно в случаях с постоянной клиентурой, это не составит. Со временем благодаря использованию передовых технологий вероятно лишь движение в сторону увеличения скорости работы по обслуживанию бесконтактных покупок в кредит.

Другой возможный сценарий – развитие бесконтактных кредитных сервисов силами аффилированных банковских МФИ, особенно подконтрольных финансовым партнерам Android Pay в России. Обладая сведениями о потенциальных заемщиках (обладателях банковских счетов, привязанных к Android Pay) и имея возможность видеть движение средств, через свои микрофинансовые структуры банки вполне могут наладить оперативное перечисление требуемых сумм в виде микрозаймов на те же самые счета.

Не исключено, что роль аффилированных МФИ будут играть более независимые представители онлайн-сегмента микрофинансового рынка. Тем более, многие из них, обладая значимым для таких проектов потенциалом и опытом, не смогли получить статус микрофинансовой компании (МФК), соответственно, потеряв возможность привлечения сторонних инвестиций и работы в онлайн-сегменте. Сосредоточение на обслуживании мобильных займов на бесконтактные покупки «под крылом» банка или сотового оператора (в обмен на необходимую для онлайн-работы 70-миллионную капитализацию) может стать разумным вариантом их дальнейшего развития.

Версия для печати

Читайте в этом номере:




В рубриках:
ЖУРНАЛ ПЛАС №5
Форум экспертов
50-рублевые банкноты – слухи об их смерти явно преувеличены
На платежном рынке России одним из главных событий уходящего года стал ввод в обращение новых купюр номиналом 200 и 2000 рублей. В декабре 2017 г. ряд СМИ активно обсуждал информацию о выводе из оборота 50-рублевых купюр через пять лет в связи с политикой ЦБ по сокращению наличного денежного оборота в стране. Эксперт-консультант, партнер компании Currency Research (США), член Международной ассоциации IACA Виктор Ионов считает подобные тезисы и столь долгосрочный прогноз довольно наивными. Об этом он рассказал порталу PLUSworld.ru.
29 декабря 2017 13:04
eIDAS – новый гарант доверия к электронным транзакциям в Евросоюзе?
О сути грядущих законодательных изменений на рынках стран Евросоюза рассказывает Павел Есаков, эксперт по системам аутентификации компании CompuTel System Management. 
25 декабря 2017 14:15
Робоэдвайзерам есть чему поучиться у автомобильной промышленности
«Количество роботов превысит количество людей на планете Земля к 2035 году», – таким прогнозом поделились с индустрией эксперты на форуме инновационных финансовых технологий «Финополис-2017» в Сочи. В современном мире машины становятся неотъемлемой частью нашей жизни, и все большее значение они приобретают и в сфере финансовых услуг. Так, робоэдвайзеры (роботы-консультанты) играют важную роль в управлении активами, помогая инвесторам осваивать цифровую торговлю за счет использования автоматизированных решений. Однако насколько успешными в реальной жизни окажутся гибридные решения, пока не ясно. Финтех-индустрии стоит обратить внимание на уроки из опыта автомобильной промышленности, чтобы избежать ошибок, которые могут замедлить технологический прогресс, считает Игорь Домброван, директор отдела институциональных продаж, Saxo Bank. 
22 декабря 2017 14:25
Лента новостей
ЖУРНАЛ ПЛАС №5
Мероприятия SiGMA 2017: Итоги
18 января 2018 13:41
Количество просмотров 136 просмотров
Криптовалюты Биткоин резко упал в цене 
11 января 2018 13:59
Количество просмотров 443 просмотра