курс цб на 17.12: USD 66.4337 EUR 75.389
криптовалют: BTC 3181.6$ ETH 83.68$
Архив / 2018 / ЖУРНАЛ ПЛАС №8 / 610 просмотров

Справедливая цена платежа: кто оплатит решение вопроса?

Рассмотрим результаты ценового регулирования там, где оно уже практикуется

Тарифы. В поисках «справедливости»

В последнее время в России с новой силой обострились дискуссии вокруг размера торговой уступки и межбанковских комиссий в контексте более широкой проблематики «справедливых» цен на те или иные услуги. Лоббисты введения ценового регулирования называют внушительные размеры среднерыночных ставок, значительно превышающие ставки инкассации наличных или размеры комиссий, «принятые в Европе». Для обывателя, привыкшего к потреблению в цифровой форме (приложил карту к терминалу или нажал пару кнопок в мобильном приложении, и деньги со счета в одном банке моментально ушли на счет в другой банк), действительно не очень понятно, за что, собственно, тут брать плату. И если комиссии не снижаются, как уверяют лоббисты, то возникает вопрос: может быть, и правда пришло время «навести порядок» в этой сфере? Поскольку «справедливость» и обоснованность тарифов – те вопросы, с которыми профессиональному сообществу и регуляторам со всей очевидностью предстоит серьезно работать в этом и следующем 2019 году, мы решили представить небольшой обзор результатов ценового регулирование там, где оно практикуется уже некоторое время.

10-2

Ценовое регулирование платежных услуг достаточно активно начало применяться в международной практике примерно с первой половины 2000-х годов. География юрисдикций, использующих регулирование, достаточно широка – США, Китай, Австралия, Великобритания, Индия, государства – члены Евросоюза и некоторые другие страны – и продолжает расширяться.

Возникнув на волне судебных разбирательств о справедливости стоимости приема платежных карт для крупных торговых сетей в США, Австралии и ЕЭС, регулирование применялось и продолжает применяться для решения не только этого спорного вопроса, относящегося к категории «вечных» и не имеющих однозначного решения, но и широкого круга самых разнообразных задач.

Так, например, введение единых ставок межбанковских комиссий в Европейском союзе было частью целого комплекса мер, нацеленных на унификацию платежного рынка ЕЭС – установление единых правил и тарифов работы платежных систем на всех локальных рынках Содружества, а также обеспечение повсеместного хождения любых карточных продуктов на всей территории ЕЭС (что фактически означало упразднение национальных платежных систем, большинство из которых в результате прекратили работу или утратили самостоятельность).

11

Расчистка и унификация платежного пространства привели к сервисному обеднению европейского пространства, снижению конкуренции и установлению единого ценового предложения потребителю. Вместе с тем активное развитие финтех-сегмента требовало инфраструктуры для практического применения. Более того, активное развитие платежных услуг и e-commerce в США (где регулирование носит более избирательный характер) и Китае (где регулирование действовало на «пустом» рынке на период построения China Union Pay, которая, в свою очередь, как раз в силу установленных тарифных ограничений существенно сдает позиции «альтернативным» платежным методам) заставило ЕЭС предпринимать очередные попытки по открытию финтех-сервисам доступа к платежной банковской инфраструктуре не только за счет механизма Open API, но и за счет очередного витка ценового регулирования.

Активное развитие финтех-сегмента требовало инфраструктуры для практического применения

В других случаях, например, в некоторых штатах США (в частности, штат Нью-Мексико) и ряде стран Латинской Америки, целью применения регулирования комиссий было пополнение местных бюджетов или решение различных социальных задач.

Тем не менее основной вопрос, на который должно ответить регулирование комиссий, – какой размер торговой уступки и межбанковских комиссий является «справедливым». Речь идет как о социальной справедливости, снижении издержек для развития розничной торговли (прежде всего малого бизнеса) и негативного влияния на конечного потребителя, так и о стимулировании дальнейшего развития карточного платежного рынка в целом. В этой связи интересно проследить, к каким последствиям привели уже данные «ответы» в виде действующих норм ценового регулирования.

Продолжение материала содержит полезную для вашего бизнеса информацию…

Подписка позволяет читать все статьи портала

Читайте в этом номере: